Судья – Грошкова В.В. Дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.
судей: Перовой М.В., Сидорова В.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
с участием прокурора Барахович С.В.
при секретаре Иванове П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах Мартыненко В.В. и его несовершеннолетних детей, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными бездействия муниципального образования, выразившегося в непринятии мер при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке. В обоснование заявленных исковых требований указал, что в ходе проведения проверки деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа по обеспечению льготных категорий граждан земельными участками было установлено, что администрацией допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных льготным категориям граждан - многодетным семьям, установленной Законом Краснодарского края от 5.11.2002 года №532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае». Администрацией города-курорта Анапа не проводилась работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, чем нарушаются права льготной категории граждан. Постановлением администрации города-курорта Анапа <...> от 27.02.2014 года Мартыненко В.В. предоставлен в аренду земельный участок <...> в соответствии со ст.ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края №532-К3 от 05.11.2002 года. 28.02.2014 года с Мартыненко В.В. заключен договор аренды земельного участка <...> площадью 600 кв.м. с видом разрешенного использования - ИЖС. Однако на момент выделения земельного участка последний не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода. В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Анапа при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером <...> <...> и обязать администрацию г.Анапа в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку технических условий для подключения указанного земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2016 года в удовлетворении искового заявления Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах Мартыненко В.В. и его несовершеннолетних детей, к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконными бездействия муниципального образования, выразившегося в непринятии мер при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке отказано.
В апелляционном представлении, поданном в Краснодарский краевой суд, помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. просит отменить решение Анапского городского суда от 09 февраля 2016 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные прокурором исковые требования. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Барахович С.В., судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа по обеспечению льготных категорий граждан земельными участками, по результатам которой установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа не проводилась работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации город-курорт Анапа от 27.02.2014 года №758 «О предоставлении Мартыненко В.В. земельного участка по адресу: <...>» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 14.04.2014 между управлением имущественных отношений администрации город-курорт Анапа и Мартыненко В.В. заключен договор <...> аренды земельного участка, площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
04.12.2015 года в Анапскую межрайонную прокуратуру обратилась Мартыненко В.В. с заявлением о защите нарушенных прав на жилище в связи с невозможностью использования предоставленного администрацией города-курорта Анапа в аренду земельного участка по целевому назначению - для индивидуального жилищного строительства, поскольку на момент его выделения земельный участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. К вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. В Перечень на заседаниях представительного органа местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Пунктом 2 распоряжения губернатора Краснодарского края от 09.06.2012 года №489-р «О некоторых мерах по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае» в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в целях создания условий по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: вести учет граждан, имеющих трех более детей и имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определить территории, максимально приближенные к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и предназначенные для предполагаемого предоставления гражданам, имеющим трех и более детей и имеющим право на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определить потребность в обеспечении инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
По смыслу п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент предоставления земельного участка) указывал на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, формирование земельного участка, а также определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 настоящих Правил. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» земля, предоставленная многодетной семье для строительства жилого дома, должна быть обеспечена инженерной инфраструктурой.
В соответствии с положениями ст. 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа отнесена организация в границах муниципального образования город-курорт Анапа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, определение и получение технических условий подключения вышеуказанного земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Судебной коллегией установлено, что при предоставлении в аренду семье Мартыненко В.В. имеющего трех детей, земельного участка <...>, администрация муниципального образования город-курорт Анапа не подготавливала технические условия для подключения земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что бездействие администрации по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном в аренду Мартыненко В.В., нарушает его социальные права как гражданина, относящегося к льготной категории граждан и создает препятствия к осуществлению им прав по использованию земельного участка в соответствии с его назначением.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Анапского межрайонного прокурора нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции необходимо отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных Анапским межрайонным прокурором исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Анапского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования города-курорта Анапа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку технических условий для подключения земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Председательствующий:
Судьи: