Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1369/2019 ~ М-550/2019 от 13.02.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2019 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи                 Семёнцева С.А.,

при секретаре                         Бамбуровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1369/19 по административному иску АО «РКЦ «Прогресс» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным решения от 29.01.2019 и предписания от 28.12.2018,

УСТАНОВИЛ:

АО «РКЦ «Прогресс» обратилось в суд с административным иском, ссылаясь на то, что согласно распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области № 63/12-9198-18-И от 23.11.2018 была проведена внеплановая документарная проверка АО «РКЦ «Прогресс». Поводом к проведению проверки послужило обращение работника о несогласии с размером выплаченных отпускных сумм. По результатам проверки 28.12.2018 был составлен акт проверки № 63/12-10828-18И-1 и выдано предписание №63/12-10830-18-И об устранении выявленных нарушений. 15.01.2019 был составлен протокол об административном правонарушении №63/12-344- 19-И. АО «РКЦ «Прогресс» 15.01.2019 на акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений руководителю ГИТ СО были поданы возражения. 29.01.2019 заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. было вынесено решение, согласно которого акт проверки и предписание оставлены без изменения, а жалоба административного истца - без удовлетворения. Решение от 29.01.2019 получено АО «РКЦ «Прогресс» 04.02.2019. АО «РКЦ «Прогресс» считает предписание вынесенным государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а посему незаконным, просит суд признать незаконным и отменить решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. от 29.01.2019 и предписание от 28.12.2018 № 63/12-10830-18-И, расходы по оплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.

Протокольным определением суда от 13.03.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Гокин Е.Е.

Протокольным определением суда от 09.04.2019 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель руководителя ГИТ в Самарской области Макарова О.Ф. и начальник отдела Лютикова С.И.

В судебном заседании представители административного истца Смолина Т.В. и Ленская Л.В., действующие на основании доверенностей, административный иск поддержали по основаниям, в нем изложенным, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Самарской области, административный ответчик Лютикова С.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо Гокин Е.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Административный соответчик Макарова О.Ф. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установлено, что на основании распоряжения о проведении проверки от 23.11.2018 № 63/12-9198-18-И Государственная инспекция труда в Самарской области провела внеплановую документарную проверку в отношении АО «РКЦ «Прогресс», что подтверждается актом проверки от 28.12.2018 № 63/12-10828-18-И.

В результате проведения внеплановой документарной проверки в отношении АО «РКЦ «Прогресс» начальником отдела Лютиковой С.И. было составлено предписание № 63/12-10830-18-И от 28.12.2018 об обязании произвести перерасчет оплаты отпуска Гокину Е.Е. в 2018 году с учетом пп. «в» п.5 Положения об особенностях исчисления средней заработной платы, доплаты отпускных сумм Гокину Е.Е. с учетом предусмотренной ст.236 ТК РФ денежной компенсации.

АО «РКЦ «Прогресс» был поданы возражения на акт внеплановой проверки от 28.12.2018 и предписание от 28.12.2018, однако решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. акт внеплановой проверки от 28.12.2018 № 63/12-10828-18-И и предписание от 28.12.2018 № 63/12-10830-18-И оставлены без изменения.

Государственная инспекция труда на основании положений Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.

Как следует из ч.1 ст.353 ТК РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст.ст. 356, 357 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда полномочна осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Согласно ч.1 ст.358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Согласно ст.10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

В силу п.5 Постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 «О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров РФ», международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом РФ, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947, ратифицированной Россией 11.04.1998, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателей предписания по трудовым спорам.

Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В соответствии со ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии со ст.382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Положения ст.356 ТК РФ о полномочиях органа федеральной инспекции труда осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений не могут толковаться как право инспекции труда разрешать индивидуальные трудовые споры и тем самым подменять собой комиссии по разрешению трудовых споров и суды.

Трудовой кодекс РФ прямо установил перечень случаев, когда федеральная инспекция труда (инспекторы труда) вправе издавать обязательные для работодателя предписания (ст.ст.230, 357, 372, 373).

В соответствии со ст. 395 ТК РФ денежные требования работников удовлетворяются в полном объеме в случае признания органом, рассматривающим трудовой спор, обоснованными.

Выдавая предписание об обязании произвести перерасчет оплаты отпуска Гокину Е.Е. в 2018 году с учетом пп. «в» п.5 Положения об особенностях исчисления средней заработной платы, доплаты отпускных сумм Гокину Е.Е. с учетом предусмотренной ст.236 ТК РФ денежной компенсации, инспектор труда удовлетворил денежные требования работника, что положениям данной нормы права не соответствует.

Таким образом, ГИТ в Самарской области, возлагая на административного истца обязанность по перерасчету оплаты отпуска Гокину Е.Е. и доплате отпускных сумм с учетом предусмотренной ст.236 ТК РФ денежной компенсации, фактически разрешил индивидуальный трудовой спор между работником истца Гокиным Е.Е. и АО «РКЦ «Прогресс», в связи с чем предписание, по мнению суда, вынесено незаконно и подлежит отмене, равно как и решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. от 29.01.2019.

На основании ч.1 ст.111 КАС РФ с Государственной инспекции труда в Самарской области в пользу АО «РКЦ «Прогресс» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная по платежному поручению № 2036 от 04.02.2019.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск АО «РКЦ «Прогресс» удовлетворить.

Признать незаконным предписание от 28.12.2018 № 63/12-10830-18-И, вынесенное начальником отдела Лютиковой С.И. в отношении АО «РКЦ «Прогресс» и решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области Макаровой О.Ф. от 29.01.2019.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Самарской области в пользу АО «РКЦ «Прогресс» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи рублей) 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2019.

Судья     /подпись/     С.А. Семёнцев

Копия верна. Судья: Секретарь:

2а-1369/2019 ~ М-550/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Ракетно-космический центр "Прогресс"
Ответчики
Государственная инспекция труда в Самарской области
Начальник отдела ГИТ в Самарской области - Лютикова Светлана Игоревна
Заместитель руководителя ГИТ в Самарской области - Макарова Ольга Федоровна
Другие
Гокин Е.Е.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Семенцев С. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
13.02.2019Регистрация административного искового заявления
13.02.2019Передача материалов судье
15.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
08.05.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2019Судебное заседание
17.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.07.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.08.2019Дело оформлено
30.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее