№12-44/2021
УИД 76RS0010-01-2021-000042-48
РЕШЕНИЕ
24 февраля 2021 года город Ростов Ярославской области
Судья Ростовского районного суда Ярославской области Захарова С.И.,
при секретаре Крепышевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Потехина И.А. в интересах Барабанова Валерия Викторовича на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области №76092032400156700004 от 22 декабря 2020 года, которым Барабанов Валерий Викторович привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области №76092032400156700004 от 22 декабря 2020 года Барабанов В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Потехин И.А. в интересах Барабанова В.В. по доверенности обратился в суд с жалобой, в которой просил изменить постановление в части назначенного административного наказания Барабанову В.В., ограничившись предупреждением.
В качестве доводов в жалобе указано, что в отношении ЗАО «Фатьяново» была проведена проверка по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования, выполнения требований Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 года. В результате проверки выявлено, что ЗАО 21 июня 2019 года произведена выплата заработной платы гражданам Узбекистана ФИО2, Убайдуллаевой ФИО3 через кассу предприятия в общей сумме 20 тыс. руб.
Общество зарегистрировано и осуществляет деятельность в д. Чепорово Ростовского района. Работники Общества проживают в этой же деревне и не имеют возможности открытия счета в банковских организациях ввиду отсутствия таковых в деревне. Работники при устройстве в штат Общества сами просили выдавать им денежные средства наличными, поскольку у них нет банковских карт и открывать счета они не хотят ввиду отсутствия в деревне возможности снимать денежные средства с карт. В связи с данным обстоятельством ЗАО вынуждено платить денежные средства наличными по платежной ведомости.
В судебном заседании Барабанова В.В. и его представитель по доверенности Потехин И.А. участия не принимали.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области по доверенности Кружкина В.В. против удовлетворения жалобы возражала, настаивала на том, что оснований для назначения более мягкого наказания не имеется. Предоставила в распоряжение суда отзыв налогового органа по доводам жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст. ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 ФЗ РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном рынке», приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно п. 1 части 1 статьи 1 названного закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из п.п. 6 и 7 статьи 1 Закона №173-ФЗ иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, лица без гражданства являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации- резидентами.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Соответственно выдача юридическим лицом- резидентом, заработной платы иностранным гражданам- нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены ст. 14 Закона №173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами -резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а так же переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи14 Закона №173-ФЗ.
В частности к таким случаям отнесено осуществление расчетов по договорам розничной купли- продажи товаров, а так же расчеты при оказании физическим лицам –нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. При этом возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российский Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 закона №173 –ФЗ требования об осуществлении расчетом через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Согласно статье 25 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, выдача юридическим лицом резидентом работнику- иностранному гражданину ( нерезиденту) заработной платы формально является валютной операцией и ее осуществление, минуя счета в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Налоговым органом при вынесении спорного постановления установлено, что ЗАО «Фатьяново» были заключены трудовые договоры с физическими лицами нерезидентами являющиеся гражданами Узбекистана, а именно 01.06.2018 года с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ с Убайдуллаевой ФИО3.
Во исполнение условий трудовых договоров ЗАО «Фатьяново» 21.06.2019 года произвело выплату заработной платы за апрель из кассы наличными денежными средствами иностранным гражданам на общую сумму 24 тыс. руб. следующим лицам: ФИО2 в размере 12 тыс. руб., ФИО7 в размере 12 тыс. руб.
По сведениям ЕГРЮЛ и согласно решения общего собрания акционеров генеральным директор ЗАО «Фатьяновское» является Барабанов В.В., назначен на должность приказом №6 от 25.01.2016 года. В соответствии с Уставом ЗАО генеральный директор Общества осуществляет текущее руководство деятельностью юридического лица, осуществляет иные полномочия, не отнесенные Уставом Общества к компетенции Общего собрания участников общества.
Осуществляя 21.06.2019 года выдачу из кассы ЗАО наличных денежных средств нерезидентам гражданам Узбекистана ФИО2 и ФИО7 в общей сумме 24 тыс. руб. в качестве выплаты заработной платы генеральный директор ЗАО «Фатьяново» Барабанов В.В. нарушил требования части 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Выводы судьи о виновности Барабанова В.В. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными налоговым органом материалами.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Генеральный директор ЗАО Барабанов В.В., допустив выплаты иностранным граждан заработной платы, минуя счета в уполномоченном банке, ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности. Факт совершения Барабановым В.В. правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ не оспаривается.
Доводы об отсутствии вины должностного лица, который не мог понудить сотрудников к поездке в банк с целью открытия счетов для выплаты заработной платы, судом во внимание не приняты. Факт отсутствия кредитных учреждений в населенном пункте, в котором проживают работники предприятия, личные просьбы работников выплачивать заработную плату наличными денежными средствами, отсутствие у них банковских карточек не снимают ответственности с руководителя предприятия, который зная, что его работниками являются иностранные граждане, не принял мер к исключению нарушений валютного законодательства при осуществлении расчетов с ними.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, существенных нарушений не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения спорного постановления не истек.
Административное наказание назначено генеральному директору ЗАО «Фатьяновское» Барабанову В.В. в пределах части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 31, 3.5. 4.1 КоАП РФ, и является справедливым.
Возможность назначения наказания с применением ст. 4.1.1 КоАП РФ в данном случае, по мнению суда, отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: наличие в деле достоверных доказательств того, что 1. привлеченное к ответственности должностное лицо является работником юридического лица- субъектом малого или среднего предпринимательства; 2. правонарушение совершено им впервые; 3. вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4. правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 5. назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 11 КоАП РФ.
Применительно к обстоятельствам данного дела сведения, подтверждающие наличие в совокупности всех указанных выше условий, необходимых для применения в отношении Барабанова В.В. статьи 4.1.1 КоАП РФ, в деле отсутствуют. Допущенное должностным лицом Барабановым В.В. административное правонарушение, которое выразилось в осуществлении незаконной валютной операции, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, поскольку ведет к неконтролируемому оттоку капитала. Согласно преамбуле Закона №173-ФЗ целью его принятия является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а так же устойчивость валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, посягает на установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и в необходимой степени обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и противодействие незаконным финансовым операциям. Соблюдение такого порядка является обязанностью каждого участника рассматриваемых правоотношений.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области № 76092032400156700004 от 22 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ЗАО «Фатьяново» Барабанова Валерия Викторовича оставить без изменения, жалобу Потехина И.А. в интересах Барабанова Валерия Викторовича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в 10-ти дневный срок.
Судья С.И. Захарова