Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-513/2023 ~ М-448/2023 от 04.08.2023

Решение

Именем Российской Федерации

25 сентября 2023 г. с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-513/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области (далее также – Администрация сельского поселения) об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома по адресу <адрес>; обязать ответчика в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного дома по адресу <адрес>; в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводить новый конкурс по отбору управляющей организации.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шигонского района Самарской области рассмотрено обращение ФИО3 Установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ жителями дома выбрано непосредственное управление многоквартирным домом. Согласно информации администрации сельского поселения Береговой, собственниками жилых помещений данного МКД договоры на содержание и ремонт общего имущества не заключались, таким образом, принятое решение о выборе способа управления не было реализовано. Между тем, несмотря на указанные обстоятельства, должностными лицами администрации сельского поселения открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного дома до настоящего времени не организован. Прокуратурой района по данному факту в адрес главы сельского поселения Береговой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием решить вопрос о проведении конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома. Из ответа администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что представление удовлетворено, однако сведения об устранении нарушений в нем отсутствуют. Неисполнение администрацией сельского поселения обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц из числа жителей МКД на содержание и проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома, что в свою очередь повлечет преждевременную аварийность указанного многоквартирного дома в будущем. Указанные обстоятельства, безусловно, позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, направив заявление о поддержании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Береговой в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что с данным иском не согласны. Ежегодно на собраниях собственников жилья Администрацией поселения, представителями Администрации Шигонского района, представителями коммунальных служб делались попытки убедить людей избрать способ управления управляющей организацией (МП «УК ЖКХ» с.Шигоны), приводились аргументы неэффективности непосредственного способа управления. Тем не менее, каждый раз выбор способа управления МКД единогласно склонялся к непосредственному. Основным аргументом для принятия этого решения было нежелание собственников жилья оплачивать квитанции управляющей компании за содержание многоквартирных домов. До собственников жилья неоднократно доводилась информация, о том, что приобретая жилье в собственность и выбирая непосредственный способ управления, вместе с правом на жилье собственник получает обязанность по содержанию общего домового имущества (подвалы, подъезды, инженерные коммуникации, крыши и т.д.) и придомовой территории в надлежащем состоянии. В ДД.ММ.ГГГГ году специалистом Администрации сельского поселения Береговой ФИО4 была проведена разъяснительная работа с собственниками жилья по выбору способа управления МКД управляющей организацией ООО «Самрэк-Эксплуатация» (<адрес>), были созваны собрания жильцов по сбору подписей в поддержку этого способа управления. Большинством голосов (кв.м. жилой площади) было получено согласие на заключение договора с ООО «Самрэк-Эксплуатация». Подготовлены соответствующие документы на все 5 домов и направлены в <адрес>. ООО «Самрэк-Эксплуатация» отказалось подписывать договора. В ДД.ММ.ГГГГ году руководитель МП «УК ЖКХ» выразил готовность на управление домами № по <адрес> была проведена большая разъяснительная работа о необходимости выбора способа управления управляющей организацией. Собственники жилья домов № дали свое согласие (большинством кв.м. жилой площади). МКД - отказался, изъявив желание управлять домом самостоятельно (на тот момент в доме уже начались проблемы с крышей, инженерными коммуникациями в подвале, частичное разрушение отмостки вокруг дома), мотивируя опять нежеланием платить.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как административным ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Шигонского района Самарской области рассмотрено обращение ФИО3

Установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ жителями дома выбрано непосредственное управление многоквартирным домом.

Согласно информации администрации сельского поселения Береговой, собственниками жилых помещений данного многоквартирного жилого дома договоры на содержание и ремонт общего имущества не заключались, принятое решение о выборе способа управления не было реализовано.

Судом установлено, что должностными лицами администрации сельского поселения открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного дома до настоящего времени не организован.

Прокуратурой района по данному факту в адрес главы сельского поселения Береговой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием решить вопрос о проведении конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома.

Из ответа администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление удовлетворено, однако сведения об устранении нарушений в нем отсутствуют.

Неисполнение администрацией сельского поселения обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц из числа жителей многоквартирного дома на содержание и проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома, что в свою очередь повлечет преждевременную аварийность указанного дома в будущем.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Из п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Как следует из ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; в этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.3).

Статьей 7 Устава сельского поселения также предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Учитывая вышеприведенные нормы, именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными жилыми домами, расположенными на территории сельских поселений муниципального района.В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч.2 ст.1 ЖК РФ).

Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

На основании п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N75, конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Как следует из п. 6 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N75, конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами.

Как следует из 59 в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами.

Статьей 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством закреплено за сельскими поселениями Самарской области.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу положений ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, Устава сельского поселения Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.

Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом требований разумности, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Допустимых и достаточных доказательств того, что указанный срок для исполнения решения суда явно недостаточен и что необходим более длительный срок, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Береговой муниципального района Шигонский Самарской области, выразившееся в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома по адресу <адрес>.

Обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирного дома по адресу <адрес>. В случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводить новый конкурс по отбору управляющей организации.

Возложить на административного ответчика обязанность сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий О.В. Блинкова

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-513/2023 ~ М-448/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора Шигонского района
Ответчики
Администрация с.п. Береговой
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация административного искового заявления
04.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2023Предварительное судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее