Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1081/2015 ~ М-1030/2015 от 05.11.2015

Дело № 2а-1081/2015 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2015 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Муковкиной Т.И.,

при секретаре Пугач О.Н.,

с участием представителя административного истца ПОВ рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ОСН к Администрации муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» о признании незаконным решения Главы Хаапалампинского сельского поселения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков,

установил:

ОСН обратился в суд с административным иском к Администрации Хаапалампинского сельского поселения по тем основаниям, что <Дата обезличена> решением Главы Хаапалампинского сельского поселения ему сообщено о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, в ответ на заявления от <Дата обезличена> года, в которых истец просил изменить вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов»). Глава Хаапалампинского сельского поселения свой отказ мотивировал тем, что размещение дачных и садовых домов отнесено к такому виду разрешенного использования как «малоэтажная жилая застройка» и такой вид использования возможен лишь в границах населенных пунктов. ОСН считает, что данный вывод не подкреплен нормами закона. Административный истец ссылается на то, что указанные земельные участки принадлежат ему на праве собственности, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Административный истец, ссылаясь на положения п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п.п.6, 7 ст.27 ЗК РФ, п. 1 ст.78 ЗК РФ, ст. 81 ЗК РФ, ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ указывает, что в отношении территории, на которой располагаются земельные участки административного истца градостроительный регламент не установлен. Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков должны определяться в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.12.2014 №540. В указанном Классификаторе поименованные виды разрешенного использования земельных участков с их описанием не соотносятся с категорией земельного участка. Полагает, что вывод ответчика о том, что запрашиваемый вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов») возможен лишь в границах населенных пунктов, не основан на Законе. Также указывает, что решение вопроса по его заявлениям об изменении вида разрешенного использования, подлежал обсуждению на публичных слушаниях с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен участок, и правообладателей смежных участков, в соответствии с положениями статьи 39 ГрК РФ. Только на основании заключения и рекомендации комиссии по организации слушаний, глава местной администрации должен принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в таком изменении. Административный истец просит признать незаконным отказ Главы Хаапалампинского сельского поселения от <Дата обезличена><Номер обезличен> о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.

В судебное заседание административный истец ОСН не явился, о рассмотрении дела извещен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ПОВ поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили отзыв, в котором с административным иском не согласились, указали, что <Дата обезличена> в адрес Администрации поступали заявления от представителя ОСН об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и <Номер обезличен> с вида «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов)». Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. На указанные заявления разъяснено, что в соответствии со ст. 37 ГрК РФ изменение вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами. Решением Совета Хаапалампинского сельского поселения № 8 от 16.11.2012 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хаапалампинского сельского поселения. Градостроительные регламенты установлены только в границах следующих населенных пунктов: п. Хаапалампи, п. Вуорио, п. Тарулинна, п. Заозерный, п. Ниэмелянхови, т.е. Правила землепользования и застройки разработаны не на всю территорию Хаапалампинского сельского поселения. На иные территории, входящие в состав данного поселения, градостроительные регламенты отсутствуют (правила землепользования и застройки не разработаны). Согласно утвержденного Генерального плана Хаапалампинского сельского поселения земельные участки административного истца расположены в функциональной зоне «земли сельскохозяйственного назначения (личные подсобные хозяйства)». Указывают, что в соответствии с п.1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствие с Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», размещение дачных и садовых домов равно, как и индивидуальное жилищное строительство, отнесено к такому виду разрешенного использования, как «малоэтажная жилая застройка». В соответствии с пп.1 п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. В соответствии с п.5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для малоэтажной жилой застройки. Земельные участки с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в границы (существующие или проектируемые) населенных пунктов не входят. Также указали, что статьей 39 ГрК РФ предусмотрен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Изменение вида разрешенного использования земельных участков данной статьей не предусмотрено.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ОСН является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно пояснениям представителя административного истца и материалам дела,представитель административного истца ПОВ <Дата обезличена> обратилась к Главе Хаапалампинского сельского поселения с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов»).

Администрацией Хаапалампинского сельского поселения письмом № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за подписью Главы поселения сообщено о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> по тем основаниям, что такой вид разрешенного использования как «малоэтажная жилая застройка» возможен лишь в границах населенных пунктов. Указанные выше земельные участки в границы (существующие или проектируемые) населенных пунктов не входят, расположены в функциональной зоне «земли сельскохозяйственного назначения (личные подсобные хозяйства)», в связи с чем, их использование должно осуществляться в соответствии с ФЗ от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Из кадастровых паспортов на земельные участка с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> усматривается, что земельные участки расположены по адресу: <Адрес обезличен> в южной части кадастрового квартала <Номер обезличен>; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков. С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков в п. 1 ст. 6 ФЗ N 101-ФЗ установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статья 42 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу положений п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей… крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Поскольку участки, принадлежащие административному истцу, находятся за пределами населенных пунктов, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается, поэтому указанные участки являются полевыми.

Согласно же п. 3 ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Решением Совета Хаапалампинского сельского поселения № 8 от 16.11.2012 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хаапалампинского сельского поселения. Однако, градостроительные регламенты установлены только в границах следующих населенных пунктов: п. Хаапалампи, п. Вуорио, п. Тарулинна, п. Заозерный, п. Ниэмелянхови, т.е. Правила землепользования и застройки разработаны не на всю территорию Хаапалампинского сельского поселения. На иные территории, входящие в состав данного поселения, градостроительные регламенты отсутствуют (правила землепользования и застройки не разработаны).

Данное обстоятельство не оспаривается административным истцом.

Согласно утвержденному Генеральному плану Хаапалампинского сельского поселения в соответствии со схемой комплексного развития территории и границ функциональных зон земельные участки с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> и <Номер обезличен> расположены на территориях благоприятных для сельскохозяйственного использования.

Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрена возможность возведения гражданами на своих земельных участках жилых строений, а Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что полевые земельные участки, возможно использовать исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Действующее земельное законодательство не предусматривает возможности использования земель сельскохозяйственного назначения кроме как для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Соответственно, до изменения категории земель «земли сельхозназначения» на иную категорию (до перевода земель в другую категорию) вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не мог быть изменен на вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов»).

Учитывая, что данные земельные участки относятся к полевым земельным участкам, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, согласно Генплану находятся на территориях, отнесенным к территориям благоприятным для сельскохозяйственного использования, предоставлены были для ведения личного подсобного хозяйства, данных о том, что принадлежащие на праве собственности ОСН земельные участки относятся к иным сельскохозяйственным землям, к которым законодатель отнес земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции), в материалах дела не имеется, в связи с чем, исходя из положений ст. 77 ЗК РФ, суд приходит к выводу о том, что названные земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.

Согласно п. 6 ст. 36 ГсК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 ГсК РФ).

В соответствии со ст. 37 ГсК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3). Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений, даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых находятся данные участки, противоречит приведенным выше нормам. Указанные выводы согласуются с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 04.06.2014. Согласно Обзору для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного п.п.1 п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Учитывая положения ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», использование дачного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит установленному законодателем приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что законных оснований для изменения вида разрешенного использования в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения не имелось, поэтому следует прийти к выводу, что оспариваемый отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения Главы Хаапалампинского сельского поселения, принятый в пределах его компетенции, не нарушает прав и законных интересов административного истца, следовательно, не проведение процедуры публичных слушаний по данному вопросу, не может явиться основанием для удовлетворения административного иска о признании отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков незаконным, поскольку даже положительное решение публичных слушаний не являлось основанием для положительного решения со стороны Главы поселения по данному вопросу. С учетом указанных выше обстоятельств суд полагает, что права и законные интересы административного истца оспариваемым решением не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ОСН к Администрации муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» о признании незаконным решения Главы Хаапалампинского сельского поселения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.И. Муковкина

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2015.

2а-1081/2015 ~ М-1030/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Обухов Сергей Николаевич
Ответчики
Хаапалампинское сельское поселение
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Муковкина Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
05.11.2015Регистрация административного искового заявления
05.11.2015Передача материалов судье
05.11.2015Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2015Судебное заседание
27.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2015Дело оформлено
13.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее