Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«11» декабря 2013 года с. Красногвардейское
Ставропольского края.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре – Пронякиной Ю.В.,
с участием:
заявителя – Воробьёва Н.А.,
представителя заявителя Воробьёва Н.А. – адвоката Дорофеевой Т.П., предоставившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и действующей на основании ордера № от 29.10.2013,
заинтересованного лица – представителя администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края – ФИО7, действующего на основании доверенности от 11.01.2013, действительной по 31.12.2013, и доверенности от 05.11.2013, действительной по 31.12.2013,
заинтересованного лица – представителя администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № – 11/8, действительной до 31.12.2013,
специалиста ФИО9,
специалиста ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Воробьев Н.А. о признании незаконным решения главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края (в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации),
установил:
Воробьёв Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий семьи, состоявшей из трех человек в администрацию села Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края.
Постановлением главы администрации села Красногвардейского № от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет по улучшению жилищных условий семьи, состоявшей из трех человек.
На основании поданного им заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий проводились заседания жилищной комиссии при администрации села Красногвардейского, так было заседание ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания № 36); заседание ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания № 37); заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания № 39); заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания № 40).
Был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по категории – молодые семьи и молодые специалисты. Требования, предъявляемые к гражданам данной категории, по постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, им были выполнены.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», право на получение социальной выплаты граждане имеют в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с Типовым положением. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином, могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;
в) признание, нуждающимся, в улучшении жилищных условий.
Все условия, предусмотренные Федеральным законом, им были выполнены, поэтому он был поставлен на учет, на улучшение жилищных условий в составе участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по категории - молодые семьи и молодые специалисты.
В соответствии с требованиями вышеназванного закона, он обязан был предоставлять документы ежегодно, так ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз сдал документы, в том числе и копию трудовой книжки, и в администрации села ему был выдан предварительный договор купли-продажи, для заключения такового, также ему было разъяснено, что ему выделяется 650 тысяч рублей для приобретения жилья, необходимо было подыскать жилое помещение, независимо от стоимости дома, и он обязан был оплатить разницу между стоимостью дом, и выделенным средствами за счет федеральной целевой программы в размере <данные изъяты> рублей. Ими был подыскан и сфотографирован жилой дом (по требованию администрации) в селе Красногвардейском, по <адрес>, продавец предоставила правоустанавливающие документы на жилой дом, между ним и продавцом был составлен предварительный договор купли-продажи, более того на недостающую сумму в стоимости жилого дома, его родители были вынуждены воспользоваться услугами Банка и для этих целей (30% у него должны быть наличными), получили три кредита, которые они в настоящее время выплачивают.
После заключения предварительного договора купли-продажи и получения кредитов для составления окончательного договора купли-продажи, в мае 2013 года работники администрации Красногвардейского муниципального района заявили ему, чтобы он им передал фотографии жилого дома, заключенный предварительный договор купли-продажи, и так как он не предоставил какие-то документы, не объяснив какие, и что ему в выдаче сертификата по предоставлению жилья за счет федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», отказано. После того, как ему было отказано в выдаче сертификата по предоставлению жилья, он вынужден был уволиться с работы в сельской местности, подобрать работу с более высоким заработком, так как ему необходимо в настоящее время погашать неиспользованный кредит.
Действия администрации Красногвардейского муниципального района и главы села Красногвардейского им были обжалованы прокурору Красногвардейского района. В ответе прокурора № 216-ж-2013 от 16.09.2013 указано, что на момент отказа администрацией района в выдаче его молодой семье свидетельства о получении социальной выплаты они имели постоянное место работы по трудовому договору в организации АПК в сельской местности, следовательно, данный отказ являлся незаконным. В связи с выявленными нарушениями закона, прокуратурой района в адрес главы администрации Красногвардейского муниципального района внесено представление о недопущении впредь нарушений закона с требованием привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
На момент отказа в выдаче ему сертификата по предоставлению жилья за счет федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» им были выполнены все требования, предъявляемые к участнику федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
В июле 2013 года он обратился с заявлением к главе села Красногвардейского с просьбой разъяснить ему в связи с чем, ему не выдан сертификат по предоставлению жилья за счет федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», на что глава села ФИО11 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № указал, в настоящее он находится в составе участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», категория – молодые семьи и молодые специалисты по дате написания заявления его порядковый номер в очереди – 4.
Договор купли-продажи и фотографии приобретаемого домовладения в администрацию села Красногвардейского Ставропольского края не предоставлялись. С таким решением главы села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, он не согласен, оно незаконное и подлежит отмене.
Так, согласно Типовому Положению «О Порядке реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с настоящим Типовым положением (далее – дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств, в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с настоящим Типовым положением. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862.
В соответствии с требованиями Типовых положений им предоставлены все документы для получения Сертификата на получение жилья, даже после ликвидации ООО «Рыбное хозяйство «Хуторок» (оно просто было переименовано), поэтому считает, что его незаконно исключили из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по категории – молодые семьи и молодые специалисты. Однако, 22 августа 2013 года и.о. главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края в ответе на его жалобу за № 05.1/33-В-119 указывает, что на момент выдачи его семье Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было выявлено о прекращении деятельности ООО «Рыбное хозяйство «Хуторок» в связи с ликвидацией организации 16.05.2013, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 39273B/2013 от 09.07.2013. В связи с тем, что якобы не были предоставлены в администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края сведения о прекращении трудового договора с работодателем и (или) смене места работы работодателя, его семья исключена из списка по району.
В связи с незаконным исключением его из списка администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по категории – молодые семьи и молодые специалисты, нарушены его права по получению жилья по Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
После получения ответа из прокуратуры Красногвардейского района им было написано заявление в администрацию Красногвардейского муниципального района с просьбой о восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилья в составе участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по категории – молодые семьи и молодые специалисты, однако им ответ не получен.
В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 – 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие), которых оспариваются.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК Российской Федерации).
Статья 256 ГПК Российской Федерации предусматривает сроки рассмотрения таких жалоб.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В связи с тем, что им действия администрации села Красногвардейского, Красногвардейского района Ставропольского края обжаловались в разные инстанции, в том числе и прокурору Красногвардейского района Ставропольского, первый ответ главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ФИО11 им был получен с пакетом документов для обжалования их действий только 19.07.2013, а сведения о том, что он снят с учета на получение жилья ему устно объявили в начале июня 2013 года. Считает, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации, является уважительным, поэтому необходимо восстановить срок для обжалования в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации.
В силу ст. 257 ГПК Российской Федерации, заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации – в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Все изложенные обстоятельства, дают право ему просить суд признать его заявление обоснованным, а решение главы села Красногвардейского, Красногвардейского района Ставропольского края о снятии его семьи с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий по Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», незаконными.
Просит:
восстановить срок для обжалования в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации решение администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края;
признать его заявление обоснованным;
признать незаконным решение главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ за № о снятии его семьи с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, по Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»;
обязать главу администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение его права на получение жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», восстановить его в состав участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», под прежним номером 1 с выдачей Свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья с использованием средств социальных выплат по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
В судебном заседании заявитель настаивает на своих требованиях, представители заинтересованных лиц возражают против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, их представителей, допросив свидетелей, заслушав письменные консультации специалистов, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.
Как установлено в судебном заседании, заявителем Воробьёвым Н.А. оспаривается сообщение главы села Красногвардейское Красногвардейского района Ставропольского края ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ за № 03/791, в котором дан ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в настоящее время Воробьёв Н.А. находится в составе участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», категория – молодые семьи и молодые специалисты, по дате написания заявления его порядковый номер в очереди – 4; договор купли-продажи и фотографии приобретаемого домовладения в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края не предоставлялись; в связи с проверкой достоверности данных, предоставляемых гражданами, включёнными в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (приложение № к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 858), просят Воробьёва Н.А. в семидневный срок предоставить в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края для рассмотрения на заседании жилищной комиссии: заверенную копию трудовой книжки и заверенную копию трудового договора с места работы в настоящее время (т. 1 л.д. 15). Оспаривается заявителем по основанию того, что считает необоснованным снятие его семьи с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, по Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» под прежним номером 1, а также просит возложить обязанность на соответствующий орган устранить допущенное нарушение права под прежним номером с выдачей Свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья с использованием средств социальных выплат по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № 136-п (ред. от 21.12.2011) «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», орган местного самоуправления осуществляет прием и регистрацию заявлений, проверяет наличие необходимых документов, после чего в срок до 01 апреля текущего года формирует и направляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат.
В связи с указанной правовой нормой в судебном заседании также установлено, что согласно предоставленного учётного материала, ДД.ММ.ГГГГ Воробьев Н.А. было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий семьи из трех человек (т. 1 л.д. 26).
Постановлением администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке граждан на учет по улучшению жилищных условий», семья Воробьев Н.А. в составе трёх человек: заявитель – Воробьев Н.А., его супруга – ФИО12 и сын – ФИО13 была признана нуждающейся и принята на учет по улучшению жилищных условий (т. 1 л.д. 29).
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ Воробьев Н.А. обратился в администрацию села Красногвардейского с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в качестве молодого специалиста (т. 1 л.д. 25).
Им были предоставлены документы: копии трудового договора и трудовой книжки на его имя, согласно которых Воробьев Н.А. осуществлял свою трудовую деятельность в качестве бригадира рыбоводческой бригады ООО Рыбного хозяйства «Хуторок» (т. 1 л.д. 40 – 42, 46 – 48).
Постановлением администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в состав участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»» заявление Воробьев Н.А. было удовлетворено и его семья была включена в состав участников указанной программы.
Из заявления Воробьев Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обратился в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края с заявлением, в котором он уведомил администрацию села о том, что численный состав его семьи, место жительства и место его работы не изменилось (т. 1 л.д. 84). Указанное обстоятельство подтверждено заявителем в ходе судебного разбирательства.
Исходя из требований, предъявляемых правовой нормой, которой регулируются данные правоотношения, администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края были сформированы и направлены в администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края списки граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат, ДД.ММ.ГГГГ за № (т. 1 л.д. 139 – 146).
На основании заявления от 23.01.2013, Воробьев Н.А. был включен в список молодых специалистов, как бригадир ООО Рыбное хозяйство «Хуторок».
Представителем администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ФИО7 дано пояснение о том, что после подачи списков, какие либо документы Воробьев Н.А. в администрацию села Красногвардейского не представлялись. Указанное обстоятельство не оспорено и не опровергнуто заявителем Воробьёвым Н.А.
В связи с проверкой достоверности данных, предоставляемых гражданами, включенными в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», администрацией села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ были запрошены сведения из Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю о регистрации ООО Рыбного хозяйства «Хуторок». На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № 39273В/2013 от 09.07.2013, получены сведения о ликвидации ООО Рыбного хозяйства «Хуторок» – ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 86 – 89).
По данному основанию ДД.ММ.ГГГГ администрацией села было направлено письмо (исх. № 03/791), где указано о необходимости предоставления заверенной копию трудовой книжки и трудового договора на имя Воробьев Н.А. с места работы в настоящее время.
Таким образом, указанное сообщение не может являться оспариваемым заявителем Воробьёвым Н.А. решением органа местного самоуправления. Указанный довод подтверждается записями в журнале регистрации постановлений администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, начатого 01.01.2013, согласно которого отсутствует запись постановлении данного акта органа местного самоуправления за исследованный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 113 – 123). Очередность постановки на учёт определяется, исходя из хронологической последовательности поступления соответствующих заявлений с приложенными документами. Указанную хронологию нельзя изменить, поскольку заявления и прилагаемые к ним документы регистрируются в журнале, листы которого должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью органа местного самоуправления. Данный журнал был предметом обозрения в судебном заседании. Изменение очередности заявителей повлечёт нарушение интересов других лиц, подавших документы ранее, чем последующие заявители.
Доводы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края о том, что в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьев Н.А. предоставил в администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края копию трудовой книжки и справку с места работы, согласно которых Воробьев Н.А. принят на должность рабочего ИП ФИО14, и после чего, администрацией села вновь был направлен запрос Межрайонной ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю о предоставлении сведений об экономической деятельности индивидуального предпринимателя ФИО14, Воробьев Н.А. по-прежнему является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в качестве молодого специалиста и из указанной целевой программы никогда не исключался, ничем не опровергнут.
Согласно письменной консультации специалиста ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ Воробьев Н.А. обратился в администрацию села Красногвардейского с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в качестве молодого специалиста, о чем специалистом администрации села Красногвардейского ФИО15 была внесена соответствующая запись в журнал регистрации заявлений участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» под номером 16. Однако при внесении записи специалистом была допущена ошибка в дате подачи заявления о включении в вышеуказанную целевую программу, а именно вместо даты обращения ДД.ММ.ГГГГ года, была внесена дата написания заявления о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ года. В последствии под ошибочной датой в 2012 и 2013 годах семья Воробьев Н.А. подавалась в списках граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, изъявших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат на строительство (приобретение) по муниципальному образованию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края.
В настоящее время внесено исправление в журнал регистрации заявлений участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с изменением даты заявления о включении в программу. Воробьев Н.А. является участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в качестве молодого специалиста и из указанной целевой программы не исключался (т. 1 л.д. 174).
Исходя из письменной консультации специалиста, подтверждается вывод суда о необходимости устранения нарушенного права других заявителей в связи с допущённой ошибкой в регистрации специалистом органа местного самоуправления.
Однако довод заявителя Воробьёва Н.А. о том, что администрация органа местного самоуправления должна была его уведомлять о необходимости предоставления документов, в связи с изменением обстоятельств, послуживших основаниями для постановки на соответствующий учёт, противоречит п. 7 Порядка, установленного постановлениями Правительства Российской Федерации № 858 и Правительства Ставропольского края № 136-п, поскольку на органе местного самоуправления лежит обязанность проверки наличия документов, предусмотренных пунктами 4 и 5 Порядка, правильность их оформления и достоверность содержащихся в них сведений, при этом не предусмотрена обязанность оповещения об обновлении предоставленных документов заявителем.
Администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края были рассмотрены списки заявителей по поселениям и проведена проверка документов, копии которых приложены к спискам заявителей по поселениям, в том числе, и заявление с приложенными документами заявителя Воробьёва Н.А.
Согласно п. 8 Порядка, по результатам проверки документов, на соответствие их требованиям порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в срок до 15 апреля текущего года формирует и направляет в министерство список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат, по муниципальному району Ставропольского края в порядке, утверждаемом министерством.
Согласно п. 9 Порядка, министерство на основании представленных списков заявителей по районам в срок до 15 мая текущего года формирует и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по Ставропольскому краю, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до заявителей информации о включении их в сводный список. Социальные выплаты предоставляются министерством гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включенным в сводный список.
Указанные требования были соблюдены. В сводном списке участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по Ставропольскому краю по району также соблюдается хронологический порядок подачи заявлений и прилагаемых документов.
Согласно письменной консультации специалиста ФИО10, в соответствии с п. 7 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № 136-п (далее – Порядок), п. 2.1.3 Соглашения о взаимодействии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Соглашение), письма администрации Красногвардейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 02-14\91, сельской администрацией в адрес администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края (далее – районная администрация) в срок до ДД.ММ.ГГГГ направлен список граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее – список по поселению) с приложением копий заявлений и прилагаемых к ним документов (далее – учетное дело).
На основании письма министерства сельского хозяйства Ставропольского края (далее – минсельхоз) № от ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом доведенного району лимита бюджетных средств и в соответствии с предоставленным списком по поселению № от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован и направлен список граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Красногвардейскому району на 2013 год (далее – список по району).
Семья Воробьев Н.А., с численным составом 3 человека, также была включена в районный список № от ДД.ММ.ГГГГ по категории молодые семьи, специалисты.
Приказом минсельхоза от ДД.ММ.ГГГГ № семья Воробьев Н.А. была включена в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат (далее – сводный список) в рамках реализации Программы по Ставропольскому краю на 2013 год, о чем районную администрацию известили письмом № от ДД.ММ.ГГГГ (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ).
После включения Воробьев Н.А. в список по району мною был предоставлен образец предварительного договора купли-продажи жилого дома для заполнения. Предварительный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и Воробьев Н.А., с указанием фактической стоимости и общей площади приобретаемого жилого помещения, необходим для расчета уточненного (фактического) размера социальной выплаты. После этого в минсельхоз был направлен уточненный список граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием средств социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (категория – молодые семьи, специалисты) по Красногвардейскому району на 2013 год (далее – уточненный список по району) от ДД.ММ.ГГГГ № Программы, а так же фотографии домовладения, заверенные сельской администрацией. После получения уточненных списков по району минсельхозом к выдаче готовились Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее – Свидетельство).
Согласно требований письма от ДД.ММ.ГГГГ № 06-11-33\2463, пп. «а» п. 31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам Программы (далее – Типовое положение), Воробьев Н.А. обязан по трудовому договору отработать в ООО Рыбное хозяйство «Хуторок» не менее 5 лет с момента выдачи Свидетельства. Данное обязательство является существенным условием трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, заключающегося между минсельхозом, членом молодой семьи (молодым специалистом) и работодателем (далее – трехсторонний договор).
ДД.ММ.ГГГГ ею в минсельхозе было получено Свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Воробьев Н.А. и готовилось письменное уведомление о включении семьи Воробьев Н.А. в сводный список участников Программы с дальнейшими рекомендациями (далее – уведомление).
Перед выдачей Свидетельства Воробьев Н.А. в целях целевого израсходования денежных средств ею была проведена детальная проверка данных, предоставленных сельской администрацией в учетном деле. В ходе проверки было выявлено, что постановление о постановке граждан на учет по улучшению жилищных условий датировано ДД.ММ.ГГГГ, а заявление на участие в Программе датировано ДД.ММ.ГГГГ. В то время как дата подачи заявления в Программе, согласно предоставленного списка по поселению, – 29.12.2010.
Также стало известно о прекращении деятельности ООО Рыбное хозяйство «Хуторок» в связи с ликвидацией организации ДД.ММ.ГГГГ, что в дальнейшем подтвердилось выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 39273В/2013 от 09.07.2013.
По данному основанию семья Воробьев Н.А. была исключена из списка по району на 2013 год.
ДД.ММ.ГГГГ районной администрацией в адрес минсельхоза было направлено письмо № об исключении из сводного списка участников мероприятий – Воробьев Н.А., а ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо № 02-6\713, с приложением оригинала Свидетельства. Уведомление Воробьев Н.А. об исключении из сводного списка на 2013 год письменно не направлялось, так как он не был уведомлен о включении в этот список письменно.
Семья Воробьев Н.А. из списка по поселению не исключена. В случае предоставления достоверных данных о месте работы, прохождения перерегистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семья Воробьев Н.А. будет включена в список по поселению или по району на общих основаниях в хронологической последовательности по дате подачи заявления, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 175 – 199).
Следовательно, в виду ликвидации ООО «Хуторок» заявитель Воробьев Н.А. не имеет возможности по трудовому договору отработать в ООО Рыбное хозяйство «Хуторок» не менее 5 лет с момента выдачи Свидетельства, а поскольку данное обязательство является существенным условием трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, заключающегося между минсельхозом, членом молодой семьи (молодым специалистом) и работодателем (далее – трехсторонний договор), то такой договор фактически невозможно заключить и выполнить соответствующее условие, предоставив указанное Свидетельство на имя Воробьёва Н.А.
Судом сделан вывод, что указанное подтверждает правильность соблюдения установленного Порядка администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, не смотря на то, что заявителем каких-либо требований к данному лицу не предъявлено, однако судом проверены все обстоятельства дела.
Кроме того, министерство сельского хозяйства Ставропольского края с учетом доведенного объёма субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает и сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках данной федеральной программы и уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до заявителей информации о включении их в сводный список.
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности оформляется министерством по форме согласно приложению № 1 к Типовому положению, которое выдаётся получателю в порядке, утверждённом министерством.
Следовательно, требования заявителя Воробьёва Н.А. об обязании главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение его права на получение жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», восстановить его в состав участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», под прежним номером 1 с выдачей Свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья с использованием средств социальных выплат по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» не законны и не обоснованы.
Что касается довода представителя администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края ФИО7, которым было заявлено в ходе судебных прений сторон о применении к требованиям заявителя Воробьев Н.А. срока, установленного Федеральным законом, обращения в суд к заявленным требованиям, пропущенного без уважительных причин, и отказе в их удовлетворении по данному основанию, то оно не подлежит разрешению по следующим основаниям.
Согласно ст. 256 ГПК Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Сделанное такое заявление в ходе судебных прений сторон без исследования причин пропуска срока обращения в суд, ущемит права и затронет интересы заявителя, которому в судебных прениях не предоставляется возможным опровергнуть доводы представителя администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края, предоставив обоснование уважительности таковых причин. Данное заявление считать не аргументированным.
Таким образом, в удовлетворении заявления Воробьёву Н.А. необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 254 – 257 ГПК Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № 136-п «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № – п), ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Воробьев Н.А. о признании незаконным решения главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края (в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации), а именно:
восстановить срок для обжалования в порядке ст. 254 ГПК Российской Федерации решения администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края;
признать заявление обоснованным;
признать незаконным решение главы администрации села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края от 19.07.2013 за № 03/791 о снятии его семьи с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, по Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»;
обязать главу администрацию села Красногвардейского Красногвардейского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение его права на получение жилья по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», восстановить его в состав участников Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», под прежним номером 1 с выдачей Свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья с использованием средств социальных выплат по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца, исчисляемого 30 днями, начиная с 17.12.2013.
Судья: Л.В. Гетманская.