Дело №2-760/2021
10RS0011-01-2020-015246-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сосновской О.Э.,
при секретаре Воробьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Республики Карелия» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с иском к НО «Фонд капитального ремонта Республики Карелия» о возложении на ответчика обязанности прекратить начисление взносов на капитальный ремонт в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, признании незаконно начисленной денежную сумму в размере 38655,11 руб., начисленную в качестве взносов за капитальный ремонт по состоянию на август 2020 года за указанное жилое помещение, возложении на ответчика обязанности исключить из платежных документов денежную сумму в размере 38655,11 руб., начисленную в качестве взносов за капитальный ремонт по состоянию на август 2020. Требования мотивированы тем, что истец является собственником неблагоустроенной квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Истец указывает, что данное жилье имеет статус «встроенного помещения в жилом доме, незавершенном строительством», в связи с чем у собственника помещений в данном многоквартирном доме не возникла обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт. Кроме того, постановлением межведомственной комиссии Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение признано непригодным для проживания, в связи с чем, ссылаясь на ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, полагает возможным применение к данным правоотношениям аналогии права. Отмечает, что принадлежащее истцу жилое помещение является единственным помещением в многоквартирном доме, за которое осуществляется начисление взносов на капитальный ремонт.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда приняты уточненные исковые требования ФИО2, согласно которым истец просит возложить на ответчика обязанность прекратить начисление взносов за капитальный ремонт в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, признать незаконно начисленной денежную сумму в размере 40685,18 руб., начисленную в качестве взносов за капитальный ремонт по состоянию на ноябрь 2020 года, возложить на ответчика обязанность исключить из платежных документов денежную сумму в размере 40685,18 руб., начисленную в качестве взносов за капитальный ремонт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные исковые требования в части требования о возложении на ответчика обязанности исключить из платежных документов денежную сумму в размере 39686,93 руб., признании незаконным начисления данной денежной суммы в качестве взносов на капитальный ремонт.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные исковые требования в части требования о возложении на ответчика обязанности исключить из платежных документов денежную сумму в размере 39685,93 руб., признании незаконным начисления данной денежной суммы в качестве взносов на капитальный ремонт.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В судебном заседании истец ФИО7 и ее представитель ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, поддержала позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление, в соответствии с которой многоквартирный <адрес> в д. <адрес> включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 г.г., утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в связи с чем начисление взносов за капитальный ремонт является правомерным. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо администрация Пряжинского национального муниципального района своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о судебном заседании.
Третье лицо Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в судебное заседание представителя не направило, просило о рассмотрении дело в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление указало об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, не признан аварийным и подлежащим сносу. Признание помещения, расположенного в многоквартирном доме, непригодным для проживания, не является основанием для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Третьи лица АО «ЕРЦ РК», Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, отзывы на исковое заявление не представили.
Заслушав объяснения истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, заключение №, технический паспорт, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры, и многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 1 ст. 6 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1.1 названной статьи обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы (далее – Региональная программа), текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 01.12.2014.
Установлено, что ФИО7 является собственником жилого помещения, наименование которого в выписках из Единого государственного реестра недвижимости значится как «встроенные помещения в жилом доме, незавершенном строительством», расположенном по адресу <адрес>
Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания.
Ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капитального ремонта Республики Карелия», являющийся региональным оператором, на счете которого собственники помещений в многоквартирном <адрес> формируют фонд капитального ремонта, через платежного агента – АО «Единый расчетный центр Республики Карелия» производит начисление взносов на капитальный ремонт ФИО2 как собственнику <адрес>.
Из представленной карточки расчетов по лицевому счету ФИО2 следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу начислено 33362,28 руб. в качестве взносов за капитальный ремонт.
Полагая данные действия ответчика незаконными, истцом инициирован настоящий судебный спор.
Установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> включен в Региональную программу, капитальный ремонт данного дома запланирован на 2040 год.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в спорном многоквартирном доме возникла с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем региональным оператором обоснованно производится начисление ФИО2 платы в счет взносов на капитальный ремонт.
Доводы истца о том, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение в многоквартирном доме, не введенном в эксплуатацию, соответственно, у истца не возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно приведенным выше нормам жилищного законодательства, регламентирующим уплату собственниками взносов на капитальный ремонт, основанием для возникновения у собственников обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт является включение многоквартирного дома, жилое помещение в котором принадлежит им на праве собственности, в Региональную программу.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Гражданские права защищаются с использованием способов защиты, которые вытекают из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения. Выбор способа защиты права осуществляется истцом. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).
Статья 46 Конституции РФ, гарантируя право каждого на судебную защиту его прав и свобод, одновременно с этим предполагает необходимость соблюдения порядка судопроизводства, который устанавливается федеральным законодательством (п. «о» ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Действующее законодательство не предоставляет возможности обращения в суд в произвольном порядке и с использованием не предусмотренных законов способов защиты права.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П – нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Республики Карелия.
Выводы о законности нормативного правового акта Правительства Республики Карелия в части правомерности включения многоквартирного дома в утвержденную данным нормативный правовым актом Региональную программу не могут быть сделаны в рамках гражданского спора о признании неправомерным начислений региональным оператором взносов на капитальный ремонт, принимая во внимание установленный законом порядок оспаривания нормативно-правовых актов, в том числе, в части определенных процессуальным законом правил подсудности вида судопроизводства, в связи с чем суд приходит к выводу об избрании истцом не предусмотренного действующим законодательством способом защиты нарушенного права.
Доводы ФИО2 о неправомерности начислений взносов на капитальный ремонт в связи с тем, что в установленном законом порядке принадлежащее ей жилое помещение признано непригодным для проживания, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании ч. 2 ст.169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.
Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания не может являться основанием для прекращения уплаты взносов на капитальный ремонт, принимая во внимание, что вопрос о прекращении уплаты данных взносов законодателем поставлен в зависимость от признания многоквартирного дома аварийным.
Оснований для применения в данном случае к спорным правоотношениям аналогии права не имеется, поскольку признание в многоквартирном доме непригодным для проживания жилого помещения не освобождает собственника такого помещения от обязанности по содержанию общего имущества в данном многоквартирном доме, в том числе, от обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Доводы ФИО2 о начислении взносов на капитальный ремонт только ей как собственнику жилого помещения № в спорном многоквартирном доме своего подтверждения не нашли. Так, ответчиком представлена карточка расчётов по лицевому счету собственника <адрес> указанном многоквартирном доме, из которой следует о начислении собственнику квартиры <адрес> взносов на капитальный ремонт.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения заявленных ФИО2 требований отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199, ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья О.Э. Сосновская
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ