КОПИЯ
70RS0004-01-2021-003973-72
Дело № 2-122/2022 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
12 сентября 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе
председательствующего Порубовой О.Н.
при секретаре Карташовой Е.А.,
с участием:
представителя ответчика Балбериной Н.В. (доверенность от 01.10.2021 на срок по 31.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко Раисы Алексеевны к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о назначении пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ,
установил:
Кондратенко Р.А. обратилась в суд с иском к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области (далее – ОПФР) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы в должности санитарки рентгеновского кабинета ОГАУЗ «Светленская районная больница» с 01.09.2007 по 30.11.2009, с 01.01.2010 по 14.04.2013, с 29.04.2013 по 14.09.2020, назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 15.09.2020 обратилась в ГУ УПФР в г. Томске Томской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 22.10.2020 № 4893 ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Ответчиком в специальный стаж не были включены спорные периоды работы в должности санитарки рентгеновского кабинета ОГАУЗ «Светлинская районная больница», так как не представлены документы, подтверждающие выполнение истцом работы по уходу за больными, а также работодатель не производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу. С решением пенсионного органа не согласна.
В судебное заседание истец, представитель третьего лица ОГАУЗ «Светлинская районная больница» не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, представила отзыв на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п.2 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закон от 28.12.2013), досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Таким образом, пенсионное законодательство в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом из смысла Закона следует, что право на пенсию за выслугу лет возникает в зависимости от времени работы в определенной сфере профессиональной деятельности.
Согласно части 2 статьи 30 названного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 ст. 30 названного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком № 2, утвержденным 26.01.1991, разделом XXIV "Учреждения здравоохранения" предусмотрены младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных учреждениях, отделениях, кабинетах.
Разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 от 1991 года предусмотрены младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгенологических отделениях (кабинетах) (код позиции 22600000-14467).
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1993 № 05-16/30-16 «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. при этом в соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не мене 80 % рабочего времени).
В соответствии с решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области от 22.10.2020 № 4893 истцу не засчитаны в специальный трудовой стаж в связи с тяжелыми условиями труда периоды с 01.09.2007 по 14.04.2013, с 29.04.2013 по 14.09.2020 в должности санитарки рентгеновского кабинета ОГАУЗ «Светленская районная больница», было исключено из специального стажа 12 лет 11 месяцев 1 день и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
Так, указанным решением истцу не были включены периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с 01.09.2007 по 14.04.2013, с 29.04.2013 по 14.09.2020 в должности санитарки рентгеновского кабинета ОГАУЗ «Светленская районная больница», поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие занятость на обслуживании больных, а также работодатель не производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу.
В судебном заседании установлено, что Кондратенко Р.А. с 01.09.2007 работает в ОГАУЗ «Светленская районная больница» в должности санитарки рентгеновского кабинета, данное обстоятельство не оспаривалось сторонами, подтверждается материалами дела.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 22.06.2022 исковые требования Кондратенко Р. А. к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Светленская районная больница» о понуждении произвести начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, предусмотренных п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и установленных ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в отношении Кондратенко Р. А. с 01.01.2013 по настоящее время, обязать скорректировать сведения индивидуального лицевого счета Кондратенко Р. А., указав соответствующий код льготы и сведения о дополнительном тарифе оставлены без удовлетворения.
Данное решение вступило в законную силу 30.07.2022.
Суд установил, что Кондратенко Р.А. не осуществляла деятельность, относящуюся к непосредственному обслуживанию больных не менее 80 процентов рабочего времени. Выполнение Кондратенко Р.А. с 01.01.2013 по настоящее время обязанностей младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятой в рентгенологическом отделении, не менее 80 % рабочего времени в ходе рассмотрения дела судом не установлено, в связи с чем обязанности ОГАУЗ «Светленская районная больница» произвести начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, предусмотренных п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и установленных ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в отношении Кондратенко Р. А. с 01.01.2013 по настоящее время, а также обязать скорректировать сведения индивидуального лицевого счета Кондратенко Р. А., указав соответствующий код льготы и сведения о дополнительном тарифе не возникло.
В соответствии с 2. ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанные выше обстоятельства, установленные решением Октябрьского районного суда г. Томска от 22.06.2022, вступившим в законную силу, обязательны для суда.
Таким образом, учитывая, что истцом не подтверждены все необходимые условия для признания ее работы выполняемой в соответствии со Списком №2, оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж не имеется. На основании изложенного требования истца о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кондратенко Раисы Алексеевны к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна
Судья: О.Н. Порубова
Секретарь: Е.А. Карташова
Оригинал находится в деле № 2-122/2022 в Советском районном суде г. Томска
Мотивированный текст решения изготовлен 19.09.2022.