Судья – <ФИО>4 Дело <№...>
<№...>
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<Дата ...> <Адрес...>
Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего <ФИО>13,
судей <ФИО>12, <ФИО>15
с участием прокурора <ФИО>6
по докладу судьи <ФИО>12,
при помощнике судьи <ФИО>7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ МВД России по Краснодарскому краю к <ФИО>1, <ФИО>2 о расторжении договора найма служебного помещения, выселении с апелляционной жалобой представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю на решение Центрального районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...>.
Заслушав доклад, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГУ МВД России по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к <ФИО>1, <ФИО>2 о расторжении договора найма служебного помещения, выселении.
Решением Центрального районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> в удовлетворении требований ГУ МВД России по Краснодарскому краю отказано.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности <ФИО>8 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на неверное определение судом фактических обстоятельств дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности <ФИО>9, а также прокурор, участвующий в деле, поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить.
Представитель <ФИО>1 по доверенности <ФИО>10 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Обсудив доводы жалобы и возражений на них, выслушав мнение сторон, проверив материалы дела в пределах указанных доводов, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, <Дата ...> между ГУ МВД России по Краснодарскому краю и <ФИО>1 заключен договор найма жилого помещения <№...>, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес...>, секция 1, общей площадью 81,0 кв.м. Срок действия договора установлен на время прохождения службы в органах МВД России.
Судом установлено, что указанная квартира, расположенная по адресу:
<Адрес...>, секция 1 является федеральной собственностью и закреплена на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
С <Дата ...> в данной квартире зарегистрированы <ФИО>1, полковник полиции отставке, бывший заместитель начальника полиции УВД по <Адрес...> ГУ МВД России по Краснодарскому краю, проходивший службу в органах внутренних дел с <Дата ...> и его супруга <ФИО>2, что подтверждается копиями паспортов ответчиков и адресной справкой УВМ МВД по Краснодарскому краю.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ГУ МВД России по Краснодарскому краю указало, что вышеназванная квартира является служебной и предоставлялась ответчику на срок прохождения службы. Вместе с тем, не смотря на то, что приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от <Дата ...> <№...>л/с контракт с <ФИО>1 расторгнут, и он уволен со службы в ОВД на основании пункта 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответчики не освободили спорное жилое помещение и продолжают в нем проживать.
Разрешая настоящий спор по существу и, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 93, 100 Жилищного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» и положениями Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. №897 (далее по тексту – Типовое положение), исходил из того, что <ФИО>1 имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, в связи с чем не может быть выселен из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения. Поскольку <ФИО>2 является супругой <ФИО>1 она также не может быть выселена из указанной выше квартиры, поскольку ее право производно от прав супруга.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса РФ к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса РФ льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Однако, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ГУ МВД России по Краснодарскому краю, суд первой инстанции не учел, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).
В части 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечислен круг лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено и сторонами не оспаривалось, что ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, также как и не состоят на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Кроме того, в период нахождения на службе <ФИО>1 с 15 февраля
2012 г. по <Дата ...> принадлежала на праве собственности квартира <№...>, расположенная по адресу: <Адрес...>
Из изложенного следует, что служебная квартира не являлась для ответчиков единственным жильем, поскольку в период службы <ФИО>1, последний имел на праве собственности иное жилое помещение, которое было им продано.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку ответчики не обладают статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не состоят на каком-либо учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, требования ГУ МВД России по Краснодарскому краю о расторжении договора найма служебного помещения, выселении ответчиков и снятии с регистрационного учета являются правомерными.
В пункте 31 постановления Правительства РФ №713 от 17 июля 1995 г. «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» установлено следующее правило: снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением, на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая, что суд пришел к выводу об утрате ответчиками права пользования спорной квартирой, судебная коллегия приходит к выводу о том, что <ФИО>1 и <ФИО>2 подлежат выселению и снятию с регистрационного учета по вышеназванному адресу.
Из материалов дела также следует, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил обязать ответчиков погасить в случае наличия задолженность по оплате коммунальных услуг.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего спора, сторонами не представлено доказательств как наличия, так и отсутствия такой задолженности, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 195 и 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», согласно которым суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, приходит к выводу об оставлении исковых требований в указанной части без удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При изложенных обстоятельствах, решение Центрального районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене в вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░...> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░ ...> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░>1, <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░ ...> <№...>, ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░>1.
░░░░░░░░ <░░░>1, <░░░>2 ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░...>, ░░░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 81,0 ░░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ <░░░>1, <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░...>, ░░░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 81,0 ░░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░ ...>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>13
░░░░░ <░░░>12
<░░░>16
░░░░░ – <░░░>4 ░░░░ <№...>
<№...>
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)
<░░░░ ...> <░░░░░...>
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>13,
░░░░░ <░░░>12, <░░░>17
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>6
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ <░░░>12,
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░>7,
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░>1, <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░...> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░ ...>.
░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░...> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░ ...> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░>1, <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░ ...> <№...>, ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░>1.
░░░░░░░░ <░░░>1, <░░░>2 ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░...>, ░░░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 81,0 ░░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ <░░░>1, <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░...>, ░░░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 81,0 ░░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░>13
░░░░░ <░░░>12
<░░░>18