Дело № 2-1865/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2016 года п. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Украинец Л.И.
при секретаре Абильвапове А.А.
с участием представителя истца Туманян А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Потеряйко Ларисы Александровны, Потеряйко Богдана Олеговича к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о признании права совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с исковым заявлением о признании права совершить определенные действия. Исковое заявление подсудно.Исковые требования мотивированы тем, что, что решением 26 сессии 6 созыва Глазовского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу ФИО5 участка ориентировочной площадью 0,1311 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу : АР Крым, <адрес>-а из земель коммунальной собственности в границах населённого пункта (<адрес>), не предоставленного в собственность или пользование категория земель. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, не успев оформить ФИО5 участок.
Поскольку они, истцы являются наследниками умершего и нотариус отказал им в выдаче свидетельства о праве на наследство на завершение оформления ФИО5 участка просят признать за ними : ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГгода рождения на завершение оформления прав на ФИО5 участок, ориентировочной площадью 0,1311 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный1 участок) по адресу: АР <адрес> в <адрес> в соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК « Об особенностях регулирования имущественных и ФИО5 отношений на территории Республики Крым и Порядком переоформления прав и завершение оформления прав на ФИО5 участка и на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 02. 09. 2014года № на основании действующего решения 26 сессии 6 созыва Глазовского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу ФИО5 участка в собственность ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истцов иск поддержал, просит его удовлетворить.
Представитель ответчика Глазовского сельского поселения в поданном суду заявлении, просил дело рассмотреть в отсутствии их представителя, с иском согласен.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов и представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принимается в Российскую Федерацию и считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст.13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ предусмотрено, что ч.1: завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.2. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:
1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;
2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
3. Размер цены земельных участков и арендной платы за земельные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, определяется Советом министров Республики Крым.
4. Проведение кадастровых работ осуществляется за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, в соответствии с настоящей статьей.
5. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
6. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
7. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.
В исполнение указанного закона Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года, утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым». В частности п 9 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2015 N 464)
1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона;
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2015 N 464)
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов;
3) в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Уполномоченный орган вправе направлять запросы в исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, организации государственной и муниципальной формы собственности с целью получения информации об объектах, в том числе инженерной инфраструктуры, расположенных на земельном участке.
В случае если земельный участок расположен в границах земельного участка садоводческого товарищества, на который до вступления в силу Федерального конституционного закона получены правоустанавливающие документы, проведение проверки на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, в соответствии с подпунктами 1, 3 настоящего пункта не требуется. Расположение земельного участка в границах садоводческого товарищества в таком случае подтверждается схемой расположения земельного участка, входящей в состав межевого плана.
(пп. 3 введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2015 N 464)
Согласно п.10 порядка, органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Пунктом 11 указанного порядка предусмотрено, что отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Порядка.
12. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
13. При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает:
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 25.12.2014 N 616, от 07.10.2015 N 603)
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2015 N 464)
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2015 N 464)
3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю.
На момент обращения истца к ответчику с заявлением о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственный построек и сооружений(приусадебный участок в <адрес> АРКрым» предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Так, п. «б» ст. 12 Земельного Кодекса Украины к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Согласно ст.116 Земельного Кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗК Украины или по результатам аукциона.
2. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
3. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае: а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан; б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций; в ) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных Земельным Кодексом.4. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных Земельным Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.
В силу ст.118 ЗК Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Кодекса.
2. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. 4. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель. 6. Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (Приусадебного участка ), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).
7. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, что являются исполнителями работ по землеустройству по закону, в сроки, обусловленные соглашением сторон.
8. Проект отвода земельного участка соглашается в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного Кодекса.9. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенных статьей 122 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность. 10. Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.
11. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.
В соответствии со ст.121 ЗК Украины граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах: в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара; г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок ) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара; д) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара; е) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара. 3. Размер земельного участка, передаваемого бесплатно гражданину в собственность в связи с приобретением им права собственности на жилой дом, не может быть меньше, чем максимальный размер земельного участка соответствующего целевого назначения, установленный частью первой настоящей статьи (кроме случаев, если размер земельного участка, на котором расположен дом, меньше). 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав.
Судом установлено, что решением 26 сессии 6 созыва Глазовского сельского совета Ленинского района АР Крым от 30 октября 2013 года ФИО4 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,1311 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу : <адрес>, <адрес>-а из земель коммунальной собственности в границах населённого пункта (<адрес>), не предоставленного в собственность или пользование категория земель. ФИО4 согласно п.2 указанного решения обязан был предоставить разработанный проект земеле отвода для рассмотрения и утверждения в Глазовский сельский совет в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
Согласно свидетельства о смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер(л.д.6). Согласно копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении усматривается, что Потеряйко Лариса Александровна является супругой умершего, а Потеряйко Богдан Олегович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. сыном наследодателя (л.д.8). Из копии справки нотариуса после смерти ФИО4, открыто наследственное дело № г. и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истцы единственные наследники, обратившиеся к нотариусу (л.д.9).
Согласно копии постановления об отказе в совершении нотариального действия истца отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок в <адрес> из за того, что наследники не представили правоустанавливающего документа на земельный участок (л.д.10).
Таким образом судом установлено, что действие решения о даче наследодателю разрешения на разработку технической документации по землеустройству для оформления права собственности на земельный было прекращено в связи с его фактической реализацией и передачей ему права собственности на земельный участок, о чём свидетельствует осмотренный в судебном заседании проект отвода земельного участка площадью 0,1311 га.
Исходя из изложенного, в соответствии с действующими в настоящее время на территории Республики Крым порядком и процедурой завершения оформления прав на землю, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истцами такого права, в связи с чем исковые требования суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истца и избран ненадлежащий способ защиты.
Судом установлено, что истцы являются наследниками первой очереди по закону и как усматривается из справки нотариуса наследственное дело открыто по завещанию наследодателя, в установленный законом шестимесячной срок.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 1181 ГК РФ, принадлежащее наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании » разъяснено, при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение на было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Истцы в обоснование своих требований ссылаются на то, что наследодатель оформил проект отвода земельного участка, который был выделен ему в натуре по акту приёма - передачи межевых знаков 25.11.2013года, но, не успев получить правоустанавливающий документ на земельный участок, умер.
Таким образом спорное решение реализовано наследодателем ещё при жизни, процедура передачи прав на земельный участок была завершена.
В настоящее время Глазовский сельский совет Ленинского района РК не имеет полномочий ни по предоставлению земельных участков в собственность, ни по переоформлению прав на него, в связи с чем суд считает предъявленные к ним требования необоснованными, и находит, что истцами избран ненадлежащий способ защиты (л.д.11).. Однако судом установлено, что ФИО4, при жизни был выделен на законных основаниях ФИО5 участок площадью 0,15-га в <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома по решению 8 сессии 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, он как собственник он осуществлял оплату ФИО5 налога согласно квитанций за 2008-2013 года. После оформления технической документации ФИО4 размер ФИО5 участка был уменьшен в площади из-за установления размера прибрежной зоны, и на основании акта приёма-передачи межевых знаков под сохранность от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 участок был выдан ФИО4 в натуре, границы землепользования были согласованы со смежным землепользователем Кущ Л.К. и Глазовским сельским советом. Поэтому истцы не лишены права наследования имущественных прав после смерти наследодателя, которые в виде спорного ФИО5 участка выделенного наследодателю в натуре, переходят к наследникам (истицам).
Исходя из выше изложенного в удовлетворении иска следует отказать. В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истицей судебные расходы возмещению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления Потеряйко Ларисы Александровны, Потеряйко Богдана Олеговича к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о признании права совершить определенные действия в порядке наследования права на завершение приватизации земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2016 года.Судья Украинец Л.И.