Решение по делу № 2-1172/2014 ~ М-1062/2014 от 24.10.2014

Дело № 2-1172/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чернушка 25 ноября 2014 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Толпышевой И.Ю.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района ФИО3,

истца ФИО1,

при секретаре Гафурове Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чернушинского муниципального района обратился в интересах ФИО1 в суд с иском к Правительству Пермского края, МТУ №4 Министерства социального развития о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в границах Чернушинского муниципального района либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Иск мотивировал тем, что ФИО7 относится к числу лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время ФИО1 закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, имеет 1/6 долю в праве долевой собственности на двухкомнатную квартиру площадью 50,8 кв.м., по адресу: <адрес>. Просит возложить на Правительство Пермского края, обязанность предоставить ФИО1, благоустроенное жилое помещение в границах Чернушинского муниципального района либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

Прокурор ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в суде требования поддержал, пояснил, что в настоящее время обучается в *** в <адрес>, проживает по месту регистрации. Хотел бы получить жилое помещение на территории Чернушинского района, на предоставление жилья в другом районе не согласен.

Ответчик - Правительство Пермского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направил, в письменных возражениях на иск указал, что Правительство Пермского края с заявленными требованиями не согласно в полном объеме. 9.09.2013г. постановлением Правительства Пермского края утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилого помещения. Согласно данному порядку КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» является уполномоченным лицом в сфере предоставления специализированных жилых помещений. Согласно пункту 2.4 настоящего Порядка, наймодатель краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству" (далее - Учреждение) принимает решение о предоставлении указанным гражданам, включенным в Список, специализированных жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан в предоставляемые жилые помещения. Тем самым, ответчик исполнил установленную федеральным законом обязанность по формированию процедуры предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа благоустроенного жилья и не должен выступать ответчиком по предъявленному прокурором иску.

Ответчик МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края, извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом в суд представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Из письменных объяснений ответчика по иску следует, что заявление ФИО1 о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения рассмотрено комиссией МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ на основании имеющихся в учетом деле документов, и принято решение о включении истца в список на 2016 год. Обеспечение ФИО1 в настоящее время жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края в границах Чернушинского муниципального района не представляется возможным в виду отсутствия такого жилого помещения. На сегодняшний день действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 11 марта 2013 года № 107-п. В данном порядке определены органы, ответственные за определенный этап процедуры формирования специализированного жилищного фонда, а именно Министерство социального развития Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена именно на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству».

Третьи лица КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», Министерство социального развития Пермского края, извещенные о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом в суд представителей не направили. Из письменного отзыва на иск Министерства социального развития Пермского края следует, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в социальной поддержке детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение требований истца нарушит права других лиц данной категории, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом.

Суд, заслушав стороны, рассмотрев представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1 п.1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2 п.1). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).

    К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

    Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

    Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

    Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть на дату обращения с исковым заявлением, ДД.ММ.ГГГГ, достиг *** лет.

Заочным решением Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1ФИО4 лишена родительских прав в отношении сына (л.д. 9). Из справки ОЗАГС администрации Чернушинского района следует, что сведения об отце в актовую запись о рождении ФИО1 внесены со слов матери (л.д.10).

    Постановлением главы администрации Чернушинского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО5 (л.д.11).

    ФИО1 постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, общей площадью 50, 8 кв.м, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 18). Вместе с ФИО1 по указанному адресу зарегистрировано 7 человек (л.д.7).

    Заключением и.о. начальника отдела опеки и попечительства МТУ от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, в соответствии с п.2.1 ч. 2 ст. 6 Закона « 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (л.д.26).

    Истец обучается в *** по специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», форма обучения: дневное очное, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решением комиссии МТУ №4 МСР Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список детей - сирот, имеющих право на получение жилья специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения на 2016 год в связи с учебой в учреждениях профессионального образования (л.д. 29).

По данным Чернушинского филиала ГУП «ЦТИ» объектов недвижимости за ФИО1 не зарегистрировано.

В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право ФИО1 претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 лет.

Право ФИО1 на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.

До настоящего времени жилое помещение ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.

Включение ФИО1 в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на 2016 год, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является, поскольку Федеральным законом N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия, только по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8).

С таким заявлением ФИО1 не обращался, в материалах учетного дела заявление ФИО1 отсутствует, доказательств обратного, суду не представлено.

Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК "О системе органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.

Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, следовательно обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.

    Доводы ответчика о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, суд признает несостоятельными, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений. В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет только управление специализированным фондом. Согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма, на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.

Исполнение обязанности по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда высшим органом исполнительной власти субъекта федерации, законом не исключается. Правительство Пермского края, в свою очередь может перераспределить действующему в субъекте федерации органу исполнительной власти в лице государственного учреждения, в том числе КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», обязанности по совершению юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Вместе с тем, при утверждении отмеченного ответчиком Порядка предоставления жилья указанным льготникам, обязательство по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в том числе истца, с субъекта Российской Федерации не снимается.

Из анализа федерального законодательства регулирующего вопросы обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что исполнение данной обязанности является обязательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта.

Из п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края…, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п следует, что жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, гражданам с их согласия, предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

По общему правилу данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.

Из материалов дела следует, что местом жительства истца в соответствии со ст. 20 ГК РФ является Чернушинский район Пермского края.

Невозможность предоставления жилого помещения по месту жительства истца материалами дела не доказана, согласие на предоставление истцу жилого помещения не по месту проживания отсутствует.

С учетом изложенного, требования прокурора возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированных жилых помещений, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 в пределах Чернушинского муниципального района Пермского края по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                И.Ю. Толпышева

2-1172/2014 ~ М-1062/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Чернушинского района в инстересах Королькова В.Ф.
Ответчики
Правительство Пермского края
МТУ №4 Министретства социального райзвития Пермского края
Другие
Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству"
Министретство социального райзвития Пермского края
Корольков Вадим Фаритович
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Толпышева Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
chernush--perm.sudrf.ru
24.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2014Передача материалов судье
27.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2014Предварительное судебное заседание
25.11.2014Судебное заседание
01.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2015Дело оформлено
22.01.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее