КОПИЯ
Дело № 2-2772/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием истца Ведерниковой Н.В.,
представителя истца Султанбекова М.М.,
представителя ответчика администрации г.Томска Тарасенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ведерниковой Н. В., Мелиховой Т. С., Костюченко Е. С., Сорокиной Е. Н. к администрации г. Томска, администрации Октябрьского района г.Томска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, ОАО «Томский комбикормовый завод» о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
установил:
Ведерникова Н.В. Мелихова Т.С., Костюченко Е.С., Сорокина Е.Н. обратились в суд с иском, в котором с учетом последующего уточнения (л.д. 96) просят признать Ведерникову Н.В. и членов ее семьи пострадавшими от пожара, произошедшего 25.04.2010 года в жилом помещении, ... признать за Ведерниковой Н.В. и членами ее семьи право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма; возложить на администрацию муниципального образования «Город Томск» предоставить истцам во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, по установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, применительно к жилым помещениям на территории муниципального образования «Город Томск».
В обоснование заявленных требований указано, что Ведерникова Н.В. совместно с членами своей семьи: супругом Ведерниковым Н.А., сыном Костюченко Е.С., дочерью Мелехиной Т.С. в 1992 году были вселены в квартиру ..., предоставленная от Томского комбикормового завода. В 1992 году у Ведерниковой Е.Н. родилась дочь Ведерникова (Сорокина) Е.Н. Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Томской области принято распоряжение № 54 от 20.04.1994 о передачи жилищного фонда государственного предприятия «Томский комбикормовый завод» в собственность Муниципального образования «город Томск». В 2010 году указанное жилое помещение повреждено пожаром и вследствии этого непригодно для проживания. Поврежденная квартира органом местного самоуправления не обследовалось на предмет признания ее непригодной для проживания и неподлежащей ремонту или реконструкции. В письме от 01.01.2014 № 74 истцу Ведерниковой Н.В. в этом было отказано. В 2014 году истца Ведерникову Н.В. признали нуждающейся в жилом помещении. В свою очередь Ведерникова Н.В. считает, что она и члены ее семьи имеют право на получение жилья во внеочередном порядке, поскольку являются пострадавшими от пожара.
В судебное заседание истец Ведерникова Н.В. и представитель ее и Мелехиной Т.С. – Султанбеков М.М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что истцу Ведерниковой В.Н. была оказана социальная помощь для восстановления квартиры в виде предоставления строительного материала и выплаты 200.000 руб. Решение органа местного самоуправления об отказе в создании межведомственной комиссии для решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания и неподлежащего ремонту или реконструкции не оспаривалось.
Представитель ответчика администрации г.Томска – Тарасенко Н.С. иск не признала, указав на то, что пострадавшее от пожара жилое помещение в установленном порядке не признавалось непригодными для проживания, следовательно установленного ч.2 ст. 57 ЖК РФ основания предоставления жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма нет.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района г.Томска, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, доводы которого сводятся к тому, что истцом после пожара, в результате которого пострадал многоквартирный дом, было принято решение о восстановлении занимаемого им жилого помещения. С этой целью распоряжением главы администрации Октябрьского района Города Томска от 21.05.2010 № 637 истец Ведерникова Н.В. была признана нуждающейся в древесине в объеме 125 куб.м. ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» истцу неоднократно оказывались меры социальной поддержки как в денежной, так и натуральной формах (одежда, посуда, строительные материалы). Из средств областного бюджета в сентябре 2011 г. истцу было выделено 200.000 руб. Кроме того, депутатами оказывалась натуральная помощь кирпичом по два поддона каждый.
Истцы Мелихова Т.С., Костюченко Е.С., Сорокина Е.Н., представители ответчиков ОАО «Томский комбикормовый завод», Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Томской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, причину неявки суду не сообщили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что на основании решения Главы администрации Октябрьского района г. Томска от 05.10.1992 № 99 истцу Ведерниковой Н.В. и членам ее семьи: супругу Ведерникову Н.А. (умер), дочери Костюченко Т.С., сыну Костюченко Е.С. был выдан ордер на вселение в квартиру ...
В силу требований ст. 47 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения правоотношений, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно справке от 19.02.2014 №64 МЧС России (л.д. 25) 25 апреля 2010 года произошел пожар в частной жилом доме ...
По сообщению из администрации Октябрьского района г.Томска от 11.12.2013 № 48 Ведерникова Н.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в порядке очередности (номер очереди 2881).
По общему правилу, установленному ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Так, в соответствии с требованиями п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса, постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован приведенной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия может принять в том числе решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания (п. 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и не входит в полномочия судебных органов.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ.
Как видно из материалов дела решением № 74 от 01.10.2014 (л.д. 27) Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Ведерниковой Н.В. отказано в проведении оценки помещения, ...
Данное решение истцами в установленном законом порядке не оспорено.
Таким образом, поскольку предоставленное истцу Ведерниковой В.Н. жилое помещение не было признано в установленном порядке непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции, то правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке нет.
Требование истцов о признании их пострадавшими от пожара, произошедшего 25.04.2010 в жилом помещении, ..., не может быть удовлетворено, поскольку во-первых не порождает для истцов каких-либо правовых последствий, а во-вторых никем не оспаривается и подтверждается приведенными выше доказательствами.
Кроме того следует отметить, что согласно п.п. 1.4, 1.11 ст. 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475, Администрация Города Томска осуществляет в том числе следующие полномочия: в порядке, установленном Думой, управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет контроль за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности; обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
На основании приведенной нормы, учитывая, что пострадавшее от пожара жилое помещение находится в муниципальной собственности, нуждающимся в жилом помещении истец Ведерникова Н.В. признана органом местного самоуправления, надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску является Администрация города Томска, как единственное лицо, уполномоченное в данном случае обеспечить истцов в жилом помещении по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ.
Следовательно в иске к администрации Октябрьского района г. Томска, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, ОАО «Томский комбикормовый завод» необходимо отказать как заявленному к ненадлежащим ответчикам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
иск Ведерниковой Н. В., Мелехиной Т. С., Костюченко Е. С., Сорокиной Е. Н. к администрации г. Томска, администрации Октябрьского района г. Томска, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, ОАО «Томский комбикормовый завод» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: /подпись/
Копия верна
Судья: Кулинченко Ю.В.
Секретарь:
Решение вступило в законную силу ___________________ 201_______ года.
Судья:
Секретарь:
Оригинал находится в деле № 2-2772/14 Октябрьского районного суда г. Томска