Дело № 2К-104/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 июля 2015 года <адрес>
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием истца Тумаш А.В.,
представителя ответчика Карху Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тумаш Анны Васильевны к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тумаш А.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа - 25 лет на соответствующих видах работ. При исчислении стажа - в календарном, а не в льготном (1 год работы за 1 год 3 месяца) порядке учтены периоды получения пособия по беременности и родам: ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ В специальный стаж не включены: периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ периоды командировок с ДД.ММ.ГГГГ периоды отпуска с сохранением средней заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ и период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ Истец просила обязать ответчика включить указанные периоды в медицинский стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном порядке (год работы за 1 год 3 месяца) период получения пособия по беременности и родам: с ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ.; в календарном порядке периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ; периоды командировок с ДД.ММ.ГГГГ периоды отпуска с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Карху Т.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Полагала, что истцу в назначении досрочной пенсии по старости комиссией по назначению пенсий отказано правомерно по причине недостаточности требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Указала, что в случае включения в стаж работы истца периодов, указанных в исковом заявлении, право для назначения досрочной трудовой пенсии возникнет у истца с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, изучив выплатное (отказное) дело истца, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Тумаш А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в ФИО1. На момент обращения с иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ.) истец работала в должности <данные изъяты> ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Тумаш А.В. обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам п/п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением медицинской деятельности в муниципальном учреждении здравоохранения п.г.т. <адрес>.
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью льготного стажа. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, определен органом пенсионного обеспечения - <данные изъяты> В зачет в медицинский стаж ответчик не включил: в льготном порядке (год работы за 1 год 3 месяца) период получения пособия по беременности и родам: с ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ.; в календарном порядке периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ периоды командировок с ДД.ММ.ГГГГ периоды отпуска с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем такой подход ответчика при определении права Тумаш А.В. на пенсию как медицинскому работнику не может быть признан обоснованным.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
Названным Списком предусмотрено, что периоды работы в должности медицинской сестры, фельдшера в больницах всех наименований подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселке городского типа, периоды работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление № 1066).
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
При таких обстоятельствах, при разрешении настоящего дела, в отношении обозначенных Тумаш А.В. периодов трудовой деятельности, имевших место до 01 ноября 1999 года, суд полагает правомерным применить льготный порядок исчисления трудового стажа (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
При решении вопроса о необходимости зачисления на общих основаниях в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов, когда истец фактически не выполняла своих трудовых функций, а получала пособие по беременности и родам, находилась в отпуске по уходу за ребенком, в командировках, на курсах повышения квалификации, семинарах суд исходит из следующего.
В соответствии с трудовым законодательством отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 №13-6), который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Данный отпуск оплачивался через пособие по государственному социальному страхованию по беременности и родам. Таким образом, период отпуска по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия в период временной нетрудоспособности, который в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В совместном информационном письме Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002 года № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 дается разъяснение, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Как видно из материалов дела, истец Тумаш А.В. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № Тумаш А.В. по предъявлении листка нетрудоспособности (больничного листа) был предоставлен отпуск по беременности и родам в период с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, данный период, как состоявшийся до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в медицинский стаж истца в льготном порядке исчисления (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставлялся истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, содержащимися в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым отпуск по уходу за ребенком, начавшийся до 06.10.1992 г., подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания, данный период подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.
С учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 22.12.1990 по 05.10.1992; с 06.10.1992 по 31.10.1992 подлежат включению в стаж работы Тумаш А.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Указанные периоды трудового стажа в сельской местности как периоды до 01 ноября 1999 года подлежат исчислению в льготном порядке (1 год за 1 год и 3 месяца).
Вопреки доводам ответчика о том, что включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, не подлежат периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в служебных командировках и семинарах, суд исходит из следующего.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Как видно из дела, с ДД.ММ.ГГГГ Тумаш А.В. с целью усовершенствования направлялась работодателем для прохождения курсов повышения квалификации, в командировки, семинары, в материалах дела имеются выписки из соответствующих приказов (л.д.24-26; 28-29). Периодам нахождения истицы на курсах повышения квалификации предшествовала работа в должности фельдшера ФИО1 Прохождение курсов являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, и после прохождения курсов она продолжала работать в указанной должности.
Согласно справке ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ в периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, семинарах за Тумаш А.В. сохранялись должность и средняя заработная плата.
При таких обстоятельствах, учитывая, что периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации предшествовала работа в должности фельдшера, прохождение курсов являлось необходимым условием дальнейшей работы истицы, после прохождения курсов она продолжала работать в указанной должности, следовательно, обозначенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Следовательно, периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогичный правовой подход применяется в отношении периодов нахождения истца в служебных командировках и участия в семинарах.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Поскольку за время пребывания в служебных командировках, семинарах за истцом сохранялись должность, средняя заработная плата по месту работы, а также производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, периоды командировок с ДД.ММ.ГГГГ период участия в семинаре с ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Рассматривая требование о включении периода нахождения в дополнительном отпуске согласно коллективному договору, суд исходит из следующего. Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из приказа ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ Тумаш А.В. находилась в дополнительном оплачиваемом отпуске в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании коллективного договора. Находясь в указанном отпуске, за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, перечислялись страховые взносы в пенсионный фонд.
В соответствии со ст.116 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии производственных и финансовых возможностей работодатели вправе предоставлять дополнительные отпуска тем или иным категориям работников и в других случаях, прямо не указанных в данной статье. Условия и порядок предоставления таких отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Поскольку в период нахождения в дополнительном отпуске за истцом сохранялась заработная плата, работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, то с учетом положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанный период подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Исчисление и включение в специальный стаж остальных периодов осуществления трудовой деятельности истца сторонами по делу не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения периодов, указанных выше, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», право на пенсию возникло у Тумаш А.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить Тумаш Анне Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) - периоды получения пособия по беременности и родам: ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ; в календарном исчислении -периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ; периоды командировок с ДД.ММ.ГГГГ периоды отпуска с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Тумаш Анне Васильевне досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу Тумаш Анны Васильевны <данные изъяты> судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ составлено 20 июля 2015 года