УИД 24RS0019-01-2018-000152-08
Дело № 2-2/2019
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре Токмашевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семеновой Л. А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Игарская городская больница» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Семенова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Игарская городская больница» о взыскании заработной платы. Требования мотивированы тем, что она работает в учреждении ответчика медсестрой с окладом 4.315 руб. Несмотря на то, что трудовое законодательство исключает (запрещает) применение уравниловки при установлении систем оплаты труда в организациях, запрещает дискриминацию, в краевом государственному бюджетному учреждении здравоохранения «Игарская городская больница» установлена уравниловка по оплате труда, что свидетельствует о наличии в учреждении дискриминации, что выражается в следующем. Базовый оклад в учреждении для работника 1 квалификационного уровня медицинского персонала установлен в размере 2.807 руб., из чего следует, что минимальная заработная плата этого работника с учетом районного коэффициента, процентной надбавки и доплаты до МРОТ составляет 26.791 руб. 20 коп. Для нее, работника 2 квалификационного уровня среднего медицинского персонала, минимальная заработная плата установлена в размере оклада 4.315 руб., районного коэффициента, процентной надбавки и доплаты до МРОТ, также составляет 26.791 руб. 20 коп., что свидетельствует о незаконности установления в учреждении системы оплаты труда. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации базовый оклад в красноярском краевом бюджетном учреждении не может быть менее МРОТ, а в МРОТ не включаются компенсационные (в том числе районный коэффициент и процентная надбавка) и стимулирующие выплаты. Считает, что базовый оклад не может быть менее МПОТ – 11.163 руб., поэтому у нее, как работника 4 квалификационного уровня ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал» минимальный оклад занижен в 3,98 раза и не может быть менее 17.173 руб. 70 коп. (11.163 руб. (МРОТ)/2.807 руб. (базовый оклад) х 4.315 руб. (установленный оклад). Таким образом, полагает, что заработная плата за январь месяц 2018 г. ей была занижена на 149.626 руб. 43 коп., за февраль месяц 2018 г. заработная плата занижена на 94.556 руб. 65 коп., за март месяц 2018 г. на 100.728 руб. 20 коп., всего на общую сумму 344.911 руб. 28 коп., которую просит взыскать с ответчика в свою пользу.
Истец Семенова Л.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась. При подаче искового заявления просила рассмотреть дело ее отсутствие.
Представитель ответчика КГБУЗ «Игарская ГБ», извещенной о месте и времени слушания гражданского дела, в судебное заседание не явился. Ответчик о причинах неявки своего представителя суд не уведомил, ходатайство об отложении слушания дела не представил.
Из представленных в материалы гражданского дела возражений видно, что КГБУЗ «Игарская ГБ» исковые требования Семеновой Л.А. не признает, указывая, что расчет заработной платы работника учреждения производится на основании Положения об оплате труда в рамках системы оплаты труда, установленной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», исходя из установленного оклада по занимаемой истцом должности, относящейся к 3 квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал». Просит в удовлетворении исковых требований Семеновой Л.А. отказать, так как работодателем соблюдены все условия начисления и выплаты заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство здравоохранения <адрес> и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес>.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился. Министерство о месте и времен слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не уведомило, ходатайство об отложении слушания дела и возражений относительно заявленных исковых требований не представило.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> в судебное заседание не явился. ТФОМС <адрес> о месте и времен слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом. Представитель Хаменков А.Ю., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя фонда, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.
Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Оплата труда, выполняемого в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод следует из системного толкования статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Согласно п. 42 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционного Суда Российской Федерации в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающими по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат работников, вязанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписания статья 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размета оплаты труда.
В соответствии со ст. 144 Трудового Кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Заработная плата работников государственных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, размеры которых конкретным работникам устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы в соответствии с размерами окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, определенных в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. Минимальные размеры окладов, ставок устанавливаются в примерных положениях об оплате труда (ст.ст. 1, 2).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п)«Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения <адрес>»установлены минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения <адрес>, по профессиональным квалификационным группам и по отдельным должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы (приложение №). Согласно указанного приложения № к постановлению профессиональная квалификационная группа «Средний медицинский и фармацевтический персонал»: 3 квалификационный уровень установлен минимальный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы - 4.315 руб.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Игарская городская больница» является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является <адрес>. Функции и полномочия от имени учредителя от имени <адрес> осуществляет, наряду с другими органами, Министерство здравоохранения <адрес>. Единоличным исполнительным органом учреждения является главный врач, который по согласованию с учредителем утверждает в пределах своих полномочий штанное расписание и структуру учреждения (п.п. 1.2, 1.3, 3.3, подп. «г» п. 3.3.1 Устава учреждения).
Оплата труда работников учреждения производится на основании Положения об оплате труда работников краевого бюджетного учреждения здравоохранения «Игарская городская больница», утвержденного главным врачом ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с представителем трудового коллектива и Министерством здравоохранения <адрес>, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным Положением предусмотрено установление оплаты труда с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; государственных гарантий по оплате труда; примерных положений об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом экономической деятельности; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; мнения представительного органа работников (п. 1.4). Минимальные оклады работникам учреждения определяются по профессиональным квалификационным группам и по отдельным должностям, не включенным в профессиональным квалификационным группам, в соответствии с приложением № к настоящему Положению (п. 2.1). Приложением № работникам профессиональной квалификационная группы «Средний медицинский и фармацевтический персонал», имеющим 3 квалификационный уровень, установлен минимальный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы - 4.315 руб.
Положение об оплате труда работников краевого бюджетного учреждения здравоохранения «Игарская городская больница» принято в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-3864, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п).
Судом установлено, что Семенова Л.А. работает в медицинской сестрой поликлиники КГБУЗ «Игарская ГБ». По условиям трудового договора работнику установлен оклад, районный коэффициент 60 %, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера. Дополнительным соглашением с ДД.ММ.ГГГГ работнику установлен оклад в размер 4.315 руб. в соответствии с 3 квалификационным уровнем.
Как следует из материалов дела: искового заявления, трудового договора с дополнительным соглашением к нему, заключенных между работником и работодателем, расчетных листов, заработная плата Семеновой Л.А. в период с января по март 2018 года начислялась исходя из установленного оклада по выполняемой работе медицинской сестры – 4.315 руб.
Доказательств самостоятельного, без учета положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок установления системы оплаты труда,базовых окладов (базовых должностных окладов) соответствующих профессиональных квалификационных групп, установления ответчиком должностного оклада истцу не представлено.
Ограничения того, что устанавливаемый работодателем минимальный оклад должен быть не менее минимального размера оплаты труда ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни другие федеральные и региональные нормативные акты, регулирующие оплату труда, не содержат.
Поскольку предметом спора по настоящему делу являются факты, свидетельствующие, по мнению истца, о том, что работодателем – краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Игарская городская больница» неверно установлен ее оклад, который должен соответствовать минимальному размеру оплаты труда, принимая во внимание, что вопросы установления и изменения должностных окладов работникам не относятся к компетенции суда, а также то, что заработная плата в период с января по март 2018 года истцу выплачивалась в соответствии с установленной у работодателя системы оплаты труда и схемой должностных окладов, условий трудового договора требования Семеновой Л.А. о взыскании заработной платы исходя из оклада в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, удовлетворению не подлежат как не основанные на действующем законодательстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Семеновой Л. А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Игарская городская больница» о взыскании заработной платы отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд <адрес>.
Председательствующий О.В. Безрукова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ