Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4779/2019 ~ М-4813/2019 от 14.08.2019

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

11 октября 2019 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4779/19 по заявлению Ю. Ю. В. об оспаривании решения Министерства строительства <адрес>,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ю. Ю. В. решение об отказе во включении его в реестр пострадавших граждан, принятое ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, при Министерстве строительства <адрес>, доведённое до его сведения письмом Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Министерство строительства <адрес> в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о включении в реестр пострадавших граждан, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок истцу и в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4779/19 по заявлению Ю. Ю. В. об оспаривании решения Министерства строительства <адрес>,

установил:

Ю. Ю.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействие Министерства строительства <адрес>. В обоснование заявления указывает, что между ним и ООО «Кросс» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор участия в долевом строительстве в отношении <адрес> на 2 этаже в строящемся жилом доме по адресу: <адрес>, квартал , вторая очередь строительства, секция А, площадью 61,15 м2. Стоимость долевого участия составляет 1 416 220 рублей. Его обязательства исполнены в полном объёме. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А55- 10763/2010 ООО «Кросс» признано несостоятельным (банкротом). Решением Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в реестр по причине несоответствия критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Просит признать незаконным отказ Министерства строительства <адрес> во включении реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, от ДД.ММ.ГГГГ , обязать включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Таркина Ю.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 43-40).

Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кросс» и истцом был подписан договор участия в долевом строительстве (л.д. 8-12), по условиям которого застройщик (ООО «Кросс») обязался передать дольщику (истцу) по завершении строительства двухкомнатную <адрес> на 2 этаже дома по адресу: <адрес>, квартал 3, 2 очередь строительства (секция А), в осях «С»-«Ф» и «35»-«37», площадью 61,15 м2. Стоимость долевого строительства составляла 1 416 220 рублей.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, истец уплатил застройщику по другому, впоследствии расторгнутому, договору 1 416 220 рублей (л.д. 74).

Стороны произвели зачёт встречных однородных требований на сумму 1 416 220 рублей.

Застройщик признавал исполнение заявителем обязательств по оплате цены долевого участия (л.д. 13).

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А55-10763/2010 ООО «Кросс» признано несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по тому же делу в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Кросс» включено требование заявителя по настоящему делу о передаче двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, квартал 3, секция А, площадью 66,00 м2, указано на отсутствие неисполненных обязательств заявителя перед должником (л.д. 14-23).

В соответствии с п.7 ст.23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в ране действовавшей редакции) контролирующий орган признаёт в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение к приказу), а также Правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение к приказу).

Согласно ст.<адрес> «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>» уполномоченным органом государственной власти <адрес> в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории <адрес>, в чьи полномочия входит ведение реестра обманутых дольщиков, является Министерство строительства <адрес>.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан (л.д. 47).

Решением комиссии Министерства строительства <адрес> по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), во включении заявителя в реестр отказано на основании пп.1 п.10 названных выше Правил, т.е. в связи с несоответствием заявителя одному из Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Указанное решение является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи с чем оно может быть оспорено ею в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.

В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ, по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Из изложенного выше следует, что оспариваемое решение об отказе во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина, на которые сослался орган государственной власти, предусмотрены соответствующим подзаконным нормативным актом. Таким образом, процедурные нормы при принятии оспариваемого решения ответчиком соблюдены.

Согласно п.2 приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр, критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение 2 отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены 2 и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных названным законом;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с названным законом;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном названным законом, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств 2 и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мотивировано пп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, т.е. несоответствием заявителя Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, при этом решение никак не мотивировано, в нём не указано, в чём выражается несоответствие заявителя установленным критериям.

Обязательства застройщика перед заявителем не исполняются в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре от ДД.ММ.ГГГГ , при этом они заведомо не будут исполнены в связи с банкротством второй стороны договора.

Пояснить, почему при таких обстоятельствах отказ мотивирован ссылкой на пп.1 п.2 Критериев, ответчик в ходе разбирательства дела не смог.

На наличие исключений, указанных в рубриках «а» - «г» пп.1 п.2 Критериев, ответчик также не ссылался.

При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ является неопределённым, не содержит указания на конкретный критерий (критерии), из-за несоответствия которым заявителю отказано во включении в указанный выше реестр.

До сведения заявителя это решение было доведено письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), в котором указаны совершенно иное основание для отказа во включении в реестр – пп.5 п.10 названных выше Правил, т.е. непредставлениее или представление не в полном объёме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных п.6 Правил.

Однако лицо, подписавшее данное уведомление, – руководитель одного из управления ответчика Вехова Н.Г. – была неуполномочена изменять решение специализированной комиссии ответчика.

Следовательно, и в изменённом варианте решении е ответчика является заведомо незаконным.

Кроме того, согласно п.6 приложения к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр, к заявлению о включении в реестр пострадавших граждан прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность;

2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

3) копии платёжных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ указано на непредставление платёжных документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве.

Однако, как указано выше, обязательства заявителя по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ прекращены путём зачёта встречных однородных требований, что допускается в силу ст.411 ГК РФ. Следовательно, вместо собственно платёжных документов, подтверждающих оплату участия в долевом строительстве, в данном случае должны быть представлены документы, подтверждающие произведённый сторонами зачёт встречных однородных требований. Соответствующие документы истцом были приложены к заявлению и имелись в распоряжении ответчика при принятии оспариваемого решения.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Как на момент обращения заявителя к ответчику, так и на момент принятия не соответствующего закону решения, рассмотрение заявления относилось к компетенции ответчика. Признание ранее принятого решения не соответствующим закону означает, что решения по существу обращения органом государственной власти принято не было. Следовательно, у ответчика сохраняется обязанность рассмотреть заявление и принять по нему законное решение.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ю. Ю. В. решение об отказе во включении его в реестр пострадавших граждан, принятое ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, при Министерстве строительства <адрес>, доведённое до его сведения письмом Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Министерство строительства <адрес> в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о включении в реестр пострадавших граждан, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок истцу и в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4779/2019 ~ М-4813/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юрков Ю.В.
Ответчики
Министерство стоительства Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.08.2019Регистрация административного искового заявления
14.08.2019Передача материалов судье
19.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2019Подготовка дела (собеседование)
16.09.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
08.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Судебное заседание
25.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее