Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-612/2021 по административному исковому заявлению МИФНС России № 18 по Самарской области к Барановой И.А о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным иском с учетом уточнения к Барановой И.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2016 г. в размере 10 437 рублей 39 копеек, пени в размере 147 рублей 05 копеек, за 2018 г. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 26 345 рублей, пени 7 рублей 16 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать установленные законодательством налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты. В связи с чем налоговый орган в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил. Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ №. ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ № был отменен по заявлению административного ответчика. В связи с чем, административный истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьями 57 Конституции РФ и 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Судом установлено, что у Барановой И.А. в период 2016 по 2018 гг. в собственности находились объекты недвижимости: 1) иные строения и сооружения, площадью 38,20 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 2) нежилое помещение, площадью 68,90 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с главами 28,31 НК РФ, Законом РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц», Постановлением Самарской Городской Думы № 170 от 27.10.2005г. «О налоге на имущество физических лиц», должник является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаваемых объектом налогообложения.
Из материалов дела следует, что Барановой И.А. было выставлены налоговые уведомления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 в общей сумме 26 883 рубля, по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 17888 рубля, по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Отправка указанного уведомления подтверждается почтовым реестром в материалах дела.
В связи с не поступлением оплаты, административным истцом в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями):
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налог на имущество физических лиц в сумме 49 698 рублей, пени 682,17 рубля.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового требования в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № 18 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Барановой И.А. налога на имущество физических лиц за 2015 – 2018 г.г. в размере 50 853 рубля, пени в размере 682,17, на общую сумму 51 535 рублей 17 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Баранова И.А. обратилась к мировому судье с возражением относительно исполнения судебного приказа, просила его отменить, в связи с чем 03.09.2020 мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа №.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец МИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, направленным почтой ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден.
До настоящего времени налогоплательщиком в бюджет не уплачена сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц в полном объеме.
Согласно уточненному иску сумма задолженности Барановой И.А. по налогу на имущество с физических лиц за 2016 г. составляет в размере 10 437 рублей 39 копеек, пени в размере 147 рублей 05 копеек, за 2018 г. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. Составляет в размере 26 345 рублей, пени 7 рублей 16 копеек.
Между тем, в ходе судебного заседания административном ответчиком представлены платежные документы о частичном уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. в общей сумме 17 500 рублей по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ УИН 18№, что подтверждается чек-ордерами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58). Доводы административного истца о том, что указанная денежная сумма в размере 17500 рублей направлена налоговым органом на погашение задолженности за предыдущий период отклоняются судом как несостоятельные, поскольку оплата административным ответчиком произведена по реквизитам налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ УИН №, что свидетельствует о погашении задолженности по налогу на имущество именно за период 2018 года. В связи с чем, требования административного истца о взыскании задолженности по налогу на имущество за указанный период подлежат удовлетворению частично в сумме в размере 8845 рублей (26 345-17500).
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом неверно применен расчет коэффициент 1,8 за помещение с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, так как коммерческая деятельность отсутствует и прибыли ответчик не получает, полагая, что расчет коэффициента должен быть применен 0,5, судом не принимаются.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019) "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего положениям, установленным статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, являются основанием для исключения этих объектов недвижимости из Перечня, определенного уполномоченным органом на текущий налоговый период, а также на налоговые периоды, предшествующие календарному году направления заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка (но не более чем за три налоговых периода), в случае если такие объекты были включены в данный Перечень (п.14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019).
Доказательств того, что в отношении спорных объектов недвижимости выносились решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего положениям, установленным статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.
Ссылка административного ответчика на решение Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в иске МИФНС России 18 Самарской области к административному ответчику о взыскании налога на имущество за 2016 год и незаконности взыскания налога за этот же период несостоятельна.
Действительно, решением Самарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Самарской области о взыскании с Барановой И.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 гг. в размере 16 493,00 руб., пени в размере 249,59 руб. отказано. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, выставленные и направленные уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении имущества по адресу: <адрес> за 2016 год и суммы недоимки которые фигурировали в рассмотренном деле № не фигурируют в данном судебном разбирательстве, поскольку в налоговом уведомлении №от ДД.ММ.ГГГГ указан расчет доначисленной суммы налога за иные строения помещения и сооружения по адресу <адрес> за 2016 г. в размере 17 888 рублей (сумма исчисленного налога 20 307 рублей - сумма ранее исчисленного 2 419 рублей = сумма к доплате 17 888 рублей).
Представителем административного истца в ходе судебного заседания представлена выгрузка из карточки расчётов с бюджетом налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц. В которой отражена операция от ДД.ММ.ГГГГ наименование операции – «уменьшено налога по расчету», сумма операции составила 8 028 рублей и 3 087 рублей за отчетный период операции 2018 г. Общая сумма задолженности по налогу на имущество оставила 45 677 рублей из них долг за 2018 год составил 15 230 рублей.
Однако, операцией от ДД.ММ.ГГГГ суммы по налогу на имущество в размере 8 028 рублей и 3 087 рублей за отчетный период 2018 г. отражены (возвращены) в карточке расчетов с бюджетом с пометкой ошибочная операция от ДД.ММ.ГГГГ соответственно сумма задолженности за 2018 г. (отраженная в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.) составила 26 345 рублей.
Дав оценку и анализ исследованным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд считает, что исковые требования МИФНС России № 18 по Самарской области, с учетом уточнения и частичной оплатой административным ответчиком, подлежат удовлетворению в части взыскания с Барановой И.А. недоимка по налогу на имущество за 2016 г. – 10437,39 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный в требовании, в размере 142,47 рублей, по налогу на имущество за 2018 г. в размере 8845 рублей, пени в заявленном административным истцом размере 7 рублей 16 копеек.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета, поэтому в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 777 рублей 28 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России № 18 по Самарской области к Барановой И.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, - удовлетворить частично.
Взыскать с Барановой И.А. в доход бюджета недоимку по налогу на имущество за 2016 г. – 10437,39 рублей, пени в размере 142,47 рублей, по налогу на имущество за 2018 г. в размере 8845 рублей, пени в размере 7 рублей 16 копеек, а всего 19432,02 рублей.
Взыскать с Барановой И.А. в бюджет муниципального образования г.о. Самара государственную пошлину в размере 777 рублей 28 копейки.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2021 г.
Судья: О.П. Коваленко