УИД 63RS0039-01-2022-007629-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Ерминой Л. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о произведении перерасчета страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, указав, что решением от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете страховой пенсии ей отказано, поскольку документы, подтверждающие факт выдачи справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Красноярсксельхозтранс», а также достоверность сумм заработка, указанной в данной справке, не поступили, в связи с чем указанная выше справка не может быть принята к зачету. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд обязать ответчика принять к зачету справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ЗАО «Красноярсксельхозтранс» и произвести перерасчет страховой пенсии по старости по заявлению истца с учетом указанной справки о заработной плате.
В судебное заседание истица не явилась, извещалась надлежащим образом, согласно представленному заявлению ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, исковые требования поддержав в полном объеме. Ранее в судебных заседаниях исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные, изложенным в иске, настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика Супрун И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года в судебном заседании согласно представленному письменному отзыву исковые требования не признала, по основаниям и доводам, изложенным в нем.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ предусматривает оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, от величины которого зависит размер страховой пенсии, исчисляемый в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона, определяемого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по формуле и зависящего от стажевого коэффициента, который подлежит повышению при увеличении трудового стажа сверх указанной продолжительности.
При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до января 2002, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе, работа по найму до установления Советской власти и за ней), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному страхованию.
В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ермина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" бессрочно назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней.
Решением ГУ ОПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии со ст.18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия оснований для перерасчета.
Согласно записям в трудовой книжке истец с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность кладовщика в Красноярское РМП «Сельхозтранс», ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в совхоз разнорабочей в совхоз имени Дзержинского, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в МТП «Красноярскагропромтранс» кассиром, с ДД.ММ.ГГГГ переведена оператором ЭВМ, ДД.ММ.ГГГГ МТП «Красноярскагропромтранс» преобразован в АО открытого типа «Красноярсксельхозтранс» на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ АООТ «Красноярскхозтранс» пекреименовано в ОАО «Красноярсксельхозтранс» на основании ст.13 и 14 Закона «Об Акцинерных обществах».
Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Тем самым действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан не предполагает возможности конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после ДД.ММ.ГГГГ, в расчетный пенсионный капитал без учета их среднемесячного заработка.
Такой подход обусловлен правовой природой трудовой (с ДД.ММ.ГГГГ - страховой) пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом; при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (абзац второй статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из этого трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости.
Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.
Положениями ст. 75 ТК РФ предусмотрено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
В силу ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичное правило закреплено в п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Следовательно, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Аналогичное правило предусмотрено в п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ст.21 ФЗ №).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЗАО «Красноярсксельхозтранс» Ерминой Л.А., усматривается её заработок за время её работы в РМТП «Сельхозтранс» в качестве кладовщика с оплатой труда согласно штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в качестве кассира с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с окладом согласно штатному расписанию и ее заработок, учитываемый при исчислении пенсии, с 1989 по 1993, в том числе. Данная справка содержат в себе годы и месяцы работы без указания чисел.
Оснований не доверять сведениям, содержащимся в указанной справке у суда не имеется.
Учитывая, что истцом представлена справка о заработной плате за 5 лет непрерывного трудового стажа, до ДД.ММ.ГГГГ в течении трудовой деятельности, бесспорно и однозначно подтверждающая конкретный фактический заработок Ерминой Л.А., суд полагает принять данную справку при расчете размера страховой пенсии истцу, поскольку в данном случае назначение пенсии будет по наиболее выгодному варианту. Со всех включенных в справку сумм, произведены отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам, с ДД.ММ.ГГГГ произведены отчисления единого социального налога. Основание выдачи справки: лицевые счета за 1989,1990,1991,1992,1993.
Справка, представленная истцом выдана на основании лицевых счетов за 1989 по 1993, содержит полные данные работника, иные сведения, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлены.
Учитывая, что период работы истца с 1989 по 1993 подтвержден документально, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ерминой Л.А. требований о перерасчете размера страховой пенсии, поскольку факт работы истца в указанный период нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о непринятии к зачету указанной архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ряд положений Конституции РФ, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст.22 указанного выше Закона).
В силу ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что с заявлением о перерасчете страховой пенсии истец обратилась в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено документально, размер страховой пенсии по старости подлежит с ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая представленные выше доказательства, суд находит заявленные Ерминой Л.А. требования законными и подлежащими удовлетворению, поскольку представленная ей справка влияет на размер, установленный страховой пенсии.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ерминой Л. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о произведении перерасчета страховой пенсии – удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> произвести Ерминой Л. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения перерасчет страховой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЗАО «Красноярсксельхозтранс» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Турбина
Копия верна
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2023