Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-85/2022 ~ М-31/2022 от 24.01.2022

Дело № 2а-85/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кривошеино 01 марта 2022 года

Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р., при секретаре Сергун Н.А., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Кривошеинского района Томской области Петриковой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Кривошеинского района, и обязании в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению в собственность газопровода низкого давления,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность газопровода низкого давления с кадастровым номером: , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> назначение объекта: транспортировка газа, протяженность: .

Просит обязать администрацию Кривошеинского района Томской области в течение
6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по
оформлению в собственность газопровода низкого давления с кадастровым номером:
, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская
область, <адрес>,12, назначение объекта: транспортировка газа, протяженность: метра.

В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктов 4, 6.1, 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 87, указал, что при проверке прокуратурой района исполнения законодательства при эксплуатации указанных сооружений были выявлены нарушения Администрацией Кривошеинского сельского поселения законодательства.

Прокуратурой Кривошеинского района Томской области проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации газопровода низкого давления с кадастровым номером: , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>,12, назначение объекта: транспортировка газа, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества под . В реестре муниципального образования данный объект не значится и правоустанавливающие документы на него не оформлялись. На основании заявления администрации Кривошеинского <адрес> Управлением Ростреестра по Томской области вышеназванный объект 11.07.2014 принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. До настоящего времени каких-либо прав на него так и не оформлено.

Административный истец указал, что им заявлены исковые требования в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании административный истец поддержал требования и привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Кривошеинского района в судебное заседание не явился. Ответчик представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения, подлежащие государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их значению невозможно.

В соответствии с пунктом 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, газопровод представляет собой конструкцию, состоящую из соединенных между собой труб, предназначенных для транспортирования природного газа. Газопроводом надземным является наружный газопровод, проложенный над поверхностью земли, а также по поверхности земли без насыпи (обвалования).

Согласно подпункту «а» пункта 1 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в т.ч. газы.

Следовательно, вышеназванный газопровод низкого давления является опасным производственным объектом.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

В силу пунктов 4, 6.1, 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы организации в границах муниципального района газоснабжения, участия в профилактике терроризма, а также участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Аналогичные полномочия, отнесенные к вопросам местного значения Кривошеинского района, также закреплены статьей 9 Устава Кривошеинского района, принятого решением Думы Кривошеинского района от 22.02.2006 № 64 (с учетом последующих изменений).

При этом отсутствие собственника указанного газопровода влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по оформлению его в собственность.

Согласно ст. 6 Устава муниципального образования Кривошеинский район (в редакции решения Думы Кривошеинского района от 24.12.2020 № 24) (далее – Устав) в состав территории Кривошеинского района в соответствии с Законом Томской области от 10.09.2004 № 203-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Кривошеинского района» входит, в том числе, Кривошеинское сельское поселение, включающее в себя населенные пункты: село Кривошеино, село Жуково, деревня Новоисламбуль.

В соответствии с п.3, п.4 ч.1 ст.9 Устава к вопросам местного значения Кривошеинского района, в том числе, относятся:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кривошеинского района;

организация в границах Кривошеинского района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п.1.3 ч.1 ст.22 Устава Администрация Кривошеинского района входит в структуру органов местного самоуправления Кривошеинского района.

Согласно п.п. 7, 15, 26 ч.1, ч.ч. 2-4 ст.25 Устава Администрация Кривошеинского района является исполнительно – распорядительным органом Кривошеинского района по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кривошеинского района, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, производит в соответствии с установленным порядком отчуждение муниципальной собственности;

заключает хозяйственные договоры с предприятиями, учреждениями, организациями любых форм собственности для решения вопросов местного значения;

организует в границах Кривошеинского района электро- и газоснабжение поселений.

Администрация Кривошеинского района обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Администрацией Кривошеинского района руководит Глава администрации на принципах единоначалия.

Главой администрации Кривошеинского района является Глава Кривошеинского района.

В соответствии с п.1 ч.1, ч.5 ст.37 Устава в собственности Кривошеинского района в соответствии с федеральным законом может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 1 ст. 38 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления Кривошеинского района от имени Кривошеинского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кривошеинского района в пределах компетенции этих органов, установленной настоящим Уставом.

Таким образом, Администрация Кривошеинского района наделена полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций на газопроводе имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании. При этом использование финансовых средств органом местного самоуправления на указанные выше цели без оформления права собственности на газопровод не представляется возможным.

Факт отсутствия собственника газопровода негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу. Кроме того, отсутствие собственника указанного газопровода создает угрозу возникновения в границах всего района чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Указанные нарушения выявлены в ходе проведенной прокурором Кривошеинского района проверки

Согласно кадастрового паспорта сооружения, составленному ОГУП «ТОЦТИ» ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества – газопровод низкого давления с инвентарным (учетным) номером , построен в 2003 году для газоснабжения жилого дома, расположен по адресу: <адрес>

Представление об устранении выявленных нарушений было направлено Главе Кривошеинского района 15.03.2021 (л.д.14-15).

Из ответа Администрации Кривошеинского района следует, что работа о признании права собственности на бесхозяйное имущество ведется, подготавливаются документы для оформления право собственности (л.д.16).

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок объект недвижимого имущества газопровод низкого давления расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым (или условным) номером принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 11.07.2014, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д.10-11).

Согласно представленной информации из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ с 2014 года по настоящее время вышеуказанный объект недвижимости принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Таким образом, установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что эксплуатация указанного сооружения осуществляется без оформления права собственности и передачи в соответствии с установленными требованиями закона.

Администрация Кривошеинского района является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по оформлению его в собственность.

Указанное недвижимое имущество необходимо Администрации Кривошеинского района для осуществления возложенных на него полномочий.

Неисполнение администрацией Кривошеинского сельского поселения установленных требований законодательства в сфере реализации органами местного самоуправления полномочий по постановке на учет бесхозяйного имущества в целях дальнейшего принятия в муниципальную собственность при эксплуатации объекта, а именно указанных в решении суда водопроводных сетей, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Бездействие администрации Кривошеинского района по оформлению в собственность данного газопровода и реализации необходимых в отношении него мероприятий не отвечает принципам противодействия терроризму, установленным пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку не проведение всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопровода и обеспечению его соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района

Для предотвращения возникновения возможных чрезвычайных ситуаций на газопроводе имеется необходимость в надлежащем его техническом обслуживании. При этом использование финансовых средств органом местного самоуправления на указанные выше цели без оформления права собственности на газопровод не представляется возможным.

Факт отсутствия собственника газопровода негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу. Кроме того, отсутствие собственника указанного газопровода создает угрозу возникновения в границах всего района чрезвычайных ситуаций, то есть создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Бездействие ответчика по оформлению в собственность газопровода с целью его дальнейшего обслуживания и эксплуатации представляет опасность для населения, нарушает права неопределенного круга лиц и является незаконным.

Таким образом, судом установлены основания для удовлетворения заявленного прокурором административного иска.

Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд принимает доводы истца и приходит к выводу, что указанный административным истцом срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда. Шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу позволяет выполнить все необходимые действия по организации работ, связанных с исполнением решения суда.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, 194-195 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

удовлетворить исковые требования прокурора Кривошеинского района.

Признать незаконным бездействие администрации Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность газопровода низкого давления с кадастровым номером: , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> назначение объекта: транспортировка газа, протяженность: метра.

Обязать администрацию Кривошеинского района Томской области в течение
6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры по
оформлению в собственность газопровода низкого давления с кадастровым номером:
, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская
область, <адрес> назначение объекта: транспортировка газа, протяженность: метра.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья: подпись Д.Р. Серазетдинов

Мотивированный текст решения изготовлен 02.03.2022

Судья подпись Д.Р. Серазетдинов

УИД 70RS0017-01-2022-000036-55

Решение суда вступило в законную силу 05 апреля 2022 года

Копия верна

Судья Д.Р. Серазетдинов

Секретарь суда И.В. Мельникова

2а-85/2022 ~ М-31/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кривошеинского района
Ответчики
Администрация Кривошеинского района
Суд
Кривошеинский районный суд Томской области
Судья
Серазетдинов Дамир Рафаильевич
Дело на странице суда
krivosheinsky--tms.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация административного искового заявления
25.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Подготовка дела (собеседование)
14.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022Дело оформлено
28.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее