Дело N 2а-1929/2021
УИД N 13RS0023-01-2021-003863-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
при участии в деле:
административного истца Славцова Е.Ю.,
административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск, его представителя Бубнова Д.В. – доверенность от 11.06.2021,
старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Славцова Е. Ю. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск о досрочном прекращении административного надзора
установил:
Славцов Е.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по го Саранск о досрочном прекращении административного надзора, установленного решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 июня 2019 г.
В обоснование заявленных требований Славцов Е.Ю. указал, что на момент обращения с настоящим административным исковым заявлением истек более половины установленного судом срока административного надзора. В течение указанного срока он не допустил ни одного административного правонарушения, положительно характеризуется по месту жительства и работы, добросовестно соблюдает административные ограничения. <данные изъяты>
В судебном заседании Славцов Е.Ю. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика УМВД России по го Саранск Бубнов Д.В. исковые требования Славцова Е.Ю. не признал, в иске просил отказать.
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. в своём заключении полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Суд уведомил в письменной форме о подаче заявления о досрочном прекращении административного надзора потерпевших ФИО1, ФИО2, ФИО3 От указанных лиц заявлений о вступлении в административное дело не поступило, в судебное заседание, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились.
Суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие потерпевших.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон N 64-ФЗ) административным надзором является осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом (административных ограничений).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
В силу части 2 статьи 9 указанного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
На основании пункта 27 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства.
В пунктах 9, 31 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации внимание судов обращено на то, что административный надзор может быть досрочно прекращён судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (часть 6 статьи 270 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Ограничения, установленные Федеральным законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, обладающими признаками повышенной опасности для общества.
Из материалов дела следует, что Славцов Е.Ю. приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 ноября 2018 г., с учётом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 8 апреля 2019 г., осуждён за совершение преступления, предусмотренного пунктом «ж» части второй статьи 105 УК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года № 73-ФЗ) к 9 годам лишения свободы. На основании части пятой статьи 69 УК Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания по настоящему приговору и приговору Верховного Суда Республики Мордовия от 15 июля 2011 года окончательно назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Славцов Е.Ю. освобождён по отбытии срока наказания 10 июня 2019 года (л.д. 20).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 июня 2019 г., с учётом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 августа 2019 г., изложившим резолютивную часть решения суда в новой редакции, в отношении Славцова Е.Ю. установлен административный надзор сроком на 3 года. На него возложена обязанность по явке 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также установлено административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом его пребывания в ночное время с 22.00 часов до 06.00 часов.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 октября 2020 г. административное ограничение в виде запрета на нахождение вне жилого помещения в ночное время было отменено.
Согласно материалам дела, на учёте в ОП №3 УМВД России по го Саранск Славцов Е.Ю. состоит с 5 августа 2019 г., нарушений установленных судом ограничений, административных правонарушений не выявлено; согласно характеристике <данные изъяты> от 20 августа 2021 г. Славцов Е.Ю. <данные изъяты> общественный порядок не нарушает, <данные изъяты> жалоб на него не поступало. По месту жительства характеризуется положительно (л.д.18, 21).
Славцов Е.Ю. официально трудоустроен <данные изъяты> директором организации также охарактеризован положительно (л.д.11 – 16).
Согласно справке-характеристике УУП ОП №3 УМВД России по го Саранск от 2 сентября 2021 г., Славцов Е.Ю. проживает по адресу <адрес> По месту жительства характеризуется с положительной стороны, жалоб со стороны соседей не поступало. <данные изъяты>, трудоустроен (л.д. 22).
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также то, что на момент обращения в суд с исковым заявлением большая часть срока административного надзора истекла, суд оснований для удовлетворения административного искового заявления Славцова Е.Ю. не установил; положительные характеристики с места проживания и работы, сведения о том, что возложенную обязанность по явке для регистрации Славцов Е.Ю. не нарушал, к административной ответственности не привлекался, не свидетельствуют о достижении цели административного надзора, указанные обстоятельства не являются безусловным и достаточным основанием для досрочного прекращения административного надзора.
С учетом обстоятельств совершённых Славцовым Е.Ю. преступлений, признания его 31 мая 2019 г. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на основании части 2 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, о чем вынесено соответствующее постановление начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, возражений представителя органа, осуществляющего административный надзор, заключения прокурора, участвовавшего в деле и возражавшего против досрочного прекращения административного надзора, суд приходит к выводу о преждевременности прекращения административного надзора в отношении Славцова Е.Ю.
Доказательств, что установленная Славцову Е.Ю. явка для регистрации в первую и третью среду месяца в период времени с 09 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. препятствует исполнению им своих трудовых функций <данные изъяты> и делает их невозможными, суду не представлено и им не установлено. <данные изъяты>
Сохранение установленной в отношении Славцова Е.Ю. обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации является необходимым и соразмерным, обусловлено интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований административного иска Славцова Е. Ю. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск о досрочном прекращении административного надзора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2021 года
Судья А.К. Чибрикин