Решение
Именем Российской Федерации
(заочное)
01 апреля 2015 года. п. Дубна
Одоевский районный суд в составе:
председательствующего Таранец С.В.,
при секретаре Давидян З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования <данные изъяты> район о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, обязании администрации МО <данные изъяты> район выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации МО <данные изъяты> район об обязании выдать разрешение на установку индивидуального отопления в принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартире. Заявленные требования обосновали тем, что они в равных долях являются собственниками жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ года обратились в администрацию МО <данные изъяты> район с заявлением о выдаче разрешения о согласовании переустройства квартиры в связи с переходом на отопление с использованием индивидуального источника отопления. ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения обращения о разрешении на установку индивидуального источника отопления в квартире главой администрации МО <данные изъяты> район истцам было отказано в согласовании переустройства квартиры и выдаче разрешения на установку индивидуального отопления в квартире со ссылкой на п.15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении», а также в связи с утверждением администрацией МО <данные изъяты> район схемы теплоснабжения <адрес>, которой не предусмотрен перевод жилых домов на индивидуальные источники отопления. С данным отказом истцы не согласны, просят признать незаконным отказ органа местного самоуправления в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, обязать администрацию МО <данные изъяты> район выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире, поскольку отказ органа местного самоуправления ущемляет их законные интересы по осуществлению переустройства квартиры в целях снижения денежных затрат на отопление жилого помещения.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель адвокат ФИО3 поддержали исковые требования в полном объеме.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО <данные изъяты> район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушанием дела, доказательств, подтверждающих уважительность причины своей неявки, суде не представил.
Исходя из положений ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО <данные изъяты> район в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения истца ФИО1, ее представителя адвоката ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредствен в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно- технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно положениям ч. ч. 1, 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
В силу п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 в равных долях являются собственниками квартиры № в д. № по ул. <адрес> в <адрес>, о чем им выданы Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Серия <данные изъяты> № и Серии <данные изъяты> №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
В сентябре 2013 года ФИО1 обратилась в администрацию МО <данные изъяты> район с заявлением о разрешении установить в квартире индивидуальное отопление.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО <данные изъяты> район ФИО4 ей была разрешена установка источника индивидуального отопления в квартире, при условии согласия жильцов - собственников жилых помещений дома на уменьшение размера общего имущества в следствии установки в квартире индивидуального источника отопления, изменения схемы инженерного оборудования путем отключения имеющейся в квартире системы отопления от общих инженерных сетей жилого дома, а также изготовления Проекта переустройства квартиры, в котором должно быть предусмотрено удаление продуктов сгорания; закольцовка стояков с обратной стороны и подающей магистралью системы центрального отопления с выносом из перепланируемой квартиры, расчет влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом.
Материалами дела установлено, что многоквартирный дом, где проживают истцы, является общей собственностью, и собственники помещений в многоквартирном доме № по ул. <адрес> в <адрес>, потребляющие коммунальные услуги, на общем собрании дали согласие ФИО1 и ФИО2 на уменьшение размера общего имущества, путем его реконструкции, а также на изменение схемы инженерного оборудования путем отключение имеющейся системы отопления в ее квартире от общих инженерных сетей многоквартирного дома, разрешив установку индивидуального источника отопления и горячего водоснабжения в принадлежащей им квартире.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Протокола общего внеочередного собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему.
ФИО1 были получены технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом (жилой дом) № от ДД.ММ.ГГГГ, которые выполнены в соответствии с требованиями СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», полученные в филиале ПСБ ОАО «Газпром газораспределение Тула», сроком действия 2 года.
Согласно техническим условиям газоснабжения в квартире № в жилом доме № по ул. <адрес>, в <адрес>, дополнительная установка 2-х контурного котла и газового счетчика в данном жилом доме может быть осуществлена от существующего внутриквартирного стального газопровода.
Технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ.
ФИО1 также был получен акт о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов в принадлежащей ей квартире.
Из акта обследования квартиры, принадлежащей истцам, составленным комиссией ООО «<данные изъяты> ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что квартира переустроена: установлен индивидуальный источник отопления и горячего водоснабжения (двухконтурный газовый котел). На имеющиеся в квартире вводы от общих стояков отопления и горячего водоснабжения установлены заглушки. Прибор учета горячей воды демонтирован, последние показания прибора <данные изъяты>.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
По п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания и сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Следовательно, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Судом установлено, что, исходя из требований ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, истцом получено согласие большинства собственников помещений в данном доме на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции, согласно полученным техническим условиям, согласованными с теплоснабжающей организацией.
Выполнив требования администрации МО <данные изъяты> район о проведении необходимых согласований и подготовке проекта переустройства жилого помещения, а также установив в квартире двухконтурный газовый котел «Navien 16 TURBO», ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ снова обратилась с письменным заявлением в администрацию муниципального образования <данные изъяты> район о согласовании переустройства принадлежащего ей на праве общей долевой собственности жилого помещения в многоквартирном жилом доме: о выдаче решения о согласовании переустройства квартиры в связи с переходом на отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО <данные изъяты> район ей было отказано в согласовании переустройства жилого помещения.
Отказывая ФИО1 в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения в связи с установкой индивидуального источника отопления в квартире № в д. № по ул. <адрес> в <адрес>, ответчик сослался на ФЗ № 190 от 27.07.2010 года «О теплоснабжении», согласно п.15 ст. 14 которого запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Кроме того, ответчик ссылается на схему теплоснабжения <адрес>, утвержденную постановлением главы администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которая не предусматривает перевод жилых домов в <адрес> на индивидуальные источники теплоснабжения.
Однако у администрации МО <данные изъяты> район не имелось предусмотренных ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «О теплоснабжении», п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307, правовых оснований для отказа в согласовании переустройства принадлежащего заявителю жилого помещения, поскольку положения действующего законодательства не исключают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из содержания указанной нормы закона следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Администрация МО <данные изъяты> район в своем отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не отразила, отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный проектом газоснабжения и техническими условиями, разработанными филиалом ОАО «Газпром газораспределение Тула» в п. Косая Гора, требованиям п. 44 вышеназванных Правил.
Ссылка в отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, принадлежащего истцу на то обстоятельство, что постановлением администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения муниципального образования <адрес>, согласно которой определен порядок подключения к системе теплоснабжения и подключение индивидуальных источников отопления в многоквартирных домах схемой теплоснабжения не предусмотрено, необоснованна, поскольку противоречит п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307. Данные нормы носят рекомендательный характер.
Оспариваемое решение составлено администрацией муниципального образования <данные изъяты> район в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении обращения ФИО1 по существу является отказом администрации муниципального образования <адрес> в согласовании переустройства квартиры заявителя и не соответствует требованиям ст. 27 Жилищного кодекса РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ с указанием предусмотренных законом оснований отказа в согласовании.
Основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения изложены в ст. 27 ЖК РФ.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст. 27 ЖК РФ.
Судом установлено, что отказ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства квартиры (установке автономного отопления) не содержит ссылки на нарушения, предусмотренные в ч.1 ст. 27 ЖК РФ.
Представителем ответчика также не представлено суду объективных доказательств, подтверждающих основания для отказа в согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего истцу, предусмотренных ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, ФИО1 не могло быть отказано в переустройстве квартиры (установке автономного отопления) со ссылкой на п.15 ст. 14 ФЗ № 190 от 27.07.2010 года «О теплоснабжении», а также по основанию отсутствия в схеме теплоснабжения <адрес>, утвержденной постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указания о возможности перевода жилых домов в <адрес> на индивидуальные источники теплоснабжения.
При таких обстоятельствах на администрацию МО <данные изъяты> район в соответствии с ч.1 и 4 ст. 258 ГПК РФ необходимо возложить обязанность по устранению допущенного нарушения, путем принятия решения в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в квартире, принадлежащей истцам, установлен отопительный газовый котел «Navien 16 TURBO», который работает в стационарном режиме, не подпадает под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, в надлежащем порядке подключен к системе теплоснабжения, что подтверждается справкой, выданной начальником Центра сервисного обслуживания филиала ОАО «Газпром газораспределение Тула» в п. Косая Гора ФИО5
Установка отопительного газового котла в квартире истцов соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, не нарушает законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах на администрацию муниципального образования <данные изъяты> район необходимо возложить обязанность выдать ФИО1 и ФИО2 документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения - квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, - в связи с переходом на отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования <данные изъяты> район о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в согласовании переустройства квартиры в связи с установкой индивидуальной системы теплоснабжения, обязании администрации МО <данные изъяты> район выдать разрешение на установку индивидуального газового оборудования в квартире, удовлетворить.
Признать отказ администрации муниципального образования <данные изъяты> район в согласовании переустройства квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> район выдать ФИО1 и ФИО2 документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения - квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с переходом на отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области.
Судья С.В. Таранец