Дело № 2-1708/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новицкой Н.Н.,
при секретаре Волосач Л.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Солецкого района Баринова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Солецкого района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее также Учреждение) об обязании в срок до 01 июня 2019 года установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», проходящих вдоль территорий образовательных учреждений МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» и установить искусственные неровности на указанных участках автомобильных дорог, указав в обоснование, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения ГОКУ «Новгородавтодор» требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлен ряд нарушений, об устранении которых просит прокурор.
Определением суда в порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району, МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы».
Определением суда от 20 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Новгородской области и АО «СМУ-Дондорстрой».
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в иске, уточнил срок обязания ответчика установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», проходящих вдоль территорий образовательных учреждений МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» и установить искусственные неровности на указанных участках автомобильных дорог, до 01 августа 2019 года.
Представитель ответчика ГОКУ «Новгородавтодор», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области, ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району, МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы», АО «СМУ-Дондорстрой» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель ГОКУ «Новгородавтодор» просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерства финансов Новгородской области, ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району, МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы», АО «СМУ-Дондорстрой» не сообщили суду об уважительности причин неявки в судебное заседание.
Суд, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.ч. 1, 5, 11 ст.12 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществления дорожной деятельности в отношении регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативно финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и др.
В силу ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (ч. 6); под владельцами автомобильных дорог понимается, юридические лица которым дороги переданы в оперативное управление, в частности, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7).
К собственности субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года).
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту ГОСТ Р 52289-2004) установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
В силу п. 3.1 ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Ростехрегулирования N 295-ст от 11.12.2006 (далее по тексту ГОСТ Р 52605-2006) под искусственной неровностью принято понимать специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно в оси дороги.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 52605-2006, на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением устраивают искусственные неровности.
В силу пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Как установлено в судебном заседании из письменных материалов дела, прокуратурой Солецкого района Новгородской области совместно с ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району была проведена проверка соблюдения ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», проходящих вдоль территорий образовательных учреждений МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» и МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
Кроме того, в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», проходящих вдоль территорий образовательных учреждений МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы» и МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» отсутствуют искусственные неровности.
Постановлением Администрации Новгородской области от 01 июня 2010 года № 243 автомобильные дороги «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы» отнесены к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Новгородской области.
На основании решения комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 25 ноября 1996 года № 543 автомобильные дороги общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», переданы в оперативное управление государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
В соответствии с п. 2.1 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
В силу п. 2.2 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» одной из целей деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Таким образом, на ГОКУ «Новгородавтодор» лежит обязанность по организации проведения работ по ремонту и содержанию переданных в оперативное управление Учреждения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Новгородской области.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения Учреждением решения суда, суд принимает во внимание специфику таких работ, в связи с чем, срок для устранения нарушений считает возможным установить, с учетом уточнения данного срока представителем истца помощником прокурора Солецкого района – до 01 августа 2019 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Солецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в срок до 01 августа 2019 года:
- установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», проходящих вдоль территорий образовательных учреждений МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы»;
- установить искусственные неровности на участках автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Сольцы-Горки-граница области», «Яжелбицы-Демянск-Залучье-Старая Русса-Сольцы», проходящих вдоль территорий образовательных учреждений МАОУ «СОШ № 1 г. Сольцы», МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы».
Взыскать с ГОКУ «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, 22 апреля 2019 года.
Председательствующий Н.Н. Новицкая