№
РЕШЕНИЕ
23 декабря 2021 года <адрес> края
Судья Туруханского районного суда <адрес> ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании материал по протесту прокурора <адрес> на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача в <адрес> ФИО2 по делу об административном правонарушении в отношении администрации Зотинского сельсовета, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача в <адрес> ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо администрация Зотинского сельсовета признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в Туруханский районный суд поступил протест прокурора <адрес> ФИО4 на вышеуказанное постановление. Согласно протеста постановление № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, вынесено необоснованно, подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, по следующим основаниям.
Обстоятельства, на основании которых административным органом в отношении администрации Зотинского сельсовета <адрес> было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, не доказаны.
В нарушение ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении администрации Зотинского сельсовета <адрес> не указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В нарушение ст. 26.11 КоАП РФ административным органом оценены доказательства не на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Административным органом не доказан факт совершения администрацией Зотинского сельсовета <адрес> нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В названном постановлении по делу об административном правонарушении административным органом указано, что «ДД.ММ.ГГГГ в 14-00 часов по адресу: 663215, <адрес>, обнаружено нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения…». Вместе с тем, <адрес> не входит в состав администрации Зотинского сельсовета <адрес>.
По делу об административном правонарушении достоверно не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Административным органом не дана оценка фактическим обстоятельствам дела.
Просит отменить постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Прекратить производство по делу по указанному делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> требования протеста поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. При направлении в суд административного материала пояснил, что в обжалуемом постановлении допущена опечатка по тексту, а именно: адрес места совершения административного правонарушения – 663214, <адрес>. Просил считать верным место совершения административного правонарушения адрес: 663249, <адрес> (кладбище).
Представитель лица, привлеченного к административной ответственности администрации Зотинского сельсовета, извещенный о дате, времени и месте, не явился. Ходатайств суду не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть протест на постановление по делу об административном правонарушении без участия не явившихся участников процесса.
Исследовав административный материал, выслушав помощника прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 24.6 КоАП РФ прокурор в пределах своей компетенции осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии с требованиями ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Аналогичные полномочия прокурора прямо указаны в ст. ст. 23, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, состоит в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия. При этом наступление материально-правовых последствий не является обязательным элементом состава правонарушения.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 26.1 КоАП РФ.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарном благополучии населения).
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями указанным федеральным законом понимается обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 1 указанного Закона).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки выявлены нарушения санитарного законодательства администрацией Зотинского сельсовета, а именно:
- п. 53 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» при устройстве кладбища не предусмотрены водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны (ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений); водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории.
- п. 56 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 не организована перевозка умершего к месту захоронения с использованием катафалка, сведений о наличии автомобиля, водителя в штате сельсовета, договор со сторонней организацией не представлены.
- п. 64 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на кладбище не оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данного объекта.
- п. 65 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на кладбище не оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО с подъездными путями, твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (с трех сторон высотой не менее 1 метра).
- п.п. 3.2., 3.4 СанПиН 3.ДД.ММ.ГГГГ-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», п.п. 3.2., 3.3. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» не проводятся дезинсекционные и дератизационные мероприятия (включая оценку заселенности членистоногими, в том числе клещами, грызунами), скашивание травы на территории кладбища.
Установив нарушения положений СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 3.ДД.ММ.ГГГГ-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», должностным лицом надзорного органа администрация Зотинского сельсовета <адрес> привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно положениям ст. 29.10 КоАП РФ обязательной частью постановления должностного лица административного органа о назначении наказания является описание фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. Отсутствие описания названных обстоятельств не позволяет правильно сопоставить действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, с диспозицией нормы закона, предусматривающей административную ответственность за вменяемое деяние, а, следовательно, достоверно установить наличие в действиях лица события административного правонарушения.
В обжалуемом постановлении не указаны обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении данного дела, а именно, в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем конкретно состоит вина сельсовета.
Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие сведения, изложенные в постановлении о привлечении к административной ответственности, оспариваемое постановление не содержит описания обстоятельств, установленных при рассмотрении административного дела, ссылки на доказательства, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о привлечении Зотинского сельсовета к административной ответственности.
Вину администрации Зотинского сельсовета должностное лицо подтверждает протоколом об административном правонарушении, и другими материалами дела, что позволяет суду сделать вывод о том, что должностным лицом при рассмотрении дела не произведена всесторонняя оценка доказательств, не дана оценка обстоятельствам дела.
Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении местом совершения административного правонарушения является <адрес>.
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом был допущен ряд существенных нарушений требований КоАП РФ, что влечет отмену вынесенного постановления и направление дела на новое рассмотрение.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом изложенного усматриваются основания для отмены принятого должностным лицом постановления с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
В ходе рассмотрения дела должностному лицу следует также дать надлежащую правовую оценку всем элементам состава административного правонарушения, в том числе оценить действия привлекаемого к ответственности лица на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства.
Суд не дает оценку доводам жалобы прокурора <адрес> на указанное постановление, так как должностным лицом исполняющей обязанности главного государственного санитарного врача в <адрес> ФИО2 допущены существенные нарушения процессуальных требований, влекущие отмену обжалуемого постановления.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление исполняющего обязанности главного государственного санитарного врача в <адрес> ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о признании администрации Зотинского сельсовета <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ отменить, дело возвратить в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Туруханский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО3