РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года адрес
Черемушкинский районный суд адрес в составе судьи Ивакиной Н.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-189/22 по административному иску Акутина **об оспаривании бездействия должностных лиц Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Акутин О.И. обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия должностных лиц Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес и обязании совершить действия
В обоснование своих требований административный истец указал, что в производстве Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве в отношении должника ООО «СтройТехИнвест 25» находится исполнительное производство № 100468/18/77033-ИП от 18.10.2018, предметом исполнения которого является взыскание денежных средств в пользу фио Однако до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены, судебный пристав-исполнитель не принимает достаточных мер, направленных на исполнение судебного постановления. В связи с отсутствием информации об исполнительных действиях и отсутствием процессуальных документов, вынесенных судебным приставом-исполнителем, 09.06.2021 в адрес административного ответчика направлено обращение, зарегистрированное за № 12448875669. В данном обращении административный истец указывал на наличие у должника имущества, в том числе транспортного средства Тойта Альфрад, 2012 года выпуска, и многоквартирного дома в адрес по адресу: адрес. До настоящего времени ответ на обращение истцу не предоставлен. В связи с неполучением ответа на вышеуказанное обращение, 30.07.2021 года истец подал жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя. Постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве от 30.07.2021 поданная истцом жалоба признана обоснованной и на судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве фио возложена обязанность по рассмотрению ранее поданного истцом обращения и принятию мер к исполнению требований исполнительного документа. Не получив ответа на обращение от 09.06.2021, в сентябре 2021 года истцом в ГУ ФССП России по адрес направлено обращение о признании бездействий незаконными. Согласно ответу от 17.09.2021 года Черемушкинскому ОСП ГУ ФССП России по адрес поручено разобраться в сложившейся ситуации и предоставить ответ по результатам рассмотрения обращения. Перенаправленное обращение зарегистрировано за № 224892386167. Однако до настоящего времени Черемушкинским ОСП ГУФССП России по Москве вышеуказанные действия не приняты. Кроме этого, требования исполнительного листа до настоящего времени не исполнены, розыск имущества не организован, арест имущества не произведен.
Административный истец просит признать бездействие судебных приставов - исполнителей Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес фиоА, Верниковской Ф.Д., а также начальника Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес, выразившееся в непредоставлении ответа на обращение от 09.06.2021 года, незаконным; обязать судебных приставов-исполнителей Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес фиоА, Верниковскую Ф.Д. и начальника Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес предоставить ответ на обращение от 09.06.2021 года; признать бездействие судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес Верниковской Ф.Д., выразившееся в неисполнении требований исполнительного листа, незаконным; обязать судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес Верниковскую Ф.Д. наложить арест на имущество должника и принять меры к его реализации; признать незаконным бездействие начальника Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес, выразившееся в ненадлежащем контроле за деятельностью судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес Верниковской Ф.Д. в рамках исполнительного производства № 100468/18/77033- ИП.
Административный истец и его представитель, участие которых в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Административные ответчики: представитель ГУ ФССП России по адрес, представитель Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес, начальник Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес, судебные приставы-исполнители Черемушкинского ОСП ГУ ФССП России по адрес Верниковская Ф.Д., фио в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ООО «СтройТехИнвест 25» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ч.ч.1,3 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Статьей 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства; должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, подробно регламентирован также "Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве", утвержденными приказом директора ФССП России 11 апреля 2014 года N 15-9.
Судом установлено, что 18 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Черемушкинского ОСП ГУФССП России по адрес в отношении ООО «СтройТехИнвест 25» на основании исполнительного листа, выданного Биробиджанским районным судом адрес по делу 2-1238/18, возбуждено исполнительное производство № 100468/18/77033-ИП, предметом исполнения которого является взыскание денежных средств в размере 484 576, 62 в пользу фио
До настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены.
Из материалов дела усматривается, что 09 июня 2021 административным истцом в адрес Черемушкинского ОСП ГУФССП по адрес направлено обращение (заявление), зарегистрированное за № 12448875669, о розыске имущества должника и реализации его имущества, ссылаясь на наличие в собственности должника транспортного средства марка автомобиля, регистрационный знак ТС и введении должником в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: адрес.
В связи с непредоставлением ответа, 30.07.2021 года истец подал жалобу на имя старшего судебного пристава Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве
Постановлением заместителя старшего судебного пристава Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве от 30.07.2021 жалоба фио признана обоснованной, на судебного пристава-исполнителя фио возложена обязанность рассмотреть полученное обращение и принять меры к исполнению требований исполнительного документа.
Однако до настоящего времени ответ на обращение от 09 июня 2021 административному истцу не предоставлен, доказательств обратного суду не представлено.
Как усматривается из сводки по исполнительному производству, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, в частности, направлялись запросы в кредитные организации, ФНС, ГИБДД, Росреестр, вынесены: постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или оной кредитной организации, постановления о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, постановление о взыскании исполнительского сбора, постановления о запрете на совершение действий по регистрации.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом.
Таким законом в настоящее время является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1)вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на адрес, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сроки; неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии; бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, является соблюдение судебным приставом-исполнителем сроков совершения исполнительных действий, примерный перечень которых установлен ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", их полнота, эффективность и достаточность, осуществление контроля за ходом исполнительного производства, включая контроль за получением запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений в порядке п. 2 ч. 1 ст. 64 указанного Закона, выяснение причины, по которым судебное постановление не представляется возможным исполнить. Указанные обстоятельства должны быть доказаны судебным приставом-исполнителем.
Между тем, ответчиками доказательств в подтверждение указанных обстоятельств не представлено.
С учетом вышеприведенных исполнительных действий и мер принудительного исполнения, а также в связи с отсутствием в материалах дела сведений о совершении судебным приставом-исполнителем в рамках указанного исполнительного производства иных исполнительных действий, суд считает, что судебным приставом-исполнителем не были совершены все необходимые исполнительные действия для правильного и своевременного исполнения судебного акта.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не использован весь объем предоставленных ему полномочий с целью соблюдения прав сторон исполнительного производства, достаточных мер, направленных на исполнение судебного постановления, судебным приставом не принято; указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (абзац 3 пункта 2 статьи 10)
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве, в чьем производстве находится исполнительное производство № 100468/18/77033-ИП, и о признании незаконным бездействие старшего судебного пристава Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве, выразившееся в ненадлежащем контроле за деятельностью судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве, в чьем производстве находится исполнительное производство № 100468/18/77033-ИП, подлежащими удовлетворению и считает необходимым возложить на судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП ГУФССП России по Москве, в чьем производстве находится исполнительное производство № 100468/18/77033-ИП, обязанность рассмотреть обращение (заявление) фио от 09 июня 2021 года и направить в его адрес ответ, а также совершить действия, направленные на применение мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства № 100468/18/77033-ИП, и выполнение требований статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 100468/18/77033-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 25
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 100468/18/77033-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 25, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░*, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 12448875669 ░░ 09 ░░░░ 2021 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 100468/18/77033-░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.10.2007 ░. № 229-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░ 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 1997 ░░░░ № 118-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.