Дело № 2-509/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2014 года п. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи - Кулагиной И.В.,
при секретаре - Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веремей Галины Андреевны к Администрации Озерненского сельского Совета Серышевского района Амурской области, Администрации Серышевского района о признании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания незаконным; возложении обязанности по проведению повторного обследования жилого дома на предмет пригодности для проживания,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Веремей Г.А. обратилась с данным иском в суд, и, уточнив заявленные требования, в их обоснование суду показала, что она является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с проливными дождями 09-ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение и земельный участок оказались затоплены. По результатам проведенного обследования дома, межведомственной комиссией, созданной на основании распоряжения главы администрациий Озерненского сельсовета 07 сентября 2013 года №32, был установлен факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, и принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта. Считает данное заключение нецелесообразным и незаконным, поскольку на сегодняшний она, являясь собственником жилого помещения и земельного участка, фактически осуществлять свои права собственника не имеет возможности, так как жилое помещение является непригодным для проживания, более того, техническое состояние жилого дома создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в жилом помещении. Заключение межведомственной комиссии считает незаконным, а также принятым с грубым нарушением норм действующего законодательства, выводы, указанные в заключении комиссии о необходимости проведения капитального ремонта не соответствуют фактическому состоянию и повреждению в результате ЧС жилого помещения. Также полагает что, нельзя признать обоснованным выводы данной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предусмотренным Положением. Кроме того, анализ акта обследования помещения, проведенного в сентябре 2013 года показал, что в ходе данного обследования не была дана оценка соответствия принадлежащего ей жилого помещения, всем требованиям, которым должно соответствовать жилое помещение, в том числе и состоянию всех несущих и ограждающих конструкций жилого помещения. Федеральным законодательством установлена лишь одна причина отказа в выдаче сертификата на приобретение жилья, а именно - Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов определено, что лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. Она какую-либо компенсацию в связи с утратой своего жилья не получала. Таким образом, до настоящего времени не получив жилищный сертификат, утрата имущества ей никак не восполнена. Несмотря на неоднократные обращения в администрацию Озерненского сельсовета, а также в администрацию Серышевского района, была дана рекомендация обратиться в суд за защитой нарушенных прав. На основании вышеизложенного, просит суд признать заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, созданной на основании распоряжения главы администрации Озерненского сельсовета Серышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, незаконным; обязать Администрацию Озерненского сельского Совета провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу<адрес>, на предмет пригодности для проживания; решение суда обратить к немедленному исполнению, в связи с тем, что в результате ЧС она лишилась своего жилья.
Представитель ответчика – Администрации Озерненского сельсовета, уведомленного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - Администрации Серышевского района - Кондратьева А.М., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований с учетом их уточнения.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района введен режим ЧС.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года утверждено положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», из смысла которого следует, что для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилого помещения. В состав комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истица Веремей Г.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В результате чрезвычайной ситуации (паводка), произошедшего в августе 2013 года, принадлежащее Веремей Г.А. на праве собственности, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было подтоплено.
Распоряжением главы администрации Озерненского сельсовета Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия по вопросам признания жилых помещений на предмет пригодности. В состав данной комиссии вошли: председатель комиссии – глава ФИО3 сельсовета Аркадьева О.Н.; заместитель председателя комиссии – ФИО9; секретарь комиссии – ФИО10, члены комиссии: ФИО11, ФИО12, приглашенные специалисты: ФИО13, начальник Серышевского отделения ФИО5 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» ФИО14, начальник отделения ГПН Серышевского района ФИО15
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанной комиссией проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Веремей Г.А., по результатам которого выдано заключение, согласно которому комиссия пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Не согласившись с вышеуказанным заключением, Веремей Г.А. обратилась в суд с требованиями о признании недействительным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № и обязании проведения повторного обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности для проживания.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы, составленного ООО проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект» по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес>, выполненного на основании определения Серышевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в результате чрезвычайной ситуации (подтопления ливневыми водами), произошедшей в августе 2013 года, размывов грунта под фундаментами, перекосами стен произошло резкое ухудшение состояния конструкций с исчерпанием их несущей способности, потере устойчивости, с возможностью обрушения конструкций, что не обеспечивает безопасное пребывание граждан. Общее состояние жилого помещения – аварийное, жилое помещение подлежит сносу.
У суда нет оснований не доверять выводам технического заключения, поскольку, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны специалистами ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект», имеющим допуск к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается, если иное не предусмотрено законом. Суд полагает, что стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих вывод о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома истицы.
Суд приходит к выводу, что без имевшего место подтопления в результате чрезвычайной ситуации, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не произошло бы существенных изменений несущих конструкций указанного дома, что отражено в заключении экспертов ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект».
Суд оценивая предоставленные в судебное заседания доказательства с точки зрения относимости, допустимости, а в целом достаточности для разрешения дела по существу, приходит к выводу, что разрушение строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, произошло по причине наводнения, произошедшего в августе 2013 года, а не по причине бездействия собственника данного жилья.
Следовательно, судом не может быть признано законным и обоснованным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, составленное по результатам обследования жилого помещения, о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, исковые требования Веремей Г.А. о признании незаконным заключения № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. Соответственно требования истца об обязании ответчика провести повторное обследование спорного жилого помещения на предмет пригодности для проживания, также подлежат удовлетворению.
Судом были рассмотрены требования об обращении решения к немедленному исполнению, так как истица вследствие ЧС лишились своего жилья и намерена воспользоваться правом на социальную выплату для приобретения жилья.
Возмещение ущерба жизни и здоровью, причинённого последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституций и Уставов субъектов РФ и других законов и подзаконных актов.
В соответствии с указанными Федеральными законами РФ, на основании распоряжения Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р, на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации.
В связи с выпадением большого количества осадков на территории Амурской области, сбросом воды с Зейского водохранилища, что привело к разливу р. Зея, подтоплением населённых пунктов, размывом автодорог между населёнными пунктами, распоряжением главы Серышевского района от 4 августа 2013 года № 406р введён режим чрезвычайной ситуации на территории Серышевского района Амурской области.
На основании изложенного, учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которых, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о немедленном исполнении решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Веремей Галины Андреевны удовлетворить в полном объеме.
Признать заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, созданной на основании распоряжения главы администрации Озерненского сельсовета Серышевского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №№, о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, незаконным;
Обязать Администрацию Озерненского сельского Совета провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности для проживания.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения, с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий: И.В. Кулагина