Дело № 12-89/2015
РЕШЕНИЕ
с. Усть-Кулом 19 ноября 2015 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
при секретаре Морохиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действующего в интересах
Дорожного агентства Республики Коми, расположенного по юридическому адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №,
на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО1, которым Дорожное агентство Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Дорожное Агентство Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ему назначено административное наказание в виде <данные изъяты>.
Считая данное постановление незаконным, ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действуя в интересах Дорожного агентства Республики Коми, обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить указанное постановление. В обоснование заявленного требования указало, что ДД.ММ.ГГГГ функции владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми переданы государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми». Право оперативного управления у ГКУ возникло с момента принятия собственником (Агентством) решения о передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление и совершения фактической передачи (то есть с момента документального закрепления воли собственника) и в данном случае, не зависит от момента регистрации такого права. Отсутствие регистрации права оперативного управления не имеет правового значения, поскольку ГКУ фактически приняло на себя бремя содержания имущества и является владельцем вышеуказанного участка автодороги. <данные изъяты> руб. не отвечает целям административного наказания, поскольку штраф не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер.
Представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, извещенный надлежащим образом, для участия в рассмотрении жалобы не явился.
ФИО2, представитель административного органа, с доводами жалобы не согласился, полагал, что постановлении о привлечении Дорожного агентства РК к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.
Выслушав позицию должного лица, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории России должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом в части 2 статьи 12 этого же Федерального закона закреплено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Кроме того, пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и указанные дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из вышеизложенных нормативных положений следует, что юридические лица, ответственные за состояние и содержание дорог, действуя в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не должны допускать такого состояния дороги, которое бы создавало угрозу безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 40 мин. старшим ИДПС ОГИБДДОМВД России по Усть-Куломскому району составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги в том, что на участках автодорог <адрес> имеются нарушения п. 3.1.2. ГОСТа Р 50597-93.
ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения Дорожным агентством Республики Коми ГОСТа Р 50597-93 ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району в отношении Дорожного агентства Республики Коми составлен протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ. Нарушение заключается в том, что Дорожное агентство Республики Коми, являясь ответственным лицом за содержание улично-дорожных сетей в безопасном для дорожного движения состоянии допустило в <адрес> на участках автодорог <адрес> нарушение п. 3.1.2. ГОСТа Р 50597-93; на проезжей части не выполнило требование БДД при содержании выше указанных участков, допущено превышение предельных размеров выбоин, пучин (по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см), которые составляет по длине 380 см, ширине 255 см, глубине 14 см, что не отвечает требованиям БДД и п. 13 ОП ПДД РФ.
Положения ст. 12.34 КоАП РФ предусматривают административную ответственность, в том числе юридических лиц, за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения.
В соответствии со статьей 3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 3.1.1 Стандарта покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см (Пункт 3.1.2 Стандарта).
В соответствии с Положением «О Дорожном агентстве Республики Коми», утвержденное постановлением Правительством РК от 7 февраля 2005 г. N 16 (в ред. Постановлений Правительства РК от 30.12.2014 N 579, от 02.07.2015 N 296) Дорожное агентство Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставляющим государственные услуги в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Основными задачами Агентства, как юридического лица, являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
В целях реализации основных задач Агентство осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Ком; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Агентство, и на реализацию возложенных на Агентство функций; принимает меры по организации дорожного движения в случаях, предусмотренных законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ между Дорожным агентством Республики Коми и ОАО «Коми дорожная компания» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Корткеросский» в 2015-2017 гг.
Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Коркеросский» в 2015-1017 гг. общей протяженностью: дороги – <данные изъяты> км (в том числе наплавные мосты – <данные изъяты> км), на автодорогах и дорожных сооружениях, оговоренных в Приложениях № 1-1, 1-2 к настоящему контракту, являющихся неотъемлемой частью контракта, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств.
Срок выполнения работ по контракту устанавливается: начало – с даты заключения контракта, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ, завершение – ДД.ММ.ГГГГ. Срок выполнения ямочного ремонта покрытий, устройства покрытия толщиной 4 см (картами), заделки трещин – не позднее ДД.ММ.ГГГГ ежегодно.
ДД.ММ.ГГГГ между Дорожным агентством Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», ОАО «Коми дорожная компания» заключено соглашение к государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Корткеросский» в 2015-2017 гг. от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 контракта заменена сторона в государственном контракте: Дорожное агентство Республики Коми на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми». Все права и обязанности заказчика – Дорожного агентства Республики Коми по государственному контракту с ДД.ММ.ГГГГ переходят к новому заказчику - ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в том же объеме и на тех же условиях.
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми» перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год формируется и утверждается Дорожным агентством Республики Коми до 31 декабря текущего года, а последующие изменения и дополнения - в течение соответствующего финансового года исходя из объема финансирования из республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год на указанные цели с учетом принятия решений Агентством Республики Коми по управлению имуществом о передаче автомобильных дорог в оперативное управление Дорожному агентству Республики Коми, на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Таким образом, в силу приведенных норм закона, лицом ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является Дорожное агентство Республики Коми.
Судья считает не состоятельными доводы заявителя о том, что вина Дорожного агентства Республики Коми в административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ по выявленным недостаткам отсутствует, поскольку ДД.ММ.ГГГГ функции владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми переданы государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми». Право оперативного управления у ГКУ возникло с момента принятия собственником (Агентством) решения о передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление и совершения фактической передачи (то есть с момента документального закрепления воли собственника) и в данном случае, не зависит от момента регистрации такого права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса (далее – ГК) Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Поскольку государственная регистрация перехода права оперативного управления от Дорожного агентства Республики в ведение ГКУ «Управление автомобильных дорог» на указанные участки автомобильных дорог по состоянию на день выявления административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) не было зарегистрировано, оснований для освобождения от административной ответственности Дорожного агентства Республики Коми, не имеется.
Процессуальный порядок привлечения Дорожного агентства Республики Коми к административной ответственности соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом, в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено должностным лицом верно, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом при назначении наказания учтены фактические обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения.
С учетом изложенного, Дорожное агентство Республики Коми правомерно привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оснований для отмены постановления у судьи не имеется.
Вместе с тем, судья считает, что <данные изъяты>, назначенный Дорожному агентству Республики Коми, не отвечает целям административного наказания, поскольку штраф не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер. По смыслу закона размер штрафа в отношении юридических лиц должен отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечивая справедливое и соразмерное наказание.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
При таких обстоятельствах, судья полагает возможным снизить назначенный постановлением № начальника ОГИББД ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ размер административного штрафа до <данные изъяты>, то есть ниже низшего предела, установленного законом.
Принимая указанное решение, судья руководствуется также положениями пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым по результатам рассмотрения жалобы на постановлением по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 24.1, 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району ФИО1, которым Дорожное Агентство Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначив с применением ч. 3.2, 3.2. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде <данные изъяты>.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента получения.
Судья - И.В. Федорова