РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Клявлино 25 октября 2017 года
Судья Клявлинского районного суда Самарской области Шаймарданова Э.Г., с участием истца Федотовой Т.В., при секретаре судебного заседания Шмаковой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-444/2017 по иску Федотовой Татьяны Владимировны к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности включить периоды в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Федотова Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ о признании незаконным решения ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области об отказе в назначении пенсии от 12.07.2017г. № 50 в части не включения в специальный стаж периодов: нахождения на курсах повышения квалификации, работы в должности заведующей Балахоновского ФП в связи с тем, что согласно Списку профессий и должностей и Списку учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка, фельдшер, медсестра; работа в должности медсестры (*адрес*) ТМО и работы в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО, так как наименование организации (*адрес*) ТМО не предусмотрено указанным Списком; отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,6 лет; о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды. Указала на то, что 4 июля 2017 года она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г., в связи с которой пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности. По представленным ею документам ее специальный стаж был определен в размере 20 лет 03 месяца 20 дней, с чем она не согласна. Периоды обучения на курсах повышения квалификации, учебные отпуска за период работы в (*адрес*) центральной районной больнице: полагала подлежащим включению, поскольку на данные курсы она была направлена работодателем, что подтверждается соответствующими приказами, изданными лечебным учреждением по месту работы. Поскольку в период нахождения на курсах повышения квалификации трудовой договор с нею не расторгался, и выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанный период подлежит включению в специальный стаж. Из должностной инструкции заведующего ФАП видно, что к обязанностям заведующего относятся амбулаторный прием и обслуживание на дому, оказание неотложной и экстренной доврачебной помощи, проведение физиотерапевтических процедур, организация флюорографического обследования и другая лечебная деятельность. Считает законными ее требования в части включения в льготный стаж спорных периодов работы в должности заведующей фельдшерским пунктом и заведующей фельдшерским пунктом (фельдшерско-акушерским пунктом) исходя из того, что (*адрес*) ФП являлся структурной единицей (*адрес*) ЦРБ, который осуществлял работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Характер ее работы на протяжении всего периода работы в должности заведующей ФП, в том числе и в спорные периоды, не изменялся. Будучи заведующей ФП, в спорные периоды времени она выполняла обязанности медицинской сестры (фельдшера), должность которого не была предусмотрена штатным расписанием здравпункта, поскольку работала в здравпункте одна. Факт выполнения ею в полном объеме своих функциональных обязанностей подтверждается документально следующими доказательствами; записями в трудовой книжке на ее имя; положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом; должностной инструкцией заведующего фельдшерско- акушерским пунктом, согласно которым заведующий осуществляет работы и услуги по специальности лечебное дело, и работы и услуги по профилактической медицине; тарификационными списками, которые предусматривают должность заведующей фельдшерским пунктом (1 единица) соответственно.
В ходе судебного разбирательства истец Федотова Т.В. поддержала заявленные исковые требования. В обоснование своих требований суду указала, что окончила (*адрес*) медицинское училище и получила специальность фельдшера, после чего ее направили работать заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта, где она единолично выполняла работу фельдшера, медицинской сестры. В штате ФП было двое: она и санитарка, которая не оказывала деятельность по охране здоровья населения. Несмотря на наименование должности, она в этот период вела амбулаторный прием больных на фельдшерском пункте; прием больных на дому, то есть, как фельдшер скорой помощи выезжала на дом по вызовам; круглосуточно оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим направлением и сопровождением больного в (*адрес*) больницу; вела наблюдение за состоянием здоровья беременных, детей, в частности, детей в возрасте до одного года – 1 раз в месяц, после рождения и выписки – 2 раза в месяц; проводила профилактические прививки, для этого в Санэпидемстанции получала медицинские имуннобиологические препараты - вакцины. Когда она работала заведующей, ФП располагался в частном жилого дома, затем переехал в правление колхоза, в связи с переездами документы, а именно, амбулаторный журнал приема больных, планы, отчеты о проведенных профилактических мероприятиях – прививках не сохранились. В настоящее же время с 2007 года работает врач общей практики (*адрес*) в отдельно построенном здании. После она работала в должности медсестры и подменной медсестры (*адрес*) ТМО, несмотря на наименование учреждения, ее трудовая деятельность также была связана с деятельностью по охране здоровья населения, работала в отделениях (*адрес*) ТМО, требования к ней были те же, изменений в оплате труда также не было. Суду указала, что периоды ее работы с 1995 по 1997 годы, включены ответчиком в календарном исчислении, а не льготном как год работы за один год и три месяца. Пояснила, что работодателем раз в пять лет направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, места работы, поскольку в силу требований закона ей как медицинскому работнику необходимо подтверждать свою квалификацию. В порядке уточнения Федотова Т.В. просила суд признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области об отказе в назначении пенсии от 12.07.2017г. № 50 в части не включения в специальный стаж периодов: с 11.12.2006г. по 26.12.2006г.; с 28.02.2007г. по 28.03.2007г.; с 05.03.2012г. по 03.04.2012г.; с 12.11.2012г. по 23.11.2012г.; с 27.03.2017г. по 21.04.2017г. итого 03 месяца и 23 дня нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках; с 01.04.1991г. по 02.08.1992г. - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП; с 03.08.1992г. по 16.05.1993г.; с 03.04.1995г. по 13.11.1995г. - работав в должности медсестры (*адрес*) ТМО; с 14.11.1995г. по 30.11.1995г. - работа в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО; возложить на ответчика обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующий периоды: с 11.12.2006г. по 26.12.2006г.; с 28.02.2007г. по 28.03.2007г.; с 05.03.2012г. по 03.04.2012г.; с 12.11.2012г. по 23.11.2012г.; с 27.03.2017г. по 21.04.2017г. итого 03 месяца и 23 дня в период нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках; с 01.04.1991г. по 02.08.1992г. - работа в должности заведующей Балахоновского ФП; с 03.08.1992г. по 16.05.1993г.; с 03.04.1995г. по 13.11.1995г. - работа в должности медсестры (*адрес*) ТМО; с 14.11.1995г. по 30.11.1995г. - работа в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО, включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику за пенсией. Отказалась от возмещения судебных расходов.
Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области в судебном заседании 25 октября 2017г. не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствии. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Межуева Н.Е., уполномоченная доверенностью, иск не признала по доводам, изложенным в Отзыве, согласно которого в Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 перечень врачей и среднего медицинского персонала он является обобщенным, в нем не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также учреждений, в связи с чем при подсчете стажа за периоды работы с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. применяются Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» и «Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 № 395. Одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 с учетом указанных Номенклатур является осуществление лицом именно леченой деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан. Считала, что истцом не представлены документы, подтверждающие, что в период с 01.04.1991 по 02.08.1992 работая в должности заведующей (*адрес*) ФП, осуществляла лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что давало бы ей право на включение данного периода работы в специальный страховой стаж. Периоды, когда Федотова Т.В. на основании соответствующего приказа работодателя находилась на курсах повышения квалификации, не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ в силу того, что в такие периоды работником не выполнялась в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию. Считала неправильным требование истца в части обязания их назначить досрочную страховую пенсию по старости в момента возникновения права на нее. Просила отказать в удовлетворении иска Федотовой Т.В.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, приходит к выводу, что уточненный иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту: Федеральным законом № 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015г.
По общему правилу, в соответствии со ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О, овых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «н» пункту 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года; Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066; Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464; Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
По настоящему гражданскому делу в спорный период (с 01.04.1991г. по 31.08.1997г.) для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г., применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»; для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно, применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
Согласно диплому серии ПТ № 214186, выданного (*адрес*) медицинским училищем 28 февраля 1991 года, Телегина (Федотова) Татьяна Владимировна в 1988 году поступила в (*адрес*) медицинское училище и 1991 году окончила полный курс названного училища по специальности «лечебное дело», присвоена квалификация «фельдшер». После заключения брака 12 июня 1992 года с Ф.С.И. сменила фамилию на Федотова.
В силу ст.66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Так, из записей в трудовой книжки истца (*№*), заведенной 1 апреля 1991г. (*адрес*) центральной районной больницей, следует, что после учебы в (*адрес*) медицинском училище 01.04.1991г. Телегина (Федотова) Т.В. принята на должность заведующей (*адрес*) ФП, после была переведена на должности медсестры, ТМО, подменной медсестры стационара, фельдшера скорой помощи, медсестры инфекционного отделения, фельдшера в поликлинику, до настоящего времени работает в (*адрес*) центральной районной больнице.
Из материалов дела следует, что с 01.04.1991г. по настоящее время истец Федотова Т.В. работает в должности среднего медицинского персонала в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.
Судом установлено, что решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский № 50 от 12 июля 2017г. Федотовой Т.В., отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" специального стажа работы, при имеющемся стаже 20 лет 03 месяца 20 дней.
Как следует из Решения истцу не включены в специальный стаж периоды с 01.04.1991г. по 02.08.1992г. - работа в должности заведующей Балахоновского ФП в связи с тем, что согласно Списку профессий и должностей и Списку учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность: заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка, фельдшер, медсестра; с 03.08.1992г. по 16.05.1993г. и с 03.04.1995г. по 13.11.1995г. - работа в должности медсестры (*адрес*) ТМО, так как наименование организации (*адрес*) ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениями здравоохранения; с 14.11.1995г. по 30.11.1995г. - работа в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО, так как наименование организации (*адрес*) ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениями здравоохранения; отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,6 лет; курсы повышения квалификации, периоды предоставления отпусков без сохранения заработной платы.
Ведение истцом амбулаторного приема на фельдшерско-акушерском пункте подтверждается заверенными работодателем истца копиями медицинских карт амбулаторных больных С.П.И., К.Е.В., М.Ю.А., С.Д.В.
Свидетель С.В.Г. суду показала, что работает медицинской сестрой общей практики отделения врачебной практики при (*адрес*) ЦРБ, истца знает хорошо, Федотова Т.В. в 1991-1992 годы работала фельдшером в их селе (*адрес*), вела прием больных, делала прививки, ходила на вызовы, сопровождала тяжелобольных в (*адрес*) ЦРБ, в частности, она лично сама и с детьми обращалась к Федотовой Т.В. за медицинской помощью в фельдшерский пункт, истец делала записи в их медицинских амбулаторных картах, других медработников не было. После ухода Федотовой Т.В. фельдшерский пункт переименовывался в фельдшерско-акушерский пункт, а с 2007г. открылось отделение.
Согласно должностных инструкций заведующей (*адрес*) фельдшерского пункта, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера (*адрес*), утвержденных главным врачом (*адрес*) ЦРБ П.В.Н. заведующие ФАП и ФП возглавляют работу по организации и планированию лечебно-профилактической помощи на участке, несет ответственность за оказание своевременной медицинской (доврачебной) помощи при различных заболеваниях и несчастных случаях, как фельдшер, в частности, осуществляют амбулаторный прием и обслуживание больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному, медицинский контроль за развитием и здоровьем детей в яслях, детских садах, школах, расположенных на территории деятельности ФАПа и ФП, ведут наблюдение за состоянием здоровья беременных и прочее.
Тот факт, что Федотова Т.В. в спорный период, занимая должность заведующего (*адрес*) ФП, одна осуществляла работу по охране здоровья граждан, подтверждает и то обстоятельство, что штатным расписанием в Балахоновском ФП была предусмотрена 1 единица среднего медицинского персонала.
В судебном заседании суду на обозрение был предоставлен оригинал Книги с подшитыми штатным расписанием от 27 января 1992г., в котором указаны административно-управленческий и хозяйственно-обслуживающий персоналы, центральная бухгалтерия; штатным расписанием медицинского персонала на 1 апреля 1992г., оба расписания напечатаны, за ними подшито штатное расписание медицинского персонала на 01.06.91г., изготовленное рукописным способом; после него – приказ № 10 от 31.01.92 «Об изменении в структуре коечного фонда и штатного расписания ТМО и выписка из приказа от 31.03.92г.
Из штатного расписания муниципального лечебного учреждения (*адрес*) центральная районная больница на 1 июля 2003г. свидетельствует о наличии в штате фельдшерско-акушерских пунктов, в числе которых и (*адрес*) с одной штатной единицей заведующего фельдшера.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, установленных в судебных заседаниях характера и специфики, условий осуществляемой Федотова Т.В. работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направления деятельности фельдшерского пункта, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды с 01.04.1991г. по 02.08.1992г. Федотова Т.В. выполняла трудовые функции по оказанию медицинской помощи как медицинский работник, находясь в должности заведующей ФП, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности независимо от наименование ее должности и места работы, которое было различным в разные годы и что по мнению суда - не должно негативно отражаться на пенсионных правах истца.
Истец Федотова Т.В. просила суд включить оспариваемые периоды, а также зачтенные ответчиком в календарном исчислении в ее стаж в льготном исчислении.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее до 22 сентября 1993 года, предусматривало включение в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в качестве фельдшеров (всех независимо от наименования должности) больничных учреждений всех типов и наименований, медицинских кабинетов и пунктов.
В соответствии со Списком, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, все врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на досрочную трудовую пенсию. Исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Оценивая доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве о том, что: «поскольку Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 года № 464 не содержит конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, в связи с чем, при подсчете стажа за периоды работы с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. применяются Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395». Суд руководствуется Информационным Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 2000г. № 3948/1-17 и Пенсионного Фонда РФ от 29 сентября 2000г. № 06-25/8625 в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 следует иметь в виду, что в соответствии со ст.81 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» применяются указанные представителем ответчика Номенклатуры должностей и учреждений, утвержденные Приказами от 15.10.199 № 377 и от 15.10.1999 № 377 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет, при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года, но не ранее даты их вступления в законную силу. В Письме указано, что при этом следует иметь в виду, Приказ Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 вступил в законную силу с 26.11.1999, а Приказ от 03.11.1999г. № 395 - с 03.12.1999г.
При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, если руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава, действовавшего до 01 декабря 2008г., в соответствии с которым должности заведующего фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра) отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Из системного анализа указанных выше нормативных актов следует, что должность заведующего фельдшерским пунктом не является освобожденной и предполагает ее замещение либо фельдшером, либо медицинской сестрой применительно к среднему медицинскому персоналу.
В этой связи периоды работы Федотовой Т.В. с 01.01.1992г. по 02.08.1992г. в должности заведующей (*адрес*) ФП, с 03.08.1992г. по 16.05.1993г., с 03.04.1995г. по 13.11.1995г. в должности медсестры (*адрес*) ЦРБ, с 14.11.1995г. по 30.11.1995г. - работа в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО, а также зачтенные ответчиком в календарном исчислении работа в должностях подменной медсестры стационара и фельдшера скорой помощи (*адрес*) ЦРБ должно засчитываться в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Ответчиком исключена из специального стажа Федотовой Т.В. работа в (*адрес*) ТМО, поскольку указанное наименование не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002г.
Материалами дела, в частности, справками, выданными ГБУЗ СО «(*адрес*) центральная районная больница», установлено, что наименование учреждения, в котором Федотова Т.В. работает по настоящее время неоднократно претерпевала изменения, а именно:
- на основании решений Президиума облисполкома № 94 от 29.12.87г. и исполкома Клявлинского районного Совета народных депутатов № 47 от 17.02.88г. (*адрес*) центральная районная больница с 04.01.88г. реорганизована в Территориальное медицинское объединение. На основании пркиаза Министерства Здравоохранения СССР № 900 от 26.09.1987г., положения о Территориальном медицинском объединении от 25.12.1987г. и решения Совета трудового коллектива с 04.01.1988г. введено новое штатное расписание, согласно которому в состав Территориального медицинского объединения вошли: 1.(*адрес*) центральная районная больница: 1.1 Поликлиника; 1.2 Стационар с многочисленными отделениями, 1.3 Патологоанатомическое отделение; 1.4 Фельдшерско-акушерский пункт, 1.5 Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения: клинико-диагностическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгенкабинет, централизованное стерилизационное отделение.
- (*адрес*) территориальное медицинское объединение реорганизовано с 01.12.1995г. в (*адрес*) центральную районную больницу (приказ от 1995г.). (*адрес*) центральная районная больница реорганизована в Муниципальное лечебное учреждение (*адрес*) центральную районную больницу (постановление главы адм. от 1996г.). Муниципальное лечебное учреждение (*адрес*) центральная районная больница переименована в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «(*адрес*) центральная районная больница» (постановление главы адм. от 2011г.). Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «(*адрес*) центральная районная больница» переименована в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «(*адрес*) центральная районная больница» (приказ от 2012г.).
Из системного анализа справок, копий приказов из Книги приказов, выданных Федотовой Т.В. работодателем, суд усматривает, что истец работала медицинской сестрой, в числе иных в инфекционном отделении, ей начислялся заработок.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Федотовой Т.В., выданной ответчиком, видно, что с 1991г. по 2001г. работодатель указан как муниципальное лечебное учреждение (*адрес*) центральная районная больница.
Свидетель П.Г.В. суду показала, что с 1992г. работала старшей медицинской сестрой ТМО, в 2016г. ушла на пенсию, истца знает много лет, так как ее переводили медсестрой с фельдшерского пункта, Федотова Т.В. работала во многих отделениях ТМО. Различное наименование их лечебного учреждения – (*адрес*) районной больницы не влияло на основную их деятельность по охране здоровья населения, направление деятельности учреждения не изменялось, не изменились и функциональные обязанности всего медицинского персонала, включая истицы.
Установлено, что Территориальное медицинское объединение (ТМО) является лечебно-профилактическим учреждением, представляла собой форму, в которую была реорганизована (*адрес*) центральная районная больница и имела в составе поликлинику, стационар с многочисленными отделениями, ФАП и иные подразделения.
В силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года № 8-П и от 29 января 2004 года № 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности.
Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и тем самым отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, не совместимы с требованиями Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П ссылается на то, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Судом установлено, что, несмотря на переименование лечебного учреждения, а именно в связи с названием лечебного учреждения Территориальное медицинское объединение, последующее переименование, функциональное направление деятельности учреждения не изменялось, не изменились и функциональные обязанности истицы, её деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Ответчиком не оспаривается то, что ГБУЗ СО (*адрес*) ЦРБ является лечебным учреждением, оказывающим специализированные виды медицинской помощи, имеющим в своем составе стационар, поликлинику, лабораторию.
В связи с изложенным суд считает, что изменение наименования учреждения не может служить основанием для отказа засчитать в стаж истца оспариваемые периоды, поскольку трудовая деятельность Федотовой Т.В. была связана с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая установленные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18 и 19, части 1 статьи 55 Конституции РФ, по своему смыслу предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ответчиком также отказано истцу во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Из выписок из приказов по (*адрес*) ЦРБ, видно, что Федотова Т.В. направлялась на курсы повышения квалификации.
Свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации подтверждается прохождение Федотовой Т.В. в вышеуказанные периоды курсов повышения квалификации по темам «Охрана здоровья работников промышленных и других предприятий», «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ), гарантирующей сохранение трудовых прав работникам, совмещающим труд с повышением квалификации, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением места работы и средней заработной платы истицы, из которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такое толкование закона дано Верховным Судом Российской Федерации в определениях.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
Таким образом, учитывая, что нахождение на курсах повышения квалификации необходимо медицинским специалистам для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению, при которых за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата, суд первой инстанции обоснованно включил в льготный стаж периоды нахождения истца Федотовой Т.В. на курсах повышения квалификации.
Суд также учитывает, что для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, так как медицинские технологии совершенствуются, и специалист должен их знать. Из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ усматривается, что для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.
Таким образом, судом установлено, что Федотова Т.В. относится к категории работников, для которых в силу специальных нормативных актов курсы повышения квалификации являются обязательным условием выполнения работы, на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем; это было необходимо для подтверждения квалификации медицинского работника и связано с осуществлением медицинской деятельности, по окончанию прохождения курсов повышения квалификации истцом были получены соответствующие документы об окончании, что подтверждается представленными доказательствами, время нахождения на курсах повышения квалификации является периодами рабочего времени, по месту работы истцу выплачивался средний заработок, в течение этого времени работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, поэтому периоды нахождения Федотовой Т.В. на курсах повышения квалификации с 11.12.2006г. по 26.12.2006г.; с 28.02.2007г. по 28.03.2007г.; с 05.03.2012г. по 03.04.2012г.; с 12.11.2012г. по 23.11.2012г.; с 27.03.2017г. по 21.04.2017г. также подлежат зачету в специальный стаж.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Федотовой Т.В. в должности заведующей (*адрес*) ФП; медсестры (*адрес*) ТМО; подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО в календарном исчислении и льготном исчислении, начиная с 01.01.1992г., и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, продолжительность специального стажа Федотовой Т.В. на момент подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составила более 25 лет, с учетом ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения Федотовой Т.В. в ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области, то есть – 04.07.2017г.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд должен рассмотреть дело по заявленным истцом требованиям.
Суд выносит решение по имеющимся в деле и представленными сторонами в ходе судебного разбирательства дополнительным доказательствам.
При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные исковые требования Федотовой Т.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Клявлинский Самарской области следует удовлетворить в полном объеме.
В силу части первой статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все судебные расходы. Однако истец просил суд возложить на него судебные издержки по делу, в связи с чем, суд, исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, удовлетворяет эту просьбу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, суд
РЕШИЛ:
Иск Федотовой Татьяны Владимировны удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области об отказе в назначении пенсии от 12.07.2017г. № 50 в части не включения в специальный стаж периодов: с 11.12.2006г. по 26.12.2006г.; с 28.02.2007г. по 28.03.2007г.; с 05.03.2012г. по 03.04.2012г.; с 12.11.2012г. по 23.11.2012г.; с 27.03.2017г. по 21.04.2017г. итого 03 месяца и 23 дня нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках; с 01.04.1991г. по 02.08.1992г. - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП; с 03.08.1992г. по 16.05.1993г.; с 03.04.1995г. по 13.11.1995г. – работы в должности медсестры (*адрес*) ТМО; с 14.11.1995г. по 30.11.1995г. - работы в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области включить в специальный страховой стаж Федотовой Татьяны Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующий периоды:
с 01.04.1991г. по 02.08.1992г. - работа в должности заведующей (*адрес*) ФП;
с 03.08.1992г. по 16.05.1993г., с 03.04.1995г. по 13.11.1995г. - работа в должности медсестры (*адрес*) ТМО;
с 14.11.1995г. по 30.11.1995г. - работа в должности подменной медсестры стационара (*адрес*) ТМО;
с 11.12.2006г. по 26.12.2006г.; с 28.02.2007г. по 28.03.2007г.; с 05.03.2012г. по 03.04.2012г.; с 12.11.2012г. по 23.11.2012г.; с 27.03.2017г. по 21.04.2017г. - нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской области включить в специальный страховой стаж Федотовой Татьяны Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы до 1 ноября 1999 года в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464: один год работы за один год и три месяца.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда России в муниципальном районе Клявлинский Самарской назначить Федотовой Татьяне Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за пенсией – 04.07.2017г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 октября 2017г.
Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова