Дело № 2-3/2022 (№2-245/2021)
УИД 57RS0003-01-2021-000367-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2022 года пгт. Глазуновка
Глазуновский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Сухова Ю.Т.,
с участием представителя истца открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Столяровой О.А., действующей по доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ>,
представителя ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Куракова Н.А., действующего по доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ>,
при секретаре судебного заседания Тамарковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Анохиной С.Г., администрации Глазуновского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок отсутствующим,
установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Глазуновский районный суд Орловской области с исковым заявлением к Анохиной С.Г., администрации Глазуновского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок отсутствующим. В обоснование заявленных требований указано, что ОАО «РЖД» использует земельный участок полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, заключенного с ТУ Росимущества в Орловской области, относится к категории земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование - «под объекты транспорта Железнодорожного». Вышеуказанный земельный участок полосы отвода железной дороги был поставлен на кадастровый учет <ДД.ММ.ГГГГ>. Сведения о координатах характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером <№> были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации (межевания) земель полосы отвода железной дороги <адрес>, подготовленных ФГУП «Орёлниигипрозем» <ДД.ММ.ГГГГ> и утвержденных постановлением главы администрации Глазуновского района Орловской области от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об установлении полосы отвода земель, предоставленных в пользование Орловско-Курскому отделению - филиалу ФГУП «Московская железная дорога» в пределах Глазуновского района по направлению <адрес>». Право собственности зарегистрировано <ДД.ММ.ГГГГ> за Российской Федерацией, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <ДД.ММ.ГГГГ> сделана запись регистрации <№> (Свидетельство <адрес>). Ранее земельный участок полосы отвода железной дороги в Глазуновском районе использовался на основании свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования <№>, выдано Орловской дистанции пути <№> Орловского отделения Московской железной дороги <ДД.ММ.ГГГГ> Администрацией Глазуновского района (для полосы отвода Орловской дистанции пути <№>). В рамках гражданского дела <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Глазуновского районного суда Орловской области по исковому заявлению К.А.Ф. к А.С.Г. об исправлении ошибки в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, где ОАО «РЖД» было привлечено в качестве соответчика, ОАО «РЖД» узнало, что земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Анохиной С.Г. Земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., незаконно образован из земельного участка с кадастровым номером <№>, который принадлежит Российской Федерации на праве собственности и по договору от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> находится у ОАО «РЖД» в аренде. Решений как о выделении, или разделе земельного участка с кадастровым номером <№>, в том числе путем образования земельного участка с кадастровым номером <№>, не принималось. Отсюда, относительно железнодорожных ориентиров жилой дом и земельный участок под ним с кадастровым номером <№> с адресными ориентирами: <адрес>, располагаются в границах земельного участка полосы отвода железной дороги <адрес> (в непосредственной близости от здания железнодорожного вокзала) с правой стороны по ходу возрастания километров направления <адрес>, на расстоянии <данные изъяты> метров, при этом согласно вышеуказанных материалов инвентаризации ширина полосы отвода в данном месте составляет <данные изъяты> метров. Согласно пояснительной записке и техническому заданию из вышеуказанных Материалов инвентаризации работы по инвентаризации полосы отвода железной дороги выполнялось в соответствии с действующими на тот момент требованиями нормативно-техническими и инструктивных документов. В пределах полосы отвода была проведена горизонтальная съемка полотна железной дороги, километровых указательных столбов, пересечений с линиями электропередач. В ходе проведения кадастровых работ было осуществлено полевое обследование земель железной дороги по юридическим документам и выявлению земельных участков постороннего пользования в полосе отвода железной дороги; составлен список посторонних пользователей общей площадью <данные изъяты> га, составлены и подписаны акты установления и согласования границ полосы отвода железной дороги. Кроме того, ни на схеме из материалов инвентаризации, ни в списке посторонних землепользователей сведений (отметки) о наличии посторонних землепользователей в месте расположения спорного участка и дома не имеется. Также обращаем внимание на тот факт, что в <адрес> имеется задвоение адреса: <адрес>. Таким образом, что указанные в Материалах инвентаризации в списке посторонние землепользователи Т.Н.С. (<№>) и Ц.Н.И., (<№>) с адресными ориентирами <адрес> и <адрес> (соответственно) располагаются на противоположной стороне от железнодорожного вокзала через железнодорожные пути (Приложение <№>). Сведений о разделе данного земельного участка полосы отвода железной дороги с целью формирования земельного участка с кадастровым номером <№> площадью <данные изъяты> кв.метров и последующего изъятия его из федеральной собственности и передачи в собственность Анохиной С.Г. не имеется. Отсюда, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <№> осуществлена в нарушение земельного законодательства, неправомерно и ведет к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации, как собственника земельного участка, и ОАО «РЖД», как арендатора. Законодательство, действовавшее на момент предоставления Администрацией Глазуновского района земельного участка в собственность граждан, уже относило земельные участки в пределах полосы отвода железной дороги к собственности Российской Федерации, и ограничивая их в обороте, не допускало предоставления таких земельных участков в частную собственность. В случае исключения из земельного участка с кадастровым номером <№> земельного участка с кадастровым номером <№>, это приведет к уменьшению площади и изменению конфигурации и границ земельного участка с кадастровым номером <№>, находящегося в федеральной собственности (полоса отвода железной дороги), что нарушит права и законные интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка, и ОАО «РЖД», как арендатора. Просит признать право собственности отсутствующим за Анохиной С.Г. на земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., взыскать с ответчика расходы по госпошлине.
В судебном заседании представитель истца открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Столярова О.А., действующая по доверенности исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске просила признать право собственности отсутствующим за Анохиной С.Г. на земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., взыскать с ответчика расходы по госпошлине и просила суд учесть все перечисленные в исковом заявлении положения законодательства по правомерности формирования полосы отвода и принять решение об отсутствии права собственности за ответчиком Анохиной С.Г. пояснив, что согласно Жилищного кодекса Российской Федерации введенного 29.12.2004 №188-ФЗ, формирование земельного участка на котором расположен дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Данный федеральный закон вступил в силу после того, как был сформирован земельный участок полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <№> и регистрация на него права собственности Российской Федерацией была правомерной. Полагает ответчику необходимо было обратиться в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое предусматривает, что в случае нахождения объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности, например независимой организации или находящегося в частной собственности данные организация или частное лицо вправе обратиться по оформлению земельного участка в субаренду. В силу пунктов 1 и 2 статьи 90, подпункта 7 пункта 5 и пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 30 октября 2001 года, земельные участки в полосе отвода железной дороги ограничены в обороте, не подлежат передаче в частную собственность, но при этом могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду, при соблюдении условий, предусмотренных законодательством. Какие либо запреты или ограничения на включение в состав полосы железной дороги земельных участков, на котором расположены здания, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам независимо от того была ли эта дорога построена раньше или позднее, как ранее действующая так и действующая в настоящее время, законодательство не содержало так и не содержит. Фактическая деятельность на использование земельных участков в границах полосы железной дороги гражданами и организациями не влекло за ними и для них в соответствии с законом никаких правовых последствий, в том числе в виде приобретения частной собственности на земельные участки. Порядок пользования находящихся в федеральной собственности земельного участка в составе полосы отвода железной дороги на которой расположен находящийся в частной собственности объект недвижимости прямо урегулирован правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и представлены ОАО «РЖД», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 №264. В соответствии, с которым такие земельные участки либо их части передаются собственникам объекта недвижимости в субаренду. Согласно данного постановления ОАО «РЖД» обязано передать в субаренду часть арендованного земельного участка собственникам расположенного на данном земельном участке, расположенного на этом участке зданий, строений, сооружений, а также лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию сооружений.
Ответчик Анохина С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила возражение, указав, что с исковыми требованиями не согласна в полном объеме просит в удовлетворении исковых требований отказать, в случае удовлетворения требований ОАО «РЖД» взыскать расходы на госпошлину с администрации Глазуновского района, пояснив, что земельный участок выделялся <данные изъяты>, К.М.С. в <ДД.ММ.ГГГГ> имеется свидетельство о праве собственности. После смерти К.М.С. наследство оформила <данные изъяты> С.А.Т., после этого владельцем стал К.Г.А. в <адрес> на основании договора купли-продажи, заключенного с С.А.Т., являющейся <данные изъяты> ответчика. Она получила данный земельный участок по наследству после смерти <данные изъяты> К.Г.А., то есть является добросовестным наследником, а также просит рассмотреть гражданское дело без ее участия в суде.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Глазуновского района Орловской области Кураков Н.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просил принять решение по вопросу удовлетворения исковых требований ОАО «РЖД», в соответствии с законодательством РФ. По исковым требованиям истца, пояснить ничего не может.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон в состязательном процессе.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки полосы отвода являются федеральной собственностью.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 90, подпункта 7 пункта 5 и пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 30 октября 2001 года, земельные участки в полосе отвода железной дороги ограничены в обороте, не подлежат передаче в частную собственность, но при этом могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду, при соблюдении условий, предусмотренных законодательством.
Понятие полосы отвода железной дороги установлено ст. 2 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которой полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно Порядку установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров (подпункт 7).
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта были отнесены исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 29 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 порядок использования земель транспорта определяется законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Согласно п. 15 Положения о землях транспорта, утвержденным постановлением СМ СССР от 08.01.1981 № 24 «Об утверждении положения о землях транспорта» к землям железнодорожного транспорта, в том числе относились земли, занятые станциями со всеми зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, водоснабжения и канализации, защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта.
Пунктом 2 вышеуказанного Положения было установлено, что размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Указанные нормы в период с 1974 по 1997 годы были установлены СН 468-74 «Нормы отвода земель для железных дорог», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 19.12.1974 № 247 (впоследствии взамен данных норм указанием МПС России были утверждены ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», в настоящее время нормы отвода земель под полосу отвода установлены Приказом Минтранса России от 06.08.2008 № 126, однако и нормы, установленные в 1997 году, и нормы, установленные в 2008 году, полностью соответствуют нормам 1974 года).
В соответствии с Постановлением ЦИК СССР № 58, СНК СССР № 50 от 07.02.1933 «Об утверждении положения о землях, предоставленных транспорту», земли транспорта находятся в исключительном ведении предприятий министерства путей сообщения.
В настоящее время понятие полосы отвода железной дороги установлено ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, в соответствии с которой полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Российская Федерация является собственником земельного участка в силу закона, в связи с тем, что земельные участки полосы отвода железной дороги отнесены к федеральной собственности (п.1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления и использования полос отвода и охранных зон, железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен перечень вопросов местного значения муниципального района, к которым, в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Пункт 4 ст. 2 и ст. 10 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР», предусматривал, что объектами права собственности граждан могут быть земельные участки. Однако, в силу п. 2 ст. 6 данного Закона, земельные участки могли предоставляться в собственность, владение и пользование гражданину лишь в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию.
Статья 83 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 года № 1103-1, предусматривала, что землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признавались земли, предоставленные в пользование или аренду предприятий, учреждений и организаций для осуществления возложенных на них специальных задач.
В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Порядок и условия пользования земельными участками полосы отвода железной дороги установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и представленными ОАО «РЖД».
Согласно данному постановлению ОАО «РЖД» обязано передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам, расположенных на этом участке зданий, строений, сооружений, а так же лицам, осуществляющим строительство и эксплуатацию линейных сооружений.
В соответствии с п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения его имуществом. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению (п. 1 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащихся в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», срок исковой давности не распространяется на требования о признании права отсутствующим.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно договора аренды земельного участка, находящегося в Федеральной собственности <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> на основании распоряжения от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> предоставлен в аренду ОАО «РЖД» земельный участок из земель транспорта с кадастровым номером: <№>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на срок <данные изъяты> года в связи с переоформлением, с дополнительным соглашением <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> к договору считать площадь <данные изъяты> кв.м., на срок аренды по <ДД.ММ.ГГГГ>, с дополнительным соглашением <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> к договору (л.д. <№>).
Свидетельством <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Орловской дистанции пути <№> Орловского отделения Московской железной дороги предоставлено в пользование <данные изъяты> га земли (л.д.<№>).
Из свидетельства о государственной регистрации права <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что субъект права: РФ, вид права: собственность, объект права: земельный участок, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер: <№>, <ДД.ММ.ГГГГ> сделана запись регистрации <№> (л.д. <№>).
Согласно выписке из ЕГРН <ДД.ММ.ГГГГ> кадастровый номер: <№>, адрес: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., правообладатель РФ, собственность, <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, ограничения прав и обременение объекта недвижимости: аренда ОАО РЖД (л.д. <№>).
Из акта приемки-передачи недвижимого имущества от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что ГУП «Орловское отделение Московской железной дороги» МПС России на основании Указания МПС России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> у реорганизуемого путем присоединения к ФГУП «Московкая железная дорога» передает, а ФГУП «Московкая железная дорога» принимает недвижимое имущество в количестве <данные изъяты> объектов согласно прилагаемому перечню на <данные изъяты> листах (л.д. <№>).
Распоряжением <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> закреплены объекты недвижимости в хозяйственном ведении за Московской железной дорогой (перечень объектов недвижимости) (л.д. <№>).
Материалы инвентаризации были согласованы установленным порядком со всеми смежными землепользователями и утверждены постановлением главы Администрации Глазуновского района <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. <№>).
На момент проведения инвентаризации (межевания) <ДД.ММ.ГГГГ> железной дороге принадлежали и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок, под домом вошедший в земельный участок единого землепользования полосы отвода железной дороги с кадастровым номером <№>. Данные объекты недвижимости принадлежали железной дороге на основании документов: Свидетельства от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (л.д. <№>), Акта приемки-передачи недвижимого имущества от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. <№>), Перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых в связи с реорганизацией ГУП «Орловское отделение Московской железной дороги» путем присоединения к ФГУП «Московская железная дорога» МПС России (л.д. <№>), Распоряжения МПС России <№>р от <ДД.ММ.ГГГГ> «О закреплении объектов недвижимости в хозяйственном ведении за Московской железной дорогой» (л.д. <№>), Перечня объектов недвижимости, закрепляемых в хозяйственном ведении за ФГУП «Московская железная дорога» МПС России (л.д. <№>).
Согласно выписке из ЕГРН <ДД.ММ.ГГГГ> кадастровый номер: <№>, адрес: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., правообладатель Анохина С.Г., собственность, <№> (л.д.<№>).
Возражая против заявленных требований, Анохина С.Г. ссылалась на то, что она получила данный земельный участок по наследству после смерти <данные изъяты> К.Г.А., то есть является добросовестным наследником (л.д. <№>).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что сведений о разделе земельного участка с кадастровым номером <№> полосы отвода железной дороги с целью формирования земельного участка с кадастровым номером <№> площадью <данные изъяты> кв. м. и последующего изъятия его из федеральной собственности и передачи в собственность Анохиной С.Г. не имеется. Следовательно, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <№> осуществлена в нарушение земельного законодательства, неправомерно и ведет к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации, как собственника земельного участка, и ОАО «РЖД», как арендатора. Законодательство, действовавшее на момент предоставления администрацией Глазуновского района Орловской области земельного участка в собственность граждан, уже относило земельные участки в пределах полосы отвода железной дороги к собственности Российской Федерации, и ограничивая их в обороте, не допускало предоставления таких земельных участков в частную собственность. В случае исключения из земельного участка с кадастровым номером <№> земельного участка с кадастровым номером <№>, это приведет к уменьшению площади и изменению конфигурации и границ земельного участка с кадастровым номером <№>, находящегося в федеральной собственности (полоса отвода железной дороги), что нарушит права и законные интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка, и ОАО «РЖД», как арендатора.
На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истца являются обоснованными, в связи, с чем исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ответчик Анохина С.Г. в письменных возражениях указала, что в случае удовлетворения требований ОАО «РЖД» просила с нее не взыскивать расходы по оплате государственной пошлины, а взыскать с администрации Глазуновского района Орловской области.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Администрация Глазуновского района Орловской области является органом местного самоуправления согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Анохиной С.Г. подлежит взысканию в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Анохиной С.Г., администрации Глазуновского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, удовлетворить.
Признать право собственности отсутствующим за Анохиной С.Г. на земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Взыскать с ответчика Анохиной С.Г. в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Глазуновский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий Ю.Т. Сухов