РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 27 сентября 2017г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 3636/17 по исковому заявлению Администрации муниципального района <адрес> к Государственному бюджетному учреждению Самарской области «Самаралес» о возложении обязанности по проведению обезвреживания отходов производства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Самаралес» о возложении обязанности по проведению обезвреживания отходов производства, указав, что на основании обращений граждан Администрацией муниципального района Исаклинский проведено обследование территории на предмет нахождения по адресу: <адрес>, склада с остатками ядохимикатов.
На основании проведенного обследования установлено, что по месту нахождения <адрес> вблизи жилого <адрес> по нечетной стороне <адрес>, расположено разрушенное кирпичное строение, внутри которого находится склад ядохимикатов (пестицид ДДТ).
Пестицид использовался в производственной деятельности Микушкинского лесничества Сергиевского лесхоза. Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № создано Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Самаралес» в результате реорганизации в форме слияния лесхозов – государственных учреждений <адрес>, подведомственных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Ссылаясь на то, что ГБУ «Самаралес» является собственником отходов, не выполняет требования действующего законодательства по охране окружающей среды, чем наносит вред окружающей среде, истец просил суд возложить на государственное бюджетное учреждение <адрес> обязанность по проведению обезвреживания отходов производства – химических веществ (ядохимикатов), расположенных по месту нахождения: <адрес>, вблизи жилого <адрес> по нечетной стороне <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Ю.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГБУ <адрес> «Самаралес» Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании обращений граждан Администрацией муниципального района Исаклинский проведено обследование территории на предмет нахождения по адресу: <адрес>, Исаклинский, в границах поселка Лесной, склада с остатками ядохимикатов.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в границах поселка Лесной расположено полуразрушенное строение из красного кирпича, внутри которого находятся <данные изъяты> железные бочки не менее 50л., покрытые ржавчиной, три с неизвестным содержимым и мешки, в которых находится вещество белого цвета, предположительно пестициды. Целостность мешков нарушена почти полностью, определить вес пестицидов не представляется возможным. Строение распложено на территории сельского поселения Большое Микушкино. Со слов главы поселения Е.Т., собственником данного земельного участка сельское поселение не является. Строение использовало в своей деятельности Микушкинское лесничество.
Со слов жителя пос. лесной С.В., данное помещение Микушкинское лесничество использовало для хранения ядохимикатов, имеющиеся пестициды были завезены на склад примерно в 1983 году для обработки лесных массивов и яблоневых садов Микушкинского лесничества.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в черте поселка Лесной, за зданием магазина «ТПС» на расстоянии около <данные изъяты> выше по рельефу и ниже земельных участков, используемых местными жителями для выращивания овощей, расположено полуразрушенное строение из красного кирпича, размером около <данные изъяты> м. на <данные изъяты> м. со слов ранее используемое как склад для хранения ядохимикатов. На строении отсутствует крыша, частично верхние границы красных кирпичных стен, в связи с чем, внутри строения плотным слоем лежит снег, содержимое строение определить не представляется возможным.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в черте поселка Лесной, за зданием магазина «ТПС» на расстоянии около <данные изъяты> м. выше по рельефу в сторону леса и ниже земельных участков, используемых местными жителями для выращивания овощей, и на расстоянии 90 м. от дороги, расположено полуразрушенное строение из красного кирпича, размером около <данные изъяты> м. на <данные изъяты> м. со слов ранее используемое как склад для хранения ядохимикатов.
На строении отсутствует крыша, частично верхние границы красных кирпичных стен, полы деревянные сохранились частично. Внутри строения находятся <данные изъяты> железные бочки не менее <данные изъяты>., покрытые ржавчиной, три с неизвестным содержимым и мешки, в которых находится вещество белого цвета. Целостность мешков нарушена почти полностью, определить вес содержимого не представляется возможным.
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды предусматривает деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 названного Закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в числе прочего, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичное положение закреплено в подпунктах 9, 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон РФ N 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Согласно ст. 49 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 24 Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно предоставленным ответчикам документам, объект недвижимого имущества, указанный истцом, в реестре имущества <адрес>, находящегося в оперативном управлении ГБУ СО «Самаралес» не числится.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным ст. 136 ГК РФ.
В силу ст. 136 ГК РФ, плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.
Суду не предоставлено достаточных и убедительных доказательств того, что обнаруженные в недвижимом имуществе – складе, вещества являются пестицидами ДДТ и принадлежат ответчику как правопреемнику Микушкинского лесничества.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что суду не предоставлено доказательств того, что недвижимое имущество – склад ядохимикатов, принадлежит на праве собственности ответчику, также как и вещества, находящиеся в данном помещении, требования истца удовлетворению не подлежат.
Ссылка истца на пояснения жителя поселка Лесное С.В., суд не принимает во внимание, поскольку данные пояснения не являются доказательствами по делу, С.В. не допрашивался как свидетель, не был предупрежден об уголовной ответственности. Кроме того, обстоятельства, изложенные в пояснениях письменными доказательствами не подтверждены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательном виде 02.10.2017г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья