к делу № <...>/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<...> 2014 года
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Швед А.Ю.,
при секретаре Дмитриевой А.Б.,
с участием истца В,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> по доверенности - А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> об оспаривания решения комиссии,
Установил:
В обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривания решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <...> указывая в обоснование своих требований, что Управление Пенсионного фонда РФ в <...> незаконно и необоснованно исключило из ее педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период ее трудовой деятельности с <...> по <...> в детском саду <...> колхоза <...> в должности музыкального руководителя. Истец претендует на включение в ее специальных стаж указанного периодов, поскольку согласно норм действовавшего на момент осуществления им работы и иной деятельности, эти периоды подлежали включению в специальный стаж.
Просит суд: признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> <...> от <...> года; включить в ее педагогический стаж период работы с <...> по <...> в <...>, обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в установленном действующим законодательством размере с даты обращения за ней.
В судебном заседании В настаивала на удовлетворении ее исковых требований и дала суду пояснения, аналогичные вышеизложенным. Дополнив, что с <...> по настоящее время работает в одной должности музыкального руководителя в одном и том же садике, все время выполняет одни и те же обязанности. С <...> она не только полностью вырабатывала педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, но и часто работала на 1,5 ставки.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> А с исковыми требованиями не согласилась и просила суд отказать в их удовлетворении.
Пояснила суду, что Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <...> В было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности - 25 лет. Из специального стажа действительно был исключен период работы с <...> по <...> в <...> в должности музыкального руководителя, поскольку периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в специальный стаж при условии выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В судебном заседании была также допрошена свидетель Б, которая пояснила суду, что В работала в детском саду <...> музыкальным руководителем с <...> непрерывно, характер ее работы все эти годы не менялся. Очень долгое время она работала на <...> ставки.
Выслушав мнение участников процесса, показания свидетеля Б, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования В обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным Законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения пенсионного органа, а также выясняет, имеются ли у гражданина основания для включения периодов его работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Таким образом, работники учреждений для детей имеют право на получение пенсии за выслугу лет в связи с характером выполняемой ими работы (педагогической деятельности).
Как установлено в судебном заседании, <...> В обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <...> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан от <...> <...> ей было отказано в назначении такой пенсии по причине отсутствия требуемого педагогического стажа - 25 лет (л.д. 5-6). Согласно решения Комиссии, продолжительность специального стажа в связи с педагогической деятельностью составила <...> лет <...> месяца <...> дней, поскольку в специальный стаж ответчик засчитал периоды работы в ясли-саде (детском саду) <...> Управления образования <...> в должности музыкального руководителя с <...> по <...> года, за исключением периода нахождения на курсах по повышению квалификации с <...> по <...> года.
При этом Комиссией в специальный стаж В не был включен период ее трудовой деятельности в должности музыкального руководителя с <...> по <...> в <...>.
Согласно записей в трудовой книжке, работа истицы в период с <...> по <...> работала в колхозе имени <...>. С <...> она приступила к работе в должности музыкального работника в д/саде <...> (распоряжение от <...> № 22). <...> она была уволена переводом в АО "<...>" в связи с передачей я/сада <...> на баланс управления образования (постановление главы администрации от <...> <...>, приказ <...> от <...> года).
Кроме того, суду представлен акт документальной проверки первичных документов колхоза имени Кирова, находящихся на хранении в архивном отделе администрации МО <...>. согласно акта, на проверку были представлены расчетно-платежные ведомости по заработной плате за <...> и протоколы заседаний правления колхоза за <...>. Другие документы на государственное хранение в архивный отдел не поступали. В расчетно-платежных ведомостях В значится как "муз. раб." В протоколах Д также упоминается как музыкальный работник.
При определении возможности включения в специальный стаж истца тех или иных периодов работы и иной деятельности, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства <...> от <...> года, разделом "Наименование должностей" предусмотрен музыкальный руководитель, а разделом "Наименование учреждений" подразделом "Дошкольные учреждения" предусмотрены детские сады всех наименований.
Постановлением Министерства труда и Социального развития РФ от 23.06.2003 года № 39 утверждено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель".
Ответчик утверждает, что спорный период трудовой деятельности истца не может быть включен в специальный стаж, несмотря на то, что соответствует Списку, потому что истцом документально не подтвержден факт выполнения ею нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Суд не может согласиться с данным утверждением ответчика по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 05.11.2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.06.2004 года № МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".
Согласно пункту 2.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных пунктом 4 подраздела 1 раздела I Перечня, пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшем в спорный период работы истицы в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях, поименованы: должность «воспитатель», «руководитель-воспитатель» и учреждение: «детские сады», «объединенные ясли-сады».
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 г. № 19 «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских садах следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Как следует из пункта 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 3 ст. 10 ГК РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается объяснением истца, свидетеля, в спорный период времени с <...> по <...> ее работа выполнялась в должности музыкального руководителя, а значит подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что иск В подлежит удовлетворению в полном объеме, а поэтому обязывает ответчика засчитать в специальный стаж В, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального Закона “О трудовых пенсиях в РФ”, спорный период ее деятельности.
Согласно п.1 ст.19 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно <...> года) В, имела специальный стаж <...> лет <...> дня с учетом спорного периода работы и периода работы, зачтенного пенсионным органом, Управление Пенсионного фонда РФ в <...> обязано назначить ей пенсию с указанной даты.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <...> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <...> <...> ░░ <...> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <...> ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <...> № 173-░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░ ░░░░░░ ░ <...> ░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ <...> ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░ ░░. <...>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ <...> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ - ░ <...> ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:___________________________░.░. ░░░░