Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2759/2017 ~ М-2819/2017 от 16.11.2017

Дело №2а-2759/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2017 года                                           г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Чапайкиной Е.П.,

при секретаре Сидоровой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора г.Димитровграда Фадеева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Город Димитровград» к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора г.Димитровграда обратился в суд с данным административным иском в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Город Димитровград» к Городской Думе города Димитровграда Ульяновской области, указав в обоснование заявленных требований, что в рамках осуществления прокуратурой города Димитровграда надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности Городской Думы города Димитровграда выявлены нарушения со стороны ее отдельных депутатов в части достоверного представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ответственность за допущение которых в настоящее время может быть применена исключительно в судебном порядке.

По результатам анализа, проведенного с участием налогового и регистрирующих органов, прокуратурой города получены данные, свидетельствующие о представлении недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год отдельными депутатами Городской Думы.

Так, депутатом Адамовым А.М. (ДАТА) с <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор займа, предметом которого являются переданные А. А.М. <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты> рублей с процентной ставкой 2 процента в месяц от суммы займа. Решением Димитровградского Г. суда от (ДАТА) с <данные изъяты> и <данные изъяты> в солидарном порядке в пользу Адамова А.М. взыскано <данные изъяты> рублей, в настоящее время в ОСП г.Димитровграда имеется исполнительное производство по указанному долгу в пользу Адамова А.М. Однако, А. А.М. в подразделе 6.2 раздела 6 справки за 2016 год не указано                                                                         срочное обязательство финансового характера в его пользу, со всеми необходимыми сведениями, предусмотренными формой справки.

Помимо того, Адамовым А.М. с Комитетом по управлению имуществом Мелекесского района заключен договор аренды земельного участка от (ДАТА) №*, в отношении земельного участка площадью 333 кв.м., по <адрес> в <адрес>, для садоводства. Данное право аренды Адамовым А.М. не указано в подразделе 6.1 раздела 6 справки за 2016 год в качестве объекта недвижимости, находящегося в пользовании.

Более того, аналогичные нарушения допущены Адамовым А.М. в справке за 2015 год, что указывает на неоднократность представлениями им недостоверных (неполных) сведений об обязательствах имущественного характера.

До (ДАТА) в долевой собственности депутата Иванова Н.Н. и его супруги <данные изъяты> находилась квартира по <адрес>, по <данные изъяты> доли, которая по договору купли-продажи от (ДАТА) Ивановым Н.Н., <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты>, продана <данные изъяты> и <данные изъяты> за <данные изъяты> рублей. Однако, доход от продажи указанной квартиры не был указан в разделе 1 справок за 2016 год (по состоянию на (ДАТА)) Иванова Н.Н. и его супруги <данные изъяты><данные изъяты> а данная квартира как и в справках за 2015 год указана в разделах 3.1 раздела 3 справок Иванова Н.Н. и его супруги <данные изъяты>, как находящаяся в их долевой собственности.

Тем самым, депутаты Адамов А.М. (неоднократно) и Иванов Н.Н. не исполнили требования антикоррупционного законодательства, являющиеся для них обязательными.

В соответствии с частью 7.1. статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом № 273-ФЗ, Законом № 230-ФЗ, Федеральным законом от 07.05.2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В этой связи прокурором города 19.07.2017 г. в Городскую Думу внесено представление с требованием провести проверки по обозначенным фактам, а по результатам рассмотрения материалов проверок на заседании Городской Думы решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Адамова А.М. и Иванова Н.Н.

Решением Городской Думы от 16.08.2017 г. № 66/795 представление признано подлежащим удовлетворению в полном объеме, без каких-либо исключений, а решениями Городской Думы от 16.08.2017 г. № 66/796 и 66/797 в отношении названных депутатов было назначено проведение проверок. По результатам проведенной комиссионной проверки (решение от 18.10.2017) нашли подтверждение факты представления депутатами Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н. неполных (недостоверных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год.

Вместе с тем большинство депутатов Городской Думы, при одном воздержавшемся, проголосовали против указанных решений. Соответственно законные требования прокурора города об устранении нарушений требований антикоррупционнорго законодательства оставлены без удовлетворения – полномочия депутатов Городской Думы Адамова А.М. и Иванова Н.Н. досрочно не прекращены. Такая позиция Городской Думы является неправомерной и характеризуется как бездействие, т.к. вопреки изложенным требованиям антикоррупционного законодательства Городская Дума не приняла мер для досрочного прекращения полномочий ее депутатов Адамова А.М. и Иванова Н.Н.

Более того, при рассмотрении указанных проектов решений депутаты Адамов А.М. и Иванов Н.Н. также принимали участие в голосовании и проголосовали против, в том числе и о прекращении своих полномочий, тем самым не приняли мер по урегулированию возникшего конфликта интересов, заключающегося в незаконном осуществлении ими депутатских полномочий.

Приведенные факты указывают на неоднократность неисполнения депутатами Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н. требований законодательства о противодействии коррупции, что в силу части 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ является безальтернативным основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов Городской Думы.

Просил признать незаконным бездействие Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в не принятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Адамова А.М. и Иванова Н.Н., обязать Городскую Думу города Димитровграда Ульяновской области принять решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Адамова А.М. и Иванова Н.Н. на ближайшем заседании со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Димитровграда Фадеев В.А. поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям. Дополнительно пояснил, что не согласен с доводами представителя ответчика о том, что исковые требования и.о. прокурора города подлежат отклонению, т.к. изменения в статью 40 Федерального закона от 03.04.2107 № 64-ФЗ (далее – Закон № 64-ФЗ), предусматривающие специальный порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатами выборного органа местного самоуправления, вступили в силу 15.04.2107, а депутаты Городской Думы, в том числе депутаты Адамов А.М. и Иванов Н.Н. представили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, в срок до 01.04.2017, т.е. до вступления в силу Закона № 64-ФЗ. Закон Ульяновской области № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» был принят только 31.08.2017, а вступил в силу 05.09.2017 г. Представление прокурора города было внесено 19.07.2017, т.е. до принятия и вступления в силу Закона № 85-ЗО, а его практическое применение будет возможно в отношении указанных сведений за 2017 год, которые должны быть представлены не позднее 01.04.2017 г. В данном случае необходимо было руководствоваться решениями Городской Думы от 30.03.2016 № 42/514 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Главой города Димитровграда Ульяновской области, депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», от 30.03.2016 № 42/515 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, и соблюдениями ими иных требований законодательства о противодействии коррупции» и от 30.03.2016 № 42/516 «Об утверждении Положения о Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города Димитровграда Ульяновской области и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, по соблюдению ими иных требований законодательства по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов». Более того, специальная процедура проведения проверок достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов выборных органов местного самоуправления не ограничивает право прокурора требовать устранения нарушений антикоррупционного законодательства путем внесения и обращения с иском в суд, в том числе с требованиями о досрочном прекращении полномочий депутатов выборных органов местного самоуправления. Просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Афандеев Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что 24.10.2017 прокурор г. Димитровграда направил в Городскую Думу г. Димитровграда проекты решений «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области второго созыва Иванова Н.Н.» и «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области второго созыва А. А.М.». Указанные проекты были рассмотрены на очередном заседании Городской Думы, однако не набрали необходимого для принятия решения количества голосов. Требования прокурора г.Димитровграда о понуждении Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области к принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области А. А.М. и Иванова Н.Н. на ближайшем заседании со дня вступления в законную силу решения суда противоречит ст. 10 Конституции РФ, в соответствии с которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Депутаты Иванов Н.Н. и А. А.М. были законно избраны на указанную должность. До настоящего момента полномочия данных депутатов не прекращены.

Кроме того, сведения указанные в административном исковом заявлении, не внесены депутатами Ивановым Н.Н. и А. А.М. в справку о доходах по невнимательности. Умысла на сокрытие данных сведений у депутатов не имелось.

Кроме того, Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ в статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, статья дополнена ч. 7.2, 7.3. В соответствии с ч. 7.2 ст. 40 указанного закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Во исполнение данных пунктов Закона 31.08.2017 был принят Закон Ульяновской области «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц». Таким образом, Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города Димитровграда Ульяновской области и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области имела полномочие на проведение проверок только до 15.04.2017 г. Таким образом, была нарушена процедура проведения проверки. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо А. А.М. в судебном заседании пояснил, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он не указал сведения о имеющемся решении суда о взыскании в его пользу задолженности по договору займа, поскольку ни в 2015, ни в 2016 году он не получал денежных средств по данному договору, решение суда не исполнялось. Таким образом, отсутствовала доходная часть. Кроме того, в 2015 году они впервые заполняли справку о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, замечаний к нему не было. В 2016 году его имущественное положение не изменилось, в связи с чем в 2016 году в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он отразил сведения, аналогичные сведениям, указанным в справке за 2015 год. Договор аренды земельного участка площадью 333 кв.м. по <адрес> в <адрес> заключен им в 2005 году. Арендная плата по договору составляла <адрес> руб. в год. Однако он об этом не помнил, оплату по договору не производил, руководство поселения также не требовало с него денежных средств. Сведения об указанном договоре он не отразил в связи с невнимательностью.

Заинтересованное лицо Иванов Н.Н. в судебном заседании пояснил, что не отрицает, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера он не указал сведения о продаже квартиры по <адрес>. Это его вина. Он указал лишь то имущество, которым фактически владел на момент заполнения справки. Данные сведения не отразил не в целях сокрытия имущества. Говорить о коррупционной составляющей нельзя.

Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

30.03.2016 г. решением Городской Думы № 42/514 утверждено Положение о порядке представления Главой города Димитровграда Ульяновской области, депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее по тексту – Положение) (т.2 л.д.65-66).

В соответствии с п. 2 указанного депутат Городской Думы г.Димитровграда не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 форме сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города Димитрогврада Ульяновской области и депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, по соблюдению ими иных требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что в ходе осуществления прокуратурой города Димитровграда надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности Городской Думы города Димитровграда выявлены факты представления недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год депутатами Городской Думы Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н.

В частности, установлено, что депутатом А. А.М. (ДАТА) с <данные изъяты> и <данные изъяты>. заключен договор займа, предметом которого являются переданные А. А.М. <данные изъяты> <данные изъяты> рублей с процентной ставкой 2 процента в месяц от суммы займа. Решением Димитровградского городского суда от 05.05.2015 по делу № 2-861/2015 с <данные изъяты> в солидарном порядке в пользу А. А.М. взыскано 4 374 108,21 рублей, в настоящее время в ОСП г.Димитровграда имеется исполнительное производство по указанному долгу в пользу А. А.М. Однако данное срочное обязательство финансового характера в пользу А. А.М. им в справке за 2016 год не указано. Также А. А.М. в справке за 2016 год в качестве объекта недвижимости, находящегося в пользовании, не отражены сведения о заключении с Комитетом по управлению имуществом Мелекесского района договора аренды от 19.04.2005 № 00066 в отношении земельного участка площадью 333 кв.м., по <адрес>, <адрес>, для садоводства.

Также установлено, что до (ДАТА) в долевой собственности депутата Иванова Н.Н. и его супруги <данные изъяты> находилась квартира по <адрес>, которая по договору купли-продажи от (ДАТА) Ивановым Н.Н., <данные изъяты>., <данные изъяты> и <данные изъяты>. продана <данные изъяты> и <данные изъяты>, за <данные изъяты> рублей. Однако, доход от продажи указанной квартиры не был указан в справке за 2016 год Иванова Н.Н. и его супруги <данные изъяты> а данная квартира как и в справке за 2015 год указана как находящаяся в долевой собственности Иванова Н.Н. и его супруги <данные изъяты> (т.1 л.д.162-287).

В связи с установлением данных обстоятельств прокурором города 19.07.2017 г. в Городскую Думу г.Димитровграда было внесено представление о проведении проверки по обозначенным фактам, а по результатам рассмотрения материалов проверок на заседании Городской Думы решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов А. А.М. и Иванова Н.Н. (т.1 л.д.14-19).

Решением Городской Думы от 16.08.2017 № 66/795 представление прокурора признано подлежащим удовлетворению, а решениями Городской Думы от 16.08.2017 № 66/796 и 66/797 в отношении названных депутатов было назначено проведение проверок (т.1 л.д.23-28), по результатам которой нашли подтверждение факты представления депутатами А. А.М. и Ивановым Н.Н. неполных (недостоверных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год.

Факт неуказания вышеприведенных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в справках за 2016 год представителем административного ответчика, а также заинтересованными лицами А. А.М. и Ивановым Н.Н. в судебном заседании не отрицался.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не отрицается представителем административного ответчика, в установленный законом месячный срок, решение Г. Д. <адрес> по перечисленным в представлении прокурора нарушения принято не было.

В частности, 24.10.2017 г. в соответствии с правом, предоставленным пунктом 9 части 2 статьи 10 Регламента Городской Думы, утвержденного решением Городской Думы от 27.11.2013 № 4/35, статьей 1 Положения о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в Городскую Думу города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного решением Городской Думы от 25.12.2013 № 6/64, прокурор города Димитровграда направил для рассмотрения на заседании Городской Думы подготовленные прокуратурой города проекты решений «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области второго созыва Н.И. Иванова» и «О досрочном прекращении полномочий депутата Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области второго созыва А.М. А.» (т.1 л.д.86-94).

На очередном 70-ом заседании Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области, состоявшемся 25.10.2017 г., информация о результатах проведенных проверок достоверности полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представленных депутатами Городского Думы города Димитровграда А. А.М. и Ивановым Н.Н. была заслушана, вместе с тем представленные прокурором города проекты решений о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов не были приняты по результатам голосования, поскольку не набрали необходимого количества голосов, полномочия депутатов Городской Думы Адамова А.М. и Иванова Н.Н. досрочно не прекращены.

При этом, как следует из протокола очередного семидесятого собрания Городской Думы от 25.10.207 г., при рассмотрении указанных проектов решений депутаты А. А.М. и Иванов Н.Н. также принимали участие в голосовании и проголосовали против прекращения своих полномочий (т.1 л.д.46-67).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу о том, что на момент заседания Городской думы от 25.10.2017 г. имелись безусловные основания для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской думы Адамова А.М. и Иванова Н.Н.,в связи с установлением факта не надлежащего исполнения обязанности, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции" в части полноты представленных за 2016 год сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом доводы административного ответчика об отсутствии у указанных депутатов умысла на сокрытие каких-либо сведений состоятельными быть признаны не могут, поскольку сам по себе статус депутата возлагает на указанных лиц повышенную ответственность за не соблюдение ограничений, запретов, за исполнение обязанностей, которые установлены Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Также не могут быть признаны обоснованными доводы административного ответчика о нарушении процедуры проведения проверки достоверности представленных депутатами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в силу следующего.

Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ в статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, статья дополнена ч. 7.2, 7.3.

В соответствии с ч. 7.3 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.3. ст. 40 указанного Федерального закона при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Таким образом, в соответствии с указанными изменениями действительно предусмотрен специальный порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатами выборного органа местного самоуправления, которая может проводиться по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование вопросов проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на уровне субъекта российской Федерации в Ульяновской области получило разрешение путем принятия Закона Ульяновской области от 31.08.2017 г. № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц» (далее по тексту – Закон № 85-ЗО), вступившего в силу 05.09.2017 г.

Данным Законом в соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлен порядок представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в муниципальных образованиях Ульяновской области или замещение должностей глав местных администраций муниципальных образований Ульяновской области по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Губернатору Ульяновской области и порядок проверки их полноты и достоверности.

Статьей 3 указанного Закона № 85-ЗО предусмотрено, что решение о проведении проверки достоверности и полноты представленных Губернатору Ульяновской области в соответствии со статьями 2 или 3 настоящего Закона сведений принимается Губернатором Ульяновской области и оформляется правовым актом Губернатора Ульяновской области.

Организация указанной в части 1 настоящей статьи проверки возлагается на подразделение, образованное в Правительстве Ульяновской области.

Вместе с тем, суд полагает, что внесение вышеприведенных изменений в статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» само по себе не свидетельствует о недействительности результатов проверки соответствия сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представленных депутатами Городской Думы Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н.

В частности, указанные изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, вступили в силу 15.04.2017 г., между тем как депутаты Городской Думы Адамов А.М. и Иванов Н.Н. исполняли обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, срок представления которых установлен до 01.04.2017, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ.

Правовое регулирование порядка проведения проверки полноты и достоверности представленных сведений на уровне субъекта Российской Федерации в Ульяновской области получило только принятием Закона Ульяновской области от 31.08.2017 г. № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», вступившего в силу 05.09.2017 г.

Факт неполного предоставления депутатами Городской Думы Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год был установлен прокуратурой города до вступления в законную силу вышеприведенного Закона № 85-ЗО.

Представление прокурора города об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в связи с выявлением указанного факта было внесено 19.07.2017, т.е. также до принятия и вступления в силу Закона № 85-ЗО.

При изложенных обстоятельствах суд находит обоснованными доводы помощника прокурора о том, что в рассматриваемом случае необходимо было руководствоваться решениями Городской Думы от 30.03.2016 № 42/514 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Главой города Димитровграда Ульяновской области, депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», от 30.03.2016 № 42/515 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, и соблюдениями ими иных требований законодательства о противодействии коррупции», а также от 30.03.2016 № 42/516 «Об утверждении Положения о Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города Димитровграда Ульяновской области и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, по соблюдению ими иных требований законодательства по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов.

Пункт 2 Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, и соблюдениями ими иных требований законодательства о противодействии коррупции (т.2 л.д.67-69) предусматривает, что проверка проводится Комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города Димитровграда Ульяновской области и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, по соблюдению ими иных требований законодательства по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов.

Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме информация, свидетельствующая о недостоверности и (или) неполноте сведений, если такая информация представлена в том числе правоохранительными и другими государственными органами.

На момент установления факта неполноты представленных депутатами Городской Думы Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год вышеприведенные Положения являлись действующими, иной порядок проведения проверки Городской думой установлен не был, после получение от прокурора города соответствующей информации и представления от 19.07.2017 г. Городской думой 16.08.2017 принято решение № 66/795, которым представление прокурора признано подлежащим удовлетворению в полном объеме, решениями Городской Думы от 16.08.2017 № 66/796 и 66/797 в отношении названных депутатов было назначено проведение проверок.

10.08.2017 г. на заседании Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых Главой города Димитровграда Ульяновской области и депутатами Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, по соблюдению ими иных требований законодательства по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов по результатам представленной прокурором города информации было принято решение о необходимости проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Городской Думы Адамовым А.М. и Ивановым Н.Н. (т.1 л.д.72-78).

Впоследствии указанная проверка Комиссией была проведена без каких-либо ссылок на отсутствие у нее таковых полномочий.

При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской Думы Адамова А.М. и Иванова Н.Н. на очередном 70-ом заседании Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области, состоявшемся 25.10.2017 г., решение данного вопроса не ставилось в зависимость от порядка проведения соответствующей проверки и получения ее результатов.

Кроме того, из ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Также суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что специальная процедура проведения проверок достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов выборных органов местного самоуправления, установленная Законом № 64-ФЗ и Законом № 85-ЗО, не ограничивает право прокурора требовать устранения нарушений антикоррупционного законодательства путем внесения представлений в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и путем обращения с иском в суд в соответствии с ч. 3 ст. З5 Закона № 2202-1, в том числе с требованиями о досрочном прекращении полномочий депутатов выборных органов местного самоуправления.

Анализируя совокупность исследованных в судебном заседании доказательств и установленных при этом обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, учитывая, что последствие в виде досрочного прекращения полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с принятием на себя правового статуса депутата Городской Думы, является безальтернативным.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного округа местного самоуправления нового созыва.

Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).

Решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 29.06.2016 г. принят Устав муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области (т.2 л.д.16-61).

В соответствии со ст.23 Устава Городская дума является представительным органом города, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области А. А.М. и Иванова Н.Н., поскольку установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами. Вопреки позиции административного ответчика, прокурор, обращаясь в суд, подтвердил правовой интерес по делу, выражающийся в понуждении последнего к соблюдению закона, нарушение которого напрямую затрагивает интересы государства, так как подрывает принципы противодействия коррупции.

Также суд с учетом положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает подлежащим удовлетворению требования прокурора о возложении на Городскую Думу города Димитровграда Ульяновской области принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области А. А.М. и Иванова Н.Н. на ближайшем заседании со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.39, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Административный иск прокурора города Димитровграда Ульяновской области, заявленный в защиту интересов Российской Федерации и муниципального образования «Город Димитровград», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Адамова А. М. и Иванова Н. Н.ча.

Обязать Городскую Думу города Димитровграда Ульяновской области принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Адамова А. М. и Иванова Н. Н.ча на ближайшем заседании со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 25.12.2017 года.

Судья                  Е.П. Чапайкина

2а-2759/2017 ~ М-2819/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор города Димитровграда
Ответчики
Городская Дума города Димитровграда
Другие
Адамов А.М.
Иванов Н.Н.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Чапайкина Е. П.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
16.11.2017Регистрация административного искового заявления
17.11.2017Передача материалов судье
20.11.2017Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
15.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2018Дело оформлено
26.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее