Решение по делу № 33а-6347/2019 от 09.10.2019

Дело № 33а-6347/2019

Апелляционное определение

город Тюмень                          11 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Колосковой С.Е.,
судей Глушко А.Р., Левиной Н.В.,
при секретаре Константиновой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-5398/2019 по апелляционной жалобе К.К.В. на решение Центрального районного г. Тюмени от 16 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного иска К.К.В. к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности устранить нарушение прав отказано.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения К.К.В. и его представителя В.Е.В., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителей Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени К.Т.Е. Главного управления строительства Тюменской области Я.Е.В. возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К.К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени (далее также – Департамент) о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, оформленного уведомлением от 29 января 2019 года и письмом от 22 февраля 2019 года, возложении обязанности устранить нарушение прав путем выдачи свидетельства. Требования мотивировал тем, что 28 декабря 2018 года обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении молодой семье социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Административным ответчиком принято оспариваемое решение, согласно которому все работы, проводимые по договору подряда по строительству индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <.......>, 31, не могут расцениваться как строительство жилого дома. Выражая несогласие с данным решением, указывал, что земельный участок с кадастровым номером <.......>:385 с адресным описанием <.......>, 31 разделен по мировому соглашению на два земельных участка; в результате административному истцу и членам его семьи перешел в собственность образованный земельный участок площадью 309 кв.м с кадастровым номером <.......>:3906 с адресным описанием <.......>, 31а, а также расположенный на нем одноэтажный жилой дом, площадью 53,1 кв.м. Сообщал, что 07 сентября 2015 года им заключен договор подряда с индивидуальным предпринимателем П.Ю.В. согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома по адресу <.......>, 31, общая стоимость работ составила 1 187 742 рубля. По результатам строительства индивидуальный жилой дом поставлен на кадастровый учет, площадь дома составила 93,4 кв.м, количество этажей – 2, на указанный объект зарегистрировано право общей долевой собственности. Приказами Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени от 29 февраля 2016 года и от 01 апреля 2016 года земельному участку и дому присвоен адрес <.......>, 31а. Утверждал, что Департаментом запрошены сведения в отношении жилого дома площадью 53,1 кв.м, в то время как административным истцом представлены свидетельства о государственной регистрации права в отношении индивидуального жилого дома площадью 93,4 кв.м, при этом поступившая информация сильно устарела и не соответствует действительности. Указывал, что в договоре подряда действительно нет литеры «а», поскольку на момент его заключения участок еще не был разделен и имел именно такое адресное описание. Полагал, что представленных с заявлением о получении социальной выплаты документов достаточно для принятия положительного решения.

Представитель К.К.В. - В.Е.В. действующая на основании доверенности от 13 апреля 2019 года (л.д.77), в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени Г.Л.В. действующая на основании доверенности от 29 декабря 2018 года (л.д.107), Г.О.М. действующая на основании доверенности от 28 ноября 2018 года (л.д.108), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали.

К.К.В. представитель Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен К.К.В. в лице представителя В.Е.В. В апелляционной жалобе, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Приводя доводы, аналогичные изложенным в административном иске, указывает, что вывод суда о подаче заявления на социальную выплату на уже существующий жилой дом не соответствует действительности, противоречит имеющимся в деле доказательствам и не основан на нормах права. Настаивает, что на земельном участке находится два дома, при этом старый дом, площадью 53,1 кв.м, частично демонтирован, вторая его часть находится в ветхом состоянии; при подаче заявления на получение социальной выплаты в Департамент им представлены документы на вновь возведенный жилой дом.

В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление строительства по Тюменской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, семья К.К.В.. включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.

К.К.В. 28 декабря 2018 года обратился в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному займу на строительство жилого дома, расположенного по адресу <.......>, 31.

Приказом директора Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени от 29 января 2019 года № 227 принято решение об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на основании пункта 6.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п, и подпункта «б» пункта 2.12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением администрации г. Тюмени от 04 июня 2012 года № 77-пк, о чем К.К.В. направлено уведомление.

Основанием для отказа послужило то, что жилое помещение, в связи со строительством которого К.К.В. обратился за получением свидетельства, было построено ранее заключения договора займа и договора подряда, представленных административных истцом в подтверждение права на получение социальной выплаты. В связи с этим административный ответчик указал, что работы по договору подряда не могут расцениваться как строительство индивидуального жилого дома.

Не согласившись с данным решением, К.К.В. обжаловал его директору Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени.

Заместителем директора Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени 22 февраля 2019 года дан ответ, что решение об отказе в выдаче свидетельства принято Департаментом в соответствии с действующим законодательством.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, административный ответчик представил доказательства законности оспариваемого решения, поскольку при наличии имеющихся у Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени документов оснований для выдачи К.К.В. свидетельства о праве на получение социальной выплаты не имелось.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее также – Правила), социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п утвержден «Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» (далее также - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка для участия в мероприятии ведомственной целевой программы молодая семья подает в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства либо в МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением) следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку;

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о заключении брака (на неполную семью не распространяется) - представляется по желанию, если документ выдан органами ЗАГС в Тюменской области;

г) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, указанные в пункте 3.2 настоящего Порядка;

д) копия решения суда, подтверждающего факт постоянного проживания всех членов семьи в Тюменской области (в случае отсутствия у членов семьи регистрации по месту жительства);

е) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования каждого совершеннолетнего члена семьи (представляется по желанию).

В силу пункта 2.1.1 Порядка в случае использования социальной выплаты для погашения долга по кредиту (займу) молодая семья дополнительно к документам, предусмотренным подпунктами «а» - «в» пункта 2.1, «е» настоящего Порядка, представляет следующие документы:

а) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), - представляется по желанию (при незавершенном строительстве жилого дома представляются договор строительного подряда либо документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство)).

б) копию кредитного договора (договора займа);

в) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2.1, 1.5.3 настоящего Порядка на дату заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "б" настоящего пункта;

г) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

В соответствии с пунктом 6.4 Порядка для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, либо в МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением) заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах «б», «в» пункта 2.1, подпунктах «а», «б», «г» пункта 2.1.1 настоящего Порядка - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил.

Из материалов дела следует, что К.К.В. (совместно с Д.Ж.Ж. К.Г.К.., К.Д.К..) по договору дарения, заключенному с Д.Н.И. 25 октября 2013 года, приобрели право общей долевой собственности на ? долю жилого дома, площадью 53,1 кв.м, и земельного участка, расположенных по адресу <.......>, 31. Вторая половина указанных дома и участка принадлежали Г.А.В. и Ф.А.А..

Определением Калининского районного суда г. Тюмени от 03 сентября 2015 года между истцами Г.А.В. и Ф.А.А. с одной стороны и ответчиками К.К.В.. и Д.Ж.Ж.. с другой стороны заключено мировое соглашение по разделу названных земельного участка и дома, согласно которому между сторонами был разделен земельный участок, а жилой дом с кадастровым номером <.......>:1682 перешел в собственность К.К.В. и Д.Ж.Ж.

Впоследствии земельному участку с кадастровым номером <.......>:3906, принадлежащему К.К.В. и Д.Ж.Ж. приказом Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени от 01 апреля 2016 года присвоен адрес <.......>, 31а.

Константинов К.В. 07 сентября 2015 года заключил договор подряда с ИП П.Ю.В., в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома по адресу <.......>, 31; стоимость работ 1 187 742 рубля.

11 января 2016 года ИП П.Ю.В.. и К.К.В. заключили договор займа № 1, которым произвели замену обязательства должника перед кредитором по оплате выполненных работ по договору подряда от 07 сентября 2015 года № 1 на другое обязательство между сторонами: сумма задолженности за выполненные работы по договору подряда от 07 сентября 2015 года № 1 в размере 1 187 742 рубля является займом, который займодавец ИП П.Ю.В. передал заемщику К.К.В.

Обращаясь к административному ответчику, К.К.В. просил выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для цели погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному займу на строительство жилого дома, представив документы о строительстве дома по адресу <.......>, 31.

Как указывает административный истец, на основании договора подряда от 07 сентября 2015 года построен новый дом площадью 93,4 кв.м, с кадастровым номером <.......>:4480, которому приказом от 29 февраля 2016 года присвоен адрес <.......>, 31а.

В соответствии с частью 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действующей на момент государственной регистрации права административного истца на объект недвижимости), основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание.

Между тем в свидетельствах от 15 февраля 2016 года о государственной регистрации права собственности К.К.В. и членов его семьи на жилой дом с кадастровым номером <.......>:4480 документами, явившимися основаниями для регистрации, указаны определение Калининского районного суда г. Тюмени от 03 сентября 2015 года и договор дарения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом от 25 октября 2013 года.

Документов, свидетельствующих, что жилой дом, расположенный по адресу <.......>, 31а, является вновь созданным и построен по договору подряда от 07 сентября 2015 года в материалах дела не имеется.

Таким образом, представленные документы не свидетельствуют, что жилой дом с кадастровым номером <.......>:4480 построен за счет заемных денежных средств на основании договора подряда от 07 сентября 2015 года.

В соответствии с пунктом 6.4 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение срока представления необходимых документов для получения свидетельства, установленного настоящим пунктом, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 настоящего Порядка.

При данных обстоятельствах административным ответчиком принято обоснованное решение об отказе в выдаче свидетельства ввиду непредставления в полном объеме документов, свидетельствующих о праве молодой семьи на получение социальной выплаты.

Вопреки позиции административного истца, Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени при принятии оспариваемого решения в порядке межведомственного взаимодействия получена информация из Управления Росреестра по Тюменской области, из которой также не следует, что построенный К.К.В. жилой дом является вновь построенным объектом недвижимости.

Доводы К.К.В. что на его земельном участке с кадастровым номером <.......>:3906 по адресу <.......>, 31а расположено два дома не могут быть приняты во внимание, так как согласно кадастровой выписке от 12 апреля 2016 года по адресу <.......>, 31а расположен один объект недвижимости с кадастровым номером <.......>:4480.

Таким образом, исходя из имеющихся документов, у административного ответчика не имелось оснований для выдачи свидетельства на получение социальной выплаты.

Иные доводы апелляционной жалобы также не могут повлиять на законность и обоснованность вынесенного судом решения, поскольку правовых оснований к отмене правильного по существу решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

При разрешении спора суд правильно установил юридически значимые обстоятельства для дела, нарушений материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, не установлено. Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного г. Тюмени от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.К.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33а-6347/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Константинов Константин Владимирович
Ответчики
Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени
Другие
Главное управление строительства Тюменской области
Васина Елена Викторовна
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Левина Наталья Владиславовна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
10.10.2019Передача дела судье
11.11.2019Судебное заседание
31.08.2020Передача дела судье
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
11.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее