Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-118/2017 (2-1971/2016;) ~ М-1930/2016 от 29.12.2016

(мотивированное решение изготовлено 10.03.2017 г.)

Дело № 2-118/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2017 года          г. Оса

Осинский районный суд Пермского края под председательством судьи Полыгалова В.С., при секретаре М,

с участием представителя третьего заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» М, действующей на основании доверенности, кадастрового инженера, директора ООО «Землемер59» К1, привлеченного для участия в деле на основании определения суда в качестве специалиста,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску АО «Связьтранснефть» к А, третьи лица по делу: кадастровый инженер Т, кадастровый инженер Ф, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», Управление Росреестра по <адрес>, администрация Еловского сельского поселения, К, о признании реестровой ошибки, установлении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка,

установил:

АО «Связьтранснефть» обратилось в суд с иском к А, с учетом уточненных исковых требований, о признании реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером изменении местоположения границ земельного участка согласно координатам со значениями: 1, представленными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Т, путем включения в его границы внутреннего контура по указанным координатам.

Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит линейное сооружение - кабельная линия связи «Башкултаево - Альметьевск» протяженностью 317 500 м., в состав которого входит наземный объект «НУП 5/2» (необслуживаемый усилительный пункт), представляющий собой контейнер связи - цистерна, с организованной вокруг нее минерализованной полосой. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Строительство указанной линии связи происходило в период с 1980 г. по 1988 г., как объекта сопутствующего нефтепроводу «Пермь-Альметьевск». Таким образом НУП 5/2 построен и расположен на земельном участке с 1988 г. (год ввода в эксплуатацию кабельной линии связи). При производстве кадастровых работ по оформлению права на земельные участки, занятые наземными объектами кабельной линии связи, при выходе на местность кадастровым инженером Т были определены координаты характерных точек земельного участка под объектом связи НУП 5/2, расположенном в <адрес>, на территории Еловского сельского поселения. В результате в отношении указанного земельного участка расположенного под указанным объектом была подготовлена схема расположения на кадастровом плане территории, которая была утверждена постановлением администрации Еловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ В процессе рассмотрения результатов полевых геодезических работ и запрошенных сведений ГКН на территорию <адрес>, было установлено, что НУП 5/2 расположен в границах учтенного земельного участка с кадастровым номером (<адрес>, <адрес> В связи с выявленным наложением кадастровым инженером Т был подготовлен межевой план (Приложение 5) по образованию земельного участка под НУП 5/2 из земель государственной собственности с одновременным уточнением границы смежного земельного участка с кадастровым номером соответствии с разъяснениями Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>. Кроме того, согласно имеющимся сведениям ГКН в адрес правообладателя указанного земельного участка, ответчика А было направлено письмо с просьбой согласовать границы для устранения выявленной ошибки в досудебном порядке. Уведомление о вручении письма А 9 октября вернулось в адрес отправителя ДД.ММ.ГГГГ. Ответов или возражений не поступало.

В целях образования земельного участка, занятого наземным сооружением НУП 5/2 кабельной линии связи «Башкултаево-Альметьевск», расположенного по адресу: <адрес>, Еловское сельское поселение, кадастровый инженер Т обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с заявлением о кадастровом учете земельного участка и межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки сведений орган кадастрового учета приял Решение о необходимости исправления кадастровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ, направил его в адрес заинтересованных лиц, в том числе ответчика.

При этом, ранее спорный земельный участок с кадастровым номером был образован в соответствии с утвержденным проектом межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом было опубликовано в газете «Искра Прикамья». Однако в соответствии со ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», кадастровый инженер обеспечивает возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке: правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей; органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка; заказчику кадастровых работ.

Однако, согласно данной статье, АО «Связьтранснефть» не относится к указанным лицам и не обязано предоставлять возражения по проекту межевания. Кроме того, в соответствии со ст.1 №101-ФЗ, закон не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, в том числе сооружения связи, а также не может быть применен порядок, установленный в соответствии со ст.13 указанного закона.

Кроме того, НУП 5/2 расположен в охранной зоне нефтепровода, а также в охранной зоне кабельной линии связи, установленной в силу Постановления «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи» от ДД.ММ.ГГГГ

Наличие наземных объектов линейного сооружения связи обусловлено необходимостью обслуживать нефтепровод, создавая безопасные условия транспортировки нефти. Эти объекты, в том числе НУП 5/2, были построены до возникновения у ответчика А прав на земельный участок, при приобретении которого землепользователь должен был видеть наличие указанного объекта на участке и при межевании из его массива исключить контур под существующим наземным объектом НУП 5/2, в границах, необходимых для его эксплуатации.

Линейное сооружение - кабельная линия связи «Башкултаево-Альметьевск» внесена в ГКН как ранее учтенный объект недвижимости с кадастровым номером 0:0:0:957, право собственности зарегистрировано в 2011 году.

Площади образуемых участков под наземные объекты КЛС устанавливаются в соответствии со строительными нормами отвода земель для линий связи (СН 461-74 от ДД.ММ.ГГГГ N 461-74), согласно которым размеры земельных участков под необслуживаемые усилительные (регенерационные) пункты составляют от 0,001 до 0,021 га. Площадь образуемого земельного участка в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ соответствует установленным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков. Ввиду того, что НУП 5/2 представляет собой контейнер связи (цистерна), расположенный на возвышенности (насыпи) с организованными вокруг минерализованными полосами, площадь его равна 85 кв.м и рассчитана исходя из фактически занимаемых размеров, необходимых для эксплуатации объекта в соответствии с разрешенным использованием (п.4 ст.11.9 Земельного кодекса РФ), то есть по нижнему краю обвалования насыпи, но не превышает допустимые.

НУП 5/2 был построен в 1988 г. в связи с чем, при межевании земельного участка с кадастровым номером из его массива подлежал исключению земельный участок, занятый указанным объектом, в границах, необходимых для его эксплуатации, который в силу прямого указания закона, а именно ст.87,91 Земельного КодексаРФ,_ относится к землям промышленности.

Когда в 1980 г. происходило строительство нефтепровода «Пермь-Альметьевск» и сопутствующих сооружений, в том числе кабеля связи «Башкултаево-Альметьевск», на основании Решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ В данном Решении указано, что на территории <адрес> непосредственно у колхоза «Новый путь» было изъято всего 41,1 га земель, во временное пользование - 39,7 га. Таким образом, 1,4 га отошли в постоянное пользование эксплуатирующей организации и при передаче сельхоз угодий в общую долевую собственность частных лиц и предприятий остались в государственной собственности, которой на данный момент распоряжается администрация Еловского сельского поселения.

Таким образом, земельный участок, занятый НУП 5/2, законно существует в своих границах с момента ввода в эксплуатацию кабельной линии связи в 1988 году и должен находиться в государственной (муниципальной) собственности, которой распоряжается Еловское сельское поселение <адрес>. Следовательно контур земельного участка, занятый НУП 5/2, включен в границы учтенного земельного участка с кадастровым номером незаконно.

Возможной причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером , ввиду недостаточной изученности территории указанного участка.

Ошибка, допущенная в ходе кадастровых работ кадастровым инженером, воспроизведена в государственном кадастре недвижимости, что выражено в фиксировании в нем ошибочных координат характерных точек границ участка.

Воспроизведенная в кадастровом реестре ошибка в отношении местоположения границы смежного участка является препятствием в осуществлении кадастрового учета участка под НУП 5/2, а значит, препятствием в осуществлении законного права истца на оформление земельного участка, а, следовательно и на владение и распоряжение им.

В судебное заседание представитель истца АО «Связьтранснефть» не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (том 1 л.д.184). О причинах не явки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступило.

Ответчик А, являющаяся также представителем третьего лица по делу К, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом (том 1 л.д.198). О причинах не явки не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания от нее не поступило.

Ранее в письменных возражениях на иск ответчик указывала, что с заявленными исковыми требованиями не согласна по следующим основаниям.

Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 72 000 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, севернее <адрес> ) принадлежит ей на праве общей долевой собственности, доля в праве 1\2. Также 1\2 доля этого участка на праве общей долевой собственности принадлежит К

В права собственности на земельный участок с кадастровым номером она вступила ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ .

Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ Межевой план подготовлен Ф на основании проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (Статья 13.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.")

При подготовке Ф проекта межевания в газете <адрес> «Искра Прикамья» (11359) от ДД.ММ.ГГГГ опубликовывалось извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков. АО «Связьтранснефть» не изъявило желание ознакомиться с проектом межевания земельных участков, возражений но проекту межевания земельных участков так же не поступало. В связи с действующим земельным законодательством (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Земельного Кодекса РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), после согласования границ с обратившимися собственниками был выделен земельный участок с кадастровым номером <адрес>

Действующим законодательством РФ,при выделе земельных участков в счет земельных долей определен исчерпывающий порядок согласования границ земельных участков, требования о согласовании границ с владельцами сооружений отсутствуют. Таким образом, при вступлении в права собственности на земельный участок с кадастровым номером она действовала в соответствии с действующим земельным законодательством РФи Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировало ее право на земельный участок с кадастровым номером.

Полагает также, что в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером Т, отсутствует обоснование площади, необходимой для обслуживания НУП 5/2, непонятно каким образом истец будут пользоваться этим земельным участком и обслуживать ПУП 5\2, если эта земля будет находиться внутри ее земельного участка. Граница земельного участка под НУП 5/2 площадью 85 кв.м. не согласована в установленном законом порядке, а именно: нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков (ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Ранее указанная земля относилась к коллективно-долевой собственности дольщиков колхоза «Новый путь» <адрес>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешена только для использования сельскохозяйственного производства.

Третьи лица по делу К и Ф в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещена надлежащим образом (том 1 л.д.182,191). О причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило.

Представители третьих лиц администрации Еловского сельского поселения и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, а также третье лицо Т в судебное заседание также не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом (том 1 л.д.180,194). От них в суд поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица администрации Еловского сельского поселения также указал, что предварительно согласованный предоставляемый земельный участок площадью 85,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Еловское сельское поселение, под объект связи - НУП 5/2 кабельной линии связи «Башкултаево-Альметьевск», был отнесен к категории земель «земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения», вид разрешенного использования «связь», на основании заявления АО «Связьтранснефть» и технического паспорта сооружения, в соответствии с положениями ст.11.10, ст.88 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Третье лицо Т указала, что заявленные исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить. Ранее в письменных пояснениях по делу указывала, что является кадастровым инженером, проводила землеустроительные работы по заявке АО «Связьтранснефть». В процессе рассмотрения результатов полевых геодезических работ и запрошенных сведений ГКН на территорию <адрес>, было установлено, что НУП 5/2 расположен в границах учтенного земельного участка с кадастровым . В связи с выявленным наложением был подготовлен межевой план образованию земельного участка под НУП 5/2 из земель государственной собственности с одновременным уточнением границы смежного земельного участка с кадастровым Кроме того, согласно имеющимся сведениям ГКН в адрес правообладателя земельного участка А направлено письмо с просьбой согласовать границы для устранения выявленной кадастровой ошибки в досудебном порядке. Ответов или возражений не поступало.

На основании подготовленного ей межевого плана с заключением, где подробно описана обнаруженная кадастровая ошибка, орган кадастрового учета принял соответствующее решение о необходимости исправления кадастровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ и направил его в адрес заинтересованных лиц.

Объект связи НУП 5/2 находится в границах охранной зоны нефтепровода (учетный .19.2.5), установленной в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, также в границах охранной зоны кабельной линии связи с учетным .ДД.ММ.ГГГГ, установленной в силу Постановления "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи" от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные Правила приняты и действовали на период приобретения А прав на свой земельный участок вне зависимости от момента внесения соответствующих сведений об охранной зоне в ГКН.

Наличие объектов линейного сооружения связи обусловлено необходимостью обслуживать нефтепровод, создавая безопасные условия транспортировки нефти. Указанные объекты, в том числе НУП 5/2, были построены до возникновения у А права собственности на земельный участок, при образовании которого путем выделения в счет доли, она должна была видеть наличие указанного объекта. При межевании данного земельного участка кадастровый инженер Ф должен был исключить контур под уже существующим наземным объектом НУП 5/2 в границах, необходимых для его эксплуатации, чего сделано не было.

Кабельная линия связи «Башкултаево-Альметьевск», в состав которой входит НУП 5/2 была возведена как сопутствующее сооружение при строительстве нефтепровода «Пермь-Альметъевск» для обеспечения всеми видами технологической и оперативно-производственной связи объектов транспорта и добычи нефти в соответствии с правилами эксплуатации магистральных нефтепроводов.

В соответствии с требованиями ст. 37 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент передачи земель государственной собственности в частную, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Таким образом, исключительное право пользования земельным участком у АО «Связьтранснефть» возникло в 1994 г. при переходе права на линейный объект. Кроме того, руководствуясь ст.4 и ст.5 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, регламентирующими отнесение земель к категориям в соответствии с основным целевым назначением земель, испрашиваемый земельный участок с момента изменения целевого назначения в 1990 году был отнесен к категории земель промышленности и иного специального назначения.

В соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель пли земельных участков из одной категории в другую» в случае если категория земельного участка не указана в документах ГКН, правоустанавливающих документах на земельный участок или правоудостоверяющих, органом местного самоуправления (администрация Еловского сельского поселения) было принято решение об отнесении земельного участка к землям промышленности в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Строительство нефтепровода «Пермь-Альметьевск» и сопутствующих сооружений, в том числе кабеля связи «Башкултаево-Альметьевск» происходило в 1980 г., на основании Решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от 25.01.1980г. В данном Решении указано, что на территории <адрес> непосредственно у колхоза «Новый путь» было изъято всего 41,1 га земель, во временное пользование - 39,7 га. Таким образом, 1,4 га отошли в постоянное пользование эксплуатирующей организации и при передаче сельхоз угодий в общую долевую собственность частных лиц и предприятий остались в государственной собственности, которой на данный момент распоряжается Администрация Еловского сельского поселения.

Согласование границ земельного участка под НУП 5/2 проводилось путем извещения правообладателя А посредством направления письма на имеющийся в ГКН почтовый адрес. Однако она не проявила желания устранить кадастровую ошибку в досудебном порядке. Ввиду невозможности (нежелания) устранения кадастровой ошибки правообладателями земельного участка путем подписания акта согласования, был подготовлен соответствующий межевой план и направлен в орган кадастрового учета для вынесения Решения о необходимости устранения кадастровой ошибки на основании ч.5 ст.28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшей передачи материалов в суд.

Учитывая изложенное, земельный участок, занятый НУП 5/2. законно существует в своих границах с момента ввода в эксплуатацию кабельной линии связи в 1988 году и но настоящее время находится в государственной (муниципальной) собственности. Таким образом, контур земельного участка, занятый НУП 5/2, включен в границы учтенного земельного участка с кадастровым номером незаконно.

При указанных обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца, ответчика, третьих лиц и представителей третьих лиц, о чем судо вынесено соответствующее определение.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» М в судебном заседании указала, что решение суда по заявленным исковым требованиям оставляет на усмотрение суда, также указала, что поддерживает предоставленный письменный отзыв.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» указал, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» утрачивают силу, за исключением отдельных положений, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Так, Закон орегистрации регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации (ГРП), государственного кадастрового учета (ГКУ) недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Закону о регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставлением предусмотренных Законом о регистрации сведений, содержащихся в ЕГРН.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, севернее д. Кресты, уточненной площадью 72 000 кв.м, поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ в период действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером СВ. Фотипым.

По сведениям ЕГРН правообладателем земельный участок на праве общей долевой собственности является ответчик А, а также К по 1/2 доле в праве у каждой.

Закон, вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ предусматривает реестровую и техническую ошибку, понятие кадастровой ошибки отсутствует.

Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, предусмотрен ст.61 закона о регистрации.

Согласно части 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с ч. 6 ст. 61, орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки… Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

При этом, согласно ч.4 ст.61 Закона о регистрации в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

К1, участвующий в судебном заседании в качестве специалиста, дал следующие пояснения и консультации. Указал, что работает кадастровым инженером с 2012 г., вообще компания, которую он возглавляет ООО «Землемер 59» работает в сфере землеустройства с 2009 г., работали изначально на основании лицензии. Также пояснил, что публичная кадастровая карта существует с 2011 г. и находиться в открытом доступе. По сути это публичный информационный ресурс Росреестра, который основывается в том числе на данных спутниковой съемки. В ней отражаются сведения и информация о земельных участках, их номерах, а также их исходных данных, которые представляют собой сведения испрашиваемые у собственника. Межевой план готовится кадастровым инженером. В нем в первую очередь указываются исходные данные, а именно правоустанавливающие документы, данные о приборах, средствах измерения, которыми пользовался кадастровый инженер. При изготолвении межевого плана кадастровый инженер в соответствии с нормами действующего законодательства при определении границ земельного участка и проведении собственно межевания осуществляет вначале подготовительные работы - запрашивает сведения из ГКН, подготавливает схему расположения земельного участка. В межевом плане обязательно должна быть схема геодезических построений. На ней отражается в том числе каким пунктов опорно-межевой сети (ОМС) воспользовался инженер при определении границ земельного участка. По сути это не перемещаемые объекты или сооружения, которые находятся на земле. При подготовке и изготовлении межевого плана согласно требований закона, кадастровый инженер обязан в любом случае выехать на место и провести натурный осмотр земельного участка, границы которого устанавливаются, межуются. До составления межевого плана в соответствии с требованиями федерального закона при выделе земельной доли сельскохозяйственного назначения за счет пая, кадастровый инженер готовит и составляет проект межевания земельного участка. Составляется выписка по земельному участку, устанавливается свободная территория. Затем информируются, извещаются все дольщики единого землепользования, которые имеют право выдела своих долей. При выезде на местность, где предполагается определение границ земельного участка, и осмотре земельного участка, кадастровый инженер должен убедиться в отсутствие наземных объектов. Если такой объект обнаружен, то кадастровый инженер обязан запросить о нем сведения в ГКН. В случае, если сведения об этом объекте капитального строительства (ОКС) есть в ГКН, то кадастровый инженер обязан сделать его привязку к земельному участку, то есть выделить его границы, исключить из границ образуемого земельного участка. Должен также об этом сообщить лицу - заказчику межевого плана. Если сведения об ОКС отсутствуют в ГКН, то данные о таком объекте, его описание, в любом случае подлежат отражению как в проекте межевания, так и межевом плане. В межевом плане также должны быть отражены сведения о запросах по выявленным ОКС в ГКН. В проекте межевания и межевом плане, выполненном кадастровым инженером Ф сведения о том, что он делал соответствующие запросы в ГКН отсутствует, соответственно нет в них и описания каких-либо наземных объектах, так как информация о них не выяснялась. Указанный объект, а именно о котором идет речь в иске НУП 5/2, кадастровым инженером Ф идентифицирован не был. Из представленных в деле кадастровых выписок по спорному земельному участку, технического паспорта кабельной линии связи видно, что установлена соответствующая охранная зона линейного сооружения. Сведения об охранной зоне вносятся на основании зарегистрированного права собственности на линейное сооружение. Направление и границы охранной зоны определяются исходя из технического паспорта линейного сооружения или путем выхода на местность, где расположен объект, то есть на основании документов предоставленных собственником или путем проведения кадастровых работ. Судя их охранной зоны, существующей в сведениях кадастрового учета, а именно выписке по земельному участку ответчика, там расположен линейный объект с каким-то отдельно стоящим в стороне наземным объектом. <адрес>ней мере это подтверждает и графическая часть выписки.

Выслушав представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», изучив доводы искового заявления, письменные возражения ответчика, письменные пояснения третьих заинтересованных лиц по делу, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в гражданском деле, обозрев материалы гражданского дела г. по иску ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» к А о признании кадастровой ошибки, установлении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка, суд приходит к следующему.

Установлено, что правообладателями земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, севернее д. Кресты, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по 1/2 доле в праве общей долевой собственности, являются А и К Участок является учтенным, сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Ф (том 1 л.д.146-147).

В соответствии с заключением кадастрового инженера Т, содержащегося в межевом плане, составленном по заказу АО «Связьтранснефть», в связи с образованием земельного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, Еловское сельское поселение, следует, что на образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства (НУП 5/2 Линейного сооружения - Кабельная линия связи «Башкултаево-Альметьевск). Доступ к образуемому земельному участку установлен согласно п.103 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ через Охранную зону Линейного сооружения, которая была установлена в силу закона в соответствии с «Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . При проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых наземными объектами кабельной линии связи «Башкултаево-Альметьевск» кадастровым инженером Т установлено, что образуемый для нужд АО «Связьтранснефть» земельный участок расположен в границах ранее учтенного участка с кадастровым номером . Выявлено, что при постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка в 2013 году кадастровым инженером Ф была допущена ошибка, так как из землепользования не исключена часть, занятая промышленными объектами, а именно на указанном земельном участке под наземным объектом НУП 5/2. Кроме того, при образовании указанного участка землеустроительная организация совместно с правообладателем должны были согласовать границы со всеми владельцами инженерных сетей, промышленных сооружении, а также зданий и строений. В отношении промышленного объекта НУП 5/2 данное согласование землеустроительной организацией с АО «Связьтранснефть» проведено не было. Земельный участок, занятый НУП 5/2, должен формироваться из земель промышленности, находящихся в государственной собственности в соответствии со схемой расположения на кадастром плане территории. В соответствии с п.2 ч.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ допущенная кадастровым инженером Ф ошибка квалифицируется как кадастровая ошибка (том 1 л.д.10-40).

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> принято решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (том 1 л.д.41-43).

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, до ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утратили силу, за исключением отдельных положений, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Так, Закон о регистрации регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Закону о регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных Законом о регистрации сведений, содержащихся в ЕГРН.

Согласно ч.7 ст.1 Закон о регистрации, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости.

Частью 3 ст.1 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация права на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч.3,4 ст.61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

В соответствии с ч.6 указанной статьи Закона, орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

Процедура исправления кадастровой ошибки установлена в Порядке и способах направления органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденном Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 136.

Установлено, что Линейное сооружение «Кабельная линия связи «Башкултаево - Альметьевск», в том числе входящий в нее наземный необслуживаемый усилительный пункт 5/2 (НУП 5/2), расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, севернее д. Кресты, была построена в качестве сопутствующего объекта (сооружения), строящегося нефтепровода «Пермь - Альметьевск», в период с 1980 г. по 1988 г. (том 1 л.д.44-51).

Право собственности на Линейное сооружение «Кабельная линия связи «Башкултаево - Альметьевск» за истцом АО «Связьтранснефть» зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ на основании Плана приватизации государственного предприятия - Производственное объединение связи, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от ДД.ММ.ГГГГ -р и Пообъектного перечня зданий и сооружений государственного предприятия - Производственное объединение связи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (тои 1 л.д.34).

Таким образом, фактически в эксплуатацию Линейное сооружение «Кабельная линия связи «Башкултаево - Альметьевск», в том числе с существующими и функционирующими наземными объектами связи, было введено в 1988 г.

При этом, при строительстве как нефтепровода, так и сопутствующих сооружений к нему, к которым в том числе относится КЛС, в 1980 г. на основании Приложения к Решению исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.46-47) от землепользователей, в том числе колхоза «Новый путь» <адрес> для Управления Северо-западных магистральных нефтепроводов, было изъято всего 41,1 Га, при этом во временное пользование изымалось 39,7 Га.

Из указанной информации объективно и последовательно, по убеждению суда следует, что 1,4 Га остались в ведении предприятия для нужд которого земельные участки изымались под наземными промышленными объектами. Следовательно, на момент ввода КЛС в эксплуатацию, то есть 1988 г., указанная часть земельных участков осталась в государственной собственности и землепользователям обратно, в том числе Колхозу «Новый путь», была не передана. В связи с чем, в последующем при предоставлении земельных участков в счет земельных долей сельскохозяйственного назначения, земельные участки, расположенные под наземными промышленными объектами, подлежали исключению из границ земельных участков, выделяемых в счет указанных долей.

Согласно Технического паспорта КЛС «Башкултаево - Альметьевск» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.83-95; том 1 гражданского дела л.д.123…- 130… - 150… - 172), последовательно усматривается, что цистерна связи - НУП 5/2, действительно существует и входит в состав линейного сооружения КЛС, в качестве наземного объекта связи в виде металлического сооружения на свайных металлических опорах, размером 3,2 кв.м. и расположена на территории <адрес>).

Данные технического паспорта и обстоятельства изложенные в исковом заявлении относительно того, что НУП 5/2 представляет собой фактически наземный контейнер связи, металлическую цистерну, расположенную на возвышенности с организованной вокруг минерализованной полосой, объективно и последовательно подтверждаются топографической спутниковой съемкой, имеющейся как в межевом плате, выполненном кадастровым инженером Т (том 1 л.д.30), так и сведениями публичной кадастровой карты, представляющими собой также спутниковую съемку участка местности расположения земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, севернее <адрес> 1 л.д.119) и кадастровой выпиской по указанному земельному участку, а именно сведениями, содержащимися в разделе 4 - план (чертеж, схема) части земельного участка: учетный и соответствующей установленной разделом 4.1 выписки, охранной зоной Линейного сооружения - Кабельная линия связи «Башкултаево - Альметьевск» в границах <адрес> (59.ДД.ММ.ГГГГ), конфигурация которой (границы) соответствуют фактически расположенным на местности линейному объекту с имеющимся и находящемся чуть в стороне наземным объектом, по факту НУП 5/2 (том 1 л.д.59-60; том 2 л.д.55,62-63).

Право общей долевой собственности, доля в праве 1/1212 на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 36640929 кв.м., местонахождение объекта: <адрес>, в земельном участке предоставленном колхозом «Новый Путь», зарегистрировано за А ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.220), на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ В тот же время, по такому же основанию в отношении указанного земельного участка, без выдела доли в натуре, было зарегистрировано и право общей долевой собственности К (том 2 л.д.219).

В последующем, право общей долевой собственности (доля в праве 1/2 ) собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 72 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, севернее , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, зарегистрировано в установленном законом порядке за А ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.54-56;147). На этот же участок доля в праве 1/2 зарегистрирована в тоже время в отношении К (том 1 л.д.146).

Право общей долевой собственности, 1/2 доля в праве, было зарегистрировано за А в соответствии с положениями Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ, на основании кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей на земельные участки от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, а также проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, изготовлено кадастровым инженером Ф (том 1 л.д.147).

Согласно письменного отзыва кадастрового инженера Ф, данного в рамках гражданского дела по искуФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» к А о признании кадастровой ошибки, установлении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка (том 1 л.д.142-145), следует, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером устанавливалось им в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного им на основании проекта межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ В ходе выполнения работ по подготовке проекта межевания, в том числе, в газете <адрес> «Искра Прикамья» от ДД.ММ.ГГГГ им опубликовывалось извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков. Никаких возражений и предложений по доработке проекта межевания от заинтересованных лиц, в том числе от АО «Связьтранснефть» в адрес кадастрового инженера и органа кадастрового учета не поступало. На момент проведения кадастровых работ в отношении земельного участка , сведения об объектах капитального строительства кабельной линии связи «Башкултаево-Альметьевск», в состав которой входит НУП 5/2, в государственном кадастре недвижимости отсутствовали. Факт отсутствия сведений подтверждается Уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений . Действующим законодательством Российской Федерации при выделе земельных участков в счет земельных долей определен исчерпывающий порядок согласования границ земельных участков, требования о согласовании границ с владельцами сооружений отсутствуют. Таким образом, в отношении земельного участка кадастровые работы были проведены в соответствии с нормами законодательства.

Между тем, ни при согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номеров , ни при подготовке проекта межевого плана, ни при составлении самого межевого плана по указанному земельному участку, кадастровый инженер Ф соответствующую информацию по объектам капитального строительства, которые могут находиться на указанном земельном участке, образуемом в счет выделения земельных долей сельскохозяйственного назначения, для А, а также К, в том числе Линейному сооружению - кабельной линии связи «Башкултаево - Альметьевск», в состав которого входит наземный объект НУП 5/2, фактически расположенный на указанном участке, из сведений государственного кадастра недвижимости, не запрашивал. Каких-либо достоверных сведений подтверждающих это, ни проект межевания земельных участков, подготовленный Ф ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный А и К ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.167-200), ни сам межевой план (л.д. 7-27 том 1 гражданского дела ), не содержат. В частности, данных о наличии в распоряжении кадастрового инженера Ф каких-либо уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых им сведений, относительно объектов капитального строительства, на названном земельном участке, реквизит "1" раздела "Исходные данные" межевого плана и проекта межевания, представляющего «Перечень документов, используемых при их подготовке», не содержится.

Имеющееся в материалах дела Уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений (том 1 л.д.35), на которое в своем отзыве указывает Ф, по убеждению суда, к его деятельности по подготовке проекта межевания земельных участков и межевого плана, не относиться.

Указанное уведомление датировано ДД.ММ.ГГГГ, и было предоставлено по запросу неустановленного лица за от ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя фактичекски 5 месяцев после изготовления Ф проекта межевания земельных участков и межевого плана, на основании которых, в том числе было зарегистрировано право общей долевой собственности А и К на земельный участок .

По убеждению суда, указанное уведомление не соответствует действительности, поскольку право собственности у истца объект права КЛС «Башкултаево - Альметьевск» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.34), также согласно содержания уведомления, не установленным лицом запрашивались сведения о сооружении, расположенном по адресу: <адрес>, Удмуртская Республика, ОП-21, Башкултаево-НУП 9/3. Таким образом, сам по себе запрос в отношении запрашиваемой информации относительно объекта недвижимости, информация по которому из ГКН испрашивалась, составлен не полно, некорректно.

Кроме того, при подготовке проекта межевания земельных участков и межевого плана, кадастровым инженером Ф, как он сам в них указывает, в реквизите "1" раздела "Исходные данные" - документы, используемые при подготовке, строка «4», использовались «Планшеты масштаба 1: 10 000, представляющие собой фактически картографические материалы, то есть, как указано в столбце «3» исходных данных межевого плана и проекта межевания - это аэрофотосъемка ФГУДП Уралземкадастрсъмки.

В связи с указанными обстоятельствами, с учетом того, что на земельном участке, границы которого устанавливались и в отношении которого Ф составлялся межевой план, расположен наземный объект - НУП 5/2, что визуально определяется, исходя из сведений о расположении объекта НУП 5/2, относительно земельного участка , имеющихся на публичной кадастровой карте, представляющей по существу также аэрофотосъемку (том 1 л.д.119), схемы расположения земельных участков, имеющейся в межевом плане кадастрового инженера Т, представляющую собой схему земельного участка, отображенную на аэрофотосъемке местности расположения земельного участка, что также объективно установлено: Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.44-47); кадастровой выпиской по земельному участку том 2 л.д.1-92); техническим паспортом КЛС «Башкултаево - Альметьевск» вместе с ситуационным планом объекта и его планом (л.д.123-175 том 1 дела ), при выполнении работ по межеванию, кадастровый инженер Ф должен был видеть указанный наземный промышленный объект, расположенный в границах выделяемого им в счет земельных долей сельскохозяйственного назначения. Следовательно, обязан был принят соответствующие меры к его идентификации, истребованию соответствующей информации об объекте из ГКН, выяснению заинтересованных лиц, являющихся собственниками указанного объекта, информированию их о проводимых в отношении данного земельного участка кадастровых работах, принять меры к исключению земельного участка, в границах которого расположен указанный объект, из образуемого земельного участка, о чем соответственно указать в проекте межевания земельных участков и межевом плане.

Однако, по указанным выше обстоятельствам, а также в связи с тем, что на местность кадастровый инженер Ф, при осуществлении межевания не выходил, в противном случае, не увидеть существующим там фактически, визуализируемый даже на аэорофотосъемке (спутниковой съемке участка местности) наземный объект не мог, вышеперечисленные действия не совершил, что привело к ошибке при выполнении им кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером

В последующем указанная ошибка, допущенная в ходе кадастровых работ кадастровым инженером, была воспроизведена в государственном кадастре недвижимости.

При этом, указанная ошибка в отношении местоположения границ смежного участка является препятствием в осуществлении кадастрового учета земельного участка под наземным объектом НУП 5/2, следовательно препятствует в осуществлении права истца на оформление данного земельного участка.

Формальный в данном случае подход кадастрового инженера при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером связанный лишь соблюдением норм права, содержащихся в ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при указанных обстоятельствах, был не допустим. Что также явилось, по убеждению суда, причиной реестровой ошибки, воспроизведенной на основании межевого плата кадастрового инженера Ф в Едином государственном реестре недвижимости.

При указанных обстоятельствах, в целях исключения кадастровой (реестровой) ошибки, кадастровому инженеру, необходимо было в полной мере руководствоваться нижеследующими положениями закона.

Так, в соответствии со ст.1Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности", кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер)…

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.29.1 указанного Закона, кадастровый инженер имеет право: требовать при выполнении кадастровых работ от заказчика кадастровых работ обеспечения доступа на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, от заказчика кадастровых работ или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, предоставления документации, необходимой для выполнения соответствующих работ, если иное не установлено договором подряда на выполнение кадастровых работ.

Согласно пп.1,13 ч.2 названной статьи Закона, кадастровый инженер обязан: соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; выполнять иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартами осуществления кадастровой деятельности и правилами профессиональной этики кадастровых инженеров.

Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О кадастровой деятельности").

Согласно ч.7,8 ст.39 Закона, согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ).

При этом, частями 1 - 3 ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктами 16,17, Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 388 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков", проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории.

При необходимости для подготовки Проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В таблице раздела "Исходные данные" в отношении использованных при подготовке Проекта межевания: 1) картографических материалов - дополнительно к основным реквизитам документов указываются: масштаб, дата создания и дата последнего обновления; 2) землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, - указываются: регистрационный номер, дата передачи на хранение и наименование органа (организации), осуществляющего хранение такой документации (п.29 Требований).

Согласно п.50 и 53 Требований, Раздел графической части Проекта межевания "Проектный план" оформляется на основе сведений кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, указанных в составе раздела "Исходные данные".

При отсутствии в указанных кадастровом плане соответствующей территории или кадастровой выписке о соответствующем земельном участке сведений картографической основы государственного кадастра недвижимости Проектный план подготавливается с использованием картографических материалов масштаба 1:50000 и крупнее.

На Проектном плане отображаются, в том числе, местоположение природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границ образуемых земельных участков совпадают с местоположением внешних границ таких объектов).

Также, согласно действующего на момент выполнения кадастровым инженером Ф межевых работ по земельному участку , положений Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (п.21 указанных Требований).

В соответствии с ч.7 ст.13.1 Закона №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1080-220 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>", информационное сообщение: о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков; о необходимости согласования проекта межевания земельного участка, подлежит опубликованию за счет средств заявителя в определенных <адрес> средствах массовой информации, предназначенных для распространения в <адрес> и(или) муниципальном районе по месту расположения земельных участков (земельных долей), а также иными способами, определенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с п.1.2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 293-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реализации <адрес> "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>", в целях реализации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1080-220 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>" определено, что официальным средством массовой информации для опубликования информационных сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения за счет средств заявителя, предназначенным для распространения в <адрес>, наряду с такими официальными средствами массовой информации в муниципальных районах <адрес> по месту расположения земельных участков (земельных долей), является также пермская краевая независимая газета "Звезда".

Между тем, не смотря на это, а также то обстоятельство, что представительства и филиалы АО «Связьтранснефть» на территории <адрес> отсутствуют, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельного участка , кадастровым инженером Ф было сделано лишь в местом средстве массовой информации <адрес> - Газете «Искра Прикамья» (том 2 л.д.205), что по объективным причинам исключило возможность доведения опубликованной в ней информации до АО «Связьтранснефть» и принятия соответствующих мер реагирования.

Наличие кадастровой ошибки (реестровой ошибки), воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости) на основании проекта межевания земельных участков и межевого плата, подготовленных кадастровым инженером Ф, при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка , подтверждается помимо доводов представителя истца, а также вышеперечисленных судом письменных доказательств, также иными письменными доказательствами, в частности: заключением кадастрового инженера Т, сделанным в межевом плане (том 1 л.д.27); Решением от ДД.ММ.ГГГГ «О необходимости устранения кадастровой ошибки», принятым специализированным, специально уполномоченным на это в указанной сфере деятельности органом, а именно Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Решением от ДД.ММ.ГГГГ инженера Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> (том 1 л.д.41-43,81-82; л.д.30-35 том 1 дела ), не доверять которым у суда оснований не имеется. Помимо этого об указанной кадастровой (реестровой) ошибке свидетельствуют пояснения третьего лица по делу, кадастрового инженера Т (том 1 л.д.112-113); пояснения специалиста - кадастрового инженера К1, данные в ходе судебного заседания.

Вместе с тем, несмотря на признание реестровой ошибки, по убеждению суда, в удовлетворении требований истца относительно изменения местоположения границ земельного участка , согласно координатам со значениями: 1 представленными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Т, путем включения в его границы внутреннего контура по указанным координатам, должно быть отказано.

Суд считает необходимым разъяснить истцу, что заявленные исковые требования при данной формулировке удовлетворены быть не могут, по причине не возможности исполнения решения в данной части, поскольку истцом наряду с указанным заявленным требованием, должны быть оспорены результаты межевания в части определения границ земельного участка с кадастровым номером , установленные межевым планом (проектом межевания земельных участков), подготовленных кадастровым инженером Ф

В связи с указанными обстоятельствами, рекомендовать истцу, после вступления указанного решения суда в законную силу обратиться в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> за исправлением реестровой ошибки, после чего, в случае возникновения необходимости обратиться в суд с соответствующим исковым требованием о признании недействительными результатов межевания в части определения границ земельного участка с кадастровым номером установленных на основании межевого плана кадастрового инженера Ф и уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , согласно координат точек с соответствующими значениями, установленными межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера Т

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования АО «Связьтранснефть» к А удовлетворить частично.

Признать реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты его вынесения.

Судья -       В.С. Полыгалов

2-118/2017 (2-1971/2016;) ~ М-1930/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО "Связьтранснефть"
Ответчики
Алимова Ильмуриат Зиявовна
Другие
Администрация Еловского сельского поселения
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю
Клячина Евгения Михайловна
Кадастровый инженер Ткачева Екатерина Сергеевна
Кадастровый инженер Фотин С.В.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Полыгалов Вячеслав Сергеевич
Дело на странице суда
osa--perm.sudrf.ru
29.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2016Передача материалов судье
29.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2017Судебное заседание
01.02.2017Судебное заседание
14.02.2017Судебное заседание
01.03.2017Судебное заседание
10.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2017Дело оформлено
18.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее