Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3183/2016 ~ М-2984/2016 от 03.10.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил                        22 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи            Луценко В.В.,

при секретаре                            Цыбуля А.А.,

с участием прокурора                        Эдилова А.Ю.,

третьего лица                             Сафроновой Л.Л.,

представителя ответчика                     Можаева Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-3183/2016 по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах ФИО к Администрации города Нижний Тагил о признании о признании бездействий незаконными и возложении обязанности,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил о признании бездействия ответчика по надлежащей организации холодного водоснабжения жилых домов №1, 3, 5 по <адрес> в г. ФИО1 незаконным, возложении на ответчика обязанности по надлежащей организации холодного водоснабжения путем составления кадастрового паспорта на сооружение – участок инженерной сети холодного водоснабжения, протяженностью 113.53 м., расположенного в районе жилых домов № 1, 3, 5 по <адрес> согласно плана расположения объекта, являющегося приложением 1 к техническому паспорту сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу и о возложении на ответчика обязанности по государственной регистрации права муниципальной собственности и передаче на баланс гарантирующей организации ООО «Водоканал-НТ» указанного участка сети в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки по обращению ФИО, проживающей по адресу: <адрес>, и жителей домов и по <адрес> на предмет предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, было выявлено, что участок инженерной сети холодного водоснабжения, не находится на балансе какой-либо ресурсоснабжающей организации. В отношении указанного участка инженерной сети холодного водоснабжения ДД.ММ.ГГГГ оформлен технический паспорт, однако никаких действий для оформления кадастрового паспорта на этот объект недвижимости с целью последующей регистрации права муниципальной собственности и передаче на баланс ресурсоснабжающей организации до настоящего времени не предпринято.

Таким образом, в силу прямого указания закона указанный участок сети водоснабжения является муниципальной собственностью.

Для придания вышеуказанному участку сети статуса объекта недвижимости, определения индивидуальных характеристик, отличных от других и с целью последующей регистрации права муниципальной собственности на данный объект, в соответствии с п. 10 и 11 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходим кадастровый паспорт участка сети.

С момента обращения заявителя в 2013 году органы местного самоуправления до настоящего времени, кадастровый паспорт объекта недвижимости не изготовлен. Вышеизложенное не позволяет зарегистрировать право муниципальной собственности и передать участок сети на баланс ресурсоснабжающей организации с целью последующего обслуживания.

Факт предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества установлен в 2013 году и не оспаривается органами местного самоуправления, что следует из содержания ответов, направляемых заявителю, а также актом от ДД.ММ.ГГГГ составленным специалистами ООО «УралРегионГрупп».

Непринятие Администрацией г.Нижний Тагил мер по оформлению кадастрового паспорта сооружения, технологически и организационно связанного с централизованной системой водоснабжения, делает невозможным его передачу гарантирующей организацией, что нарушает жилищные права заявителя и иных лиц на получение коммунальных услуг холодного водоснабжения надлежащего качества и потому, является незаконным.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Ленинского района г.Нижнего Тагила Эдилов А.Ю. в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса уточнил и просил

- признать незаконными бездействия Администрации МО «город Нижний Тагил» по надлежащей организации холодного водоснабжения жилых домов 1,3 и 5 по <адрес> в г. ФИО1,

- возложить на администрацию города обязанность по надлежащей организации холодного водоснабжения жилых домов 1, 3 и 5 по <адрес> в г. ФИО1 в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

- возложить на Администрацию МО «город Нижний Тагил» обязанность по государственной регистрации права муниципальной собственности и передаче в ООО «Водоканал-НТ» в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика администрации МО «город Нижний Тагил» исковые требования не признал, в обоснование возражений указал, что администрацией города неоднократно предпринимались попытки по передаче участка сети холодного водоснабжения от <адрес> до жилых домов , 3, 5 по <адрес> на обслуживание ООО «Водоканал-НТ».

ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение МКУ Управление муниципального имущества о принятии на обслуживание данного участка сети.

ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о том, что поскольку данный участок сети расположен частично в канале теплосети, то его обслуживание ООО «Водоканал-НТ» является невозможным.

МКУ Управление муниципального имущества за счет бюджетных средств была произведена исполнительная съемка данного объекта с целью определения ее местоположения и точного места прохождения на земельном участке и дальнейшей передаче на обслуживание. На сегодняшний день специалистами водоканала установлено, что причиной плохого напора воды стало внутреннее загрязнение труб водоснабжения и необходима их замена и перекладка отдельно от тепловых сетей, прочистка существующих труб невозможна ввиду из большого износа. По данному вопросу в администрацию города регулярно поступали обращения жителей, проводилась работа по передаче сетей ООО «Водоканал-НТ» и МУП «Тагилэнерго», обе организации ответили отказом. В виду больших финансовых затрат и малочисленности жителей домов , 3, 5 вопрос замены труб и перекладки сети водоснабжения признан нецелесообразным. Проводятся мероприятия по реализации возможности обустройства скважины и проведения водоснабжения данных домов от нее. Таким образом, постановка данного объекта на кадастровый учет и оформления права собственности муниципального образования «город Нижний Тагил» на него не решит проблему водоснабжения. Администрация города принимает меры, направленные на решение данной проблемы.

Третье лицо ФИО требования прокурора поддержала и просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Водоканал-НТ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии со ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ не препятствует разрешению гражданского дела в его отсутствие.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц с учетом сделанных уточнений обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 02.04.2002 N 7-П, определения от 10.04.2002 N 92-О, от 06.03.2008 N 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П).

В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (пункт 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

При этом указанные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не вменяют в обязанность, а предусматривают возможность для муниципальных образований иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

На момент рассмотрения дела, техническая документация на бесхозяйные участки транзитных водоводов не составлена, данные участки не поставлены на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

Таким образом, Администрацией МО «город Нижний Тагил» не исполняются в полном объеме обязанности по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества (участка водовода), что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.    

Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;    обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению (статья 3).К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (статья 6).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, согласно п. 2.10.1 которых, системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации системы водоснабжения, к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и т.д. (п. 2.10.20). Авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории (п. 2.10.21). Поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению как при повреждениях, носящих бедственный характер, так и при повреждениях, не носящих бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения (п. 2.10.25).

В соответствии с положениями ст. 210, ч. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской    Федерации работы по капитальному ремонту, модернизации и строительству трубопроводов являются обязательствами администрации г. Нижнего Тагила.

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения.

В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Представителем ответчика администрации МО «город Нижний Тагил» не оспаривается, что спорные сооружения холодного водоснабжения, расположенные диаметром 16 мм. и 32 мм., протяженностью 113.53 м., расположенных в районе многоквартирных домов , 3, 5 по <адрес> в г. ФИО1 являются собственностью муниципального образования г.Нижнего Тагила и подтверждается техническим и кадастровым паспортами.

Как следует из ответа администрации города от ДД.ММ.ГГГГ исх. 02/39-213 на обращение ФИО администрация города ведет работы по передаче сетей холодного водоснабжения в районе жилых домом , 3, 5 по <адрес> в муниципальную казну, с последующей их передачей на обслуживание в ООО «Водоканал-НТ».

На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилым домам , 3, 5 по <адрес> предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества.

Статьей 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, присвоение спорной водопроводной сети в установленном законом порядке правового статуса бесхозяйного имущества отвечает общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления является единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, исполнение спорной обязанности следует возложить на Администрацию города Нижний Тагил.

В свою очередь, непринятие Администрацией города Нижний Тагил мер к постановке на учет выявленных бесхозяйных объектов коммунального водоснабжения, технологически и организационно связанных с эксплуатируемой централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения, создает препятствия для передачи спорной водопроводной сети в эксплуатацию гарантирующей организации и надлежащего оформления договорных отношений абонентов с организацией водопроводного хозяйства, что нарушает право неопределенного круга лиц пользоваться коммунальными услугами по холодному водоснабжению и подлежит признанию судом незаконным (статьи 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», пункты 1, 25 Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Предъявляя настоящий иск, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Обоснование своего права на предъявление настоящего иска приведено прокурором в исковом заявлении, оно является убедительным и основан на фактических обстоятельствах дела.

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный прокурором срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязать администрацию города Нижнего Тагила организовать холодное водоснабжение, а также не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по государственной регистрации права муниципальной собственности и передаче участка инженерной, с учетом необходимости сбора документов, содержащих описание спорных объектов недвижимости, носит разумный характер.

При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нижний Тагил по надлежащей организации холодного водоснабжения жилых домов 1, 3 и 5 по <адрес> в г. ФИО1.

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по надлежащей организации холодного водоснабжения жилых домов 1, 3 и 5 по <адрес> в г. ФИО1 в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность по государственной регистрации права муниципальной собственности и передаче участка инженерной сети холодного водоснабжения, расположенного в районе домов 1, 3, 5 <адрес> в г. Нижнем Тагиле на баланс ООО «Водоканал-НТ» в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение принято 27 декабря 2016 года.

Судья            Луценко В.В.

2-3183/2016 ~ М-2984/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Н.тагил
Ответчики
Администрация г. Н.Тагил
Другие
ООО Водоканал-НТ
Сафронова Лариса Леонидовна
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Луценко В.В.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
03.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2016Передача материалов судье
07.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2016Судебное заседание
22.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2018Дело оформлено
05.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее