дело № 2-374/2020 |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
29 декабря 2020 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Ярушина И.В.,
при секретаре судебного заседания Цепиловой Н.П., с участием:
истца Фефилова А.А.,
представителя ответчика Администрации Суксунского городского округа, действующей по доверенности Пахолкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фефилова А.А. к Администрации Суксунского городского округа Пермского края о предоставлении жилого помещения на территории п. Суксун Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Фефилов А.А. обратился в суд с иском к администрации Суксунского городского округа Пермского края о возложении на ответчика обязанности предоставить ему на территории п. Суксун Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось восемнадцать лет, ДД.ММ.ГГГГ закончил ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1». Жилым помещением на праве собственности, либо на праве пользования не обеспечен, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время проживает в съёмной квартире. Он признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет. Ответчик жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения его не обеспечил.
Истец Фефилов А.А. в судебном заседании на иске настаивает, полагает, что ответчик обязан предоставить ему жилье именно в п. Суксун, поскольку он живет и учится в п. Суксун.
Представитель ответчика Пахолкина Н.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что жилые помещения предоставляются указанной категории граждан согласно очередности, утвержденной списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истцу планируется в 2021 году предоставление жилого помещения. Кроме того полагает, что жилье Фефилову А.А. ответчиком может быть предоставлено на территории Суксунского городского округа.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Пермского края в суд не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, каких-либо пояснений по иску не представил (л.д.35).
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что родителями истца Фефилова А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, является: отец – Ф.А., мать – Ф.О., что подтверждается свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Ф.О. лишена родительских прав в отношении Фефилова А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решением Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 8).
Согласно диплома ГБПО «КЦО №1» от ДД.ММ.ГГГГ за № Фефилов А.А. закончил обучение, получив специальность тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (л.д. 10).
В настоящее время истец Фефилов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой в его паспорте (л.д. 7).
Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом по адресу <адрес> полностью сгорел и не пригоден к постоянному проживанию. (л.д. 6 учетного дела №).
Из сведений Управления Росреестра Пермского края следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества истца Фефилова А.А. (л.д. 43,44).
Таким образом, Фефилов А.А.жилья, которым вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи нанимателя, собственника, не имеет.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 указанной статьи).
Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК государственным уполномоченным органом Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития Пермского края; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п (в ред. от 19.07.2017) утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок), согласно которому:
1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 года № 1939-419 (далее – граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 года № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Согласно частям 1, 3, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии следующих условий: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров (часть 5 статьи 6 в ред. Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК).
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенными выше правовыми нормами определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом суд полагает, что в части установления требований по норме предоставления площади жилого помещения надлежит руководствоваться положениями части 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК), как правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Порядком, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п (в ред. от 19.07.2017).
Как установлено судом, Фефилов А.А., зарегистрированный по месту жительства в Суксунском районе Пермского края, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, проживание в котором являлось бы возможным, в собственности не имеет; на праве пользования по договору социального найма жилым помещением не обеспечен; истец достиг восемнадцатилетнего возраста, окончил обучение в ГБПОУ «КЦО № 1» очного отделения, обратился с письменным заявлением о предоставлении ему по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Довод представителя ответчика Пахолкиной Н.В. о том, истец подлежит обеспечению жильем в порядке очередности не состоятелен, исходя из следующего.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Таким образом, имеются все установленные приведенными требованиями законодательства условия для предоставления истцу жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Учитывая, что по настоящее время истец таким жилым помещением не обеспечен, иск подлежит удовлетворению с учетом требований Закона о норме предоставления площади жилого помещения.
Общая площадь такого жилого помещения должна составлять не менее 28 кв.м., при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м., само жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что жилье ему должно быть предоставлено именно в п. Суксун Пермского края. Так, как указано выше, согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края
Поскольку местом жительства Фефилова А.А. является Суксунский городской округ, жилое помещение ему должно быть предоставлено на территории данного округа, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Фефилова А.А. к Администрации Суксунского городского округа удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Суксунского городского округа Пермского края предоставить Фефилову А.А., на территории Суксунского городского округа, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Фефилову А.А. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
И.В. Ярушин |
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2020 года