Дело № 2-332/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Бабушкин 11 мая 2017 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Рабдаевой Э.Л.,
с участием истца Чупшевой В.А., представителя ответчика Харламовой И.В., представителя третьего лица Зюзиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чупшевой В.А. к ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» об обязании произвести перерасчет платы за ОДН по электроэнергии по нормативам Республиканской службы по тарифам,
УСТАНОВИЛ:
Чупшева В.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Читаэнергосбыт» об отмене необоснованно начисленной платы за общедомовые нужды (далее также – ОДН) по ОДПУ в размере 1689 руб. 15 коп.
Определением суда от 29.03.2017 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено ПАО «МРСК Сибири» в лице его филиала «Бурятэнерго» <данные изъяты>
Определением суда от 10.04.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО УК «Дом».
27.04.2017 г. истец Чупшева В.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования изменила, просила обязать ответчика сделать перерасчет за ОДН по электроэнергии за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. по нормативам Республиканской службы по тарифам.
В судебном заседании истец Чупшева В.А. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что живет в данном с 2000 г., на общих собраниях собственников помещений в доме Попову в качестве их представителя не избирали, по вопросу установки ОДПУ они не проводились, о дате и времени его установки и вводе в эксплуатацию ее не извещали, где он установлен не знает. Капитальный ремонт их дома, в т.ч. внутренних электросетей, не проводился, перед установкой ОДПУ дом на предмет возможности установки не обследовался.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Харламова И.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что все доначисления обоснованны, были установлены ОДПУ, показания с них снимались МРСК Сибири, начисления производились по ним. Все МКД должны быть оснащены ОДПУ, есть акт об установке от 23.03.2012 г. при представителе ТСЖ, имеются подписи неаффилированных лиц, проживающей там ФИО2 Задолженность по ОДН у истца имеется, она брала ее у них, подавала на возобновление субсидии, ко взысканию эту задолженность они не предъявляли, истец имеет право обратиться к ним за реструктуризацией долга.
Представитель ответчика ПАО МРСК Сибири в лице его филиала Бурятэнерго по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, в ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В другом судебном заседании против исковых требований возражала, считает ПАО МРСК Сибири ненадлежащим ответчиком. На момент установки ОДПУ в 2013 г. порядок ввода его в эксплуатацию не был регламентирован. Акт установки содержит подписи неаффилированных лиц, жителя дома, госпломбы без повреждений, он считается расчетным, а расчеты верными. Проверку возможности установки ОДПУ сетевая компания не осуществляет, на момент его установки не было сведений что дом является ветхим, аварийным. Истец не представила доказательств, что ОДПУ является неверным, нерасчетным. Если истец не участвовала в допуске ОДПУ. вправе обратиться в сетевую компанию и инициировать повторную процедуру его допуска в эксплуатацию.
Представитель третьего лица ООО УК «Дом» - его генеральный директор Зюзина Т.Г. исковые требования поддержала, суду пояснила, что собственниками помещений в данном МКД избрано непосредственное управление домом, в настоящее время их ООО обслуживает данный МКД на основании договоров с каждым собственником. Ранее обслуживали его по договору с местной администрацией. Примерно в 2012 г. в данном МКД было организовано ТСЖ «<данные изъяты>» для вхождения в программу капительного ремонта, оно прекратило свою деятельность в 2014-2015 гг., в период его существования обслуживали МКД по договору с ТСЖ на обслуживание. ОДПУ поставило МРСК Сибири на данном доме в 2010-2011 гг., они подписывали акт его установки и ввода в эксплуатацию, но по нему плату не брали. Перед установкой ОДПУ обследование МКД на предмет возможности установки не проводилось, пришел монтер, установил его, подписали акт установки, показания с ОДПУ не снимали. Читаэнергосбыт его не принимал, поверку по нему не делал и ему ОДПУ не передавался. Капитальный ремонт внутренних электросетей не проводился, в 2012 г. в рамках капитального ремонта сделали фасад и нижние венцы дома.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).
Судом установлено, что истец Чупшева В.А. проживает по постоянному месту жительства в жилом помещении – <адрес>, является собственником данного жилого помещения, пользуется коммунальной услугой – электроэнергия, и осуществляет ее оплату.
В данном ПАО МРСК Сибири установило общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии (ОДПУ), что сторонами не оспаривается.
Согласно представленного истцом финансово-лицевого счета за ним значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН).
В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Согласно положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (п. 6 Правил № 354), как заключенного в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, обобеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.
В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ОДПУ в МКД истца по адресу: <адрес>, был установлен без соблюдения вышеуказанных норм, суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, актов поверки прибора учета электроэнергии. Суду не представлено также доказательств того, что при установке прибора учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляют данные приборы.
Ответчиком суду предоставлен в копии акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерения электрической энергии от 23.03.2012 г., составленный работниками ПАО «МРСК Сибири», на которые представитель ответчика ссылается как на доказательства его установки. Однако данный документ суд оценивает критически, поскольку оригинал акта суду не предоставлен, а данная копия не заверена, при установке ОДПУ и составлении кроме работников ПАО «МРСК Сибири» в качестве «неаффилированных лиц» присутствовали ФИО1, проживающая <адрес>, ФИО2, проживающая <адрес>, сведения о том, что о дате и времени установки и введении в эксплуатацию ОДПУ извещались ООО УК «Дом» и собственники помещений в МКД либо их уполномоченные представители, не имеется. Несмотря на отсутствие в законе прямого требования об обязанности сетевой компании при установке ОДПУ извещать о дате и времени проведения данных работ ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, собственников помещений в МКД для их участия в комиссии по допуску ОДПУ в эксплуатацию, суд полагает, что подобное извещение необходимо, поскольку законом предусмотрено императивное требование о допуске ОДПУ в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. В противном случае было бы невозможно проверить соблюдение данного срока, поскольку сетевой организацией акт установки мог бы быть составлен в одностороннем порядке в любое время любой датой, в т.ч. и «задним числом».
Более того, до 01.07.2013 г. обязанность по установке ОДПУ лежала на собственниках помещений в МКД, лишь после этой даты сетевая компания была вправе самостоятельно исполнить эту обязанность. Однако суду не представлены доказательства тому, что при установке данного ОДПУ принималось соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД о том, что ПАО «МРСК Сибири» привлекался для выполнения этих работ и с ним заключался соответствующий договор.
Учитывая, что суду не предоставлены надлежащие информация и документы о дате установки ОДПУ в МКД истца, суду не представлено доказательств соблюдения сетевой организацией месячного срока допуска ОДПУ в эксплуатацию с момента его установки. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Как следует из пояснений истца, представителя третьего лица, дата, и даже год установки ОДПУ, неизвестны, перед установкой ОДПУ обследование данного МКД на предмет возможности не проводился, капитальный ремонт в данном МКД, в т.ч. внутренней энергосети, не производился. Согласно информации Администрации МО ГП Бабушкинское» от 13.03.2017 г. по запросу суда, до 1982 года постройки, сведения об осуществлении обследования МКД на предмет определения возможности установки ОДПУ отсутствуют, ремонт системы электроснабжения планируется в 2020-2022 гг., управляющей компанией с 01.11.2011 г. является ООО УК «Дом».
В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение. Следовательно, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителям электрической энергии - истцам, проживающим в данном МКД, с учетом показаний ОДПУ, установленных ненадлежащими лицами, с нарушением процедуры, является не правомерным.
С учетом чего произведенные ОАО «Читаэнергосбыт» истцу начисления с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. исходя из показаний данного ОДПУ являются незаконными.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В настоящее время продолжает действовать Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. «Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия» (с последующими изменениями и дополнениями), сверх нормативов, установленных им, начисление за ОДН не подлежало.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ взысканию с ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Чупшевой В.А. к ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» об обязании произвести перерасчет платы за ОДН по электроэнергии по нормативам Республиканской службы по тарифам удовлетворить.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Чупшевой В.А. по квартире по адресу: <адрес>, перерасчет электрической энергии на общедомовые нужды, за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. включительно, по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республики Бурятия, на основании Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия № 5/8 от 28.12.2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Максимов