Дело № 2-283/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Соликамск 11 февраля 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре Захваткиной О.Б.,
с участием истца Олеховой Л.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Олеховой Л. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении в трудовой стаж периодов работы, обязании назначить пенсию,
у с т а н о в и л:
Олехова Л.В. обратилась в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о включении определенного периода в специальный стаж, обязании назначить пенсию, ссылаясь в иске на то, что Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от <дата> ей было отказано во включении в стаж по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» периода работы с <дата> по <дата> год в должности воспитателя детского комбината в совхозе <данные изъяты>, на основании того, что наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.1002 года № 781.
С данным решением ответчика истица не согласна, просит признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от <дата> незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж периода работы с <дата> по <дата> год, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы с <дата> по <дата> год в должности воспитателя детского комбината в совхозе <данные изъяты>, назначить ей пенсию с момента обращения – с <дата> года.
В судебном заседании истец Олехова Л.В. на иске настаивает, суду пояснила, что с <дата> имеет педагогический стаж, всего более 25 лет. С <дата> по <дата> год, т.е. 2 года 09 месяцев 28 дней, работала в должности воспитателя детского комбината в совхозе <данные изъяты> на постоянной основе, по <дата> осуществляла педагогическую деятельность. Затем был перерыв. С <дата> так же осуществляет педагогическую деятельность. В специальный стаж включены периоды педагогической деятельности, в том числе, в должности заведующей детского сада совхоза <данные изъяты>. На <дата> ее специальный стаж составил по данным Пенсионного органа 22 года 04 месяца 28 дней, что она не оспаривает. Детский комбинат это образовательно-воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста. Полагает, что периоды работы в нем должны быть включены в ее специальный стаж, есть основания для назначения пенсии.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, представила письменное возражение на иск, в котором сослалась на то, что наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в который засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.1002 года № 781.
Свидетель ФИО14 показала, что работала в <дата>-е годы в детском саду совхоза <данные изъяты> в должности заведующей, куда на работу в должности воспитателя после окончания образовательного учреждения пришла истица Олехова. Другого детского сада в совхозе не было. Проработав несколько лет, истица уволилась. В <дата> году она снова вернулась в детский сад, где работала в должности заведующей. Это то же самое образовательное учреждение.
Свидетель ФИО15 показала, что в <дата>-е годы работала в совхозе <данные изъяты> в должности секретаря отдела кадров. Знает, что по штатному расписанию совхозный детский сад назывался детским комбинатом. Туда в <дата> году на работу в должности воспитателя была принята истица Олехова. В <дата>-е годы она (свидетель) уже не работала в совхозе, но проживала в нем, в детский сад водила своего ребенка. Это был тот же детский сад. Олехова работала в нем в должности заведующей. Тогда детский сад переименовали в ясли-сад.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав представленные истцом доказательства, материалы дела, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических работников в учреждениях образования...
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим не менее 25 лет педагогическую деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей, устанавливается пенсия независимо от их возраста.
Пунктом 2 вышеназванной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 данной статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий, утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Списком поименованы воспитатели и дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сады (сады-ясли), детские ясли.
В соответствии с п. 14 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ», согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, в Определении от 05 ноября 2002 года, применение судом норм, утративших силу, но действовавших в спорные периоды является правильным.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.П. 17 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ ГРАЖДАН НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, следует иметь в виду, что в силу п.п. 19 и 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из ч. 2 ст. 120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных п.п. 19 и 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Судом установлено, что Олехова Л.В., окончив в <дата> году <данные изъяты> педагогическое училище, имея специальность «воспитатель дошкольных учреждений», с <дата> до <дата> и с <дата> до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей.
Согласно записям в трудовой книжке, <дата> истец была принята на работу воспитателем в детский комбинат совхоза <данные изъяты>, где проработала до <дата> года.
Детский комбинат совхоза <данные изъяты> впоследствии без изменения статуса и вида деятельности, переименован в детский сад.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела и исследованной судом копией трудовой книжки истца, показаниями свидетелей.
<дата> истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей пенсии с учетом п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Из решения пенсионного органа № от <дата> следует, что основанием для отказа в зачете спорного периода работы с <дата> по <дата> в льготный стаж является отсутствие в перечне дошкольных образовательных учреждений Списка <дата> г. наименования учреждения – «детский комбинат».
Последующие периоды работы истца с <дата> по <дата> год в должности исполняющей обязанности заведующей после переименования детского комбината в детский сад зачтены ответчиком в специальный стаж работы в бесспорном порядке.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений не предусмотрены ограничения относительно наименования детского дошкольного учреждения и не указано, что детский комбинат не относится к детскому дошкольному учреждению, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Удовлетворяя исковые требования о включении указанного периода работы истца в специальный стаж, суд приходит к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего до 01.01.2002 года – до момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В период работы истца в детском комбинате действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым были поименованы детские сады и объединенные ясли-сады, а также Список профессий и должностей работников народного образования..., утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, которым предусмотрены дошкольные образовательные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Ясли-сады были созданы на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 г. N 558 в результате объединения двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, что было произведено в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни.
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 года Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003 года (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Детский комбинат являлся образовательным учреждением для детей дошкольного возраста.
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что основной целью деятельности данного учреждения является образовательный процесс через реализацию образовательных программ - обучение и воспитание детей дошкольного возраста.
Исходя из изложенного, довод истца о необходимости включения периода работы в детском комбинате в специальный стаж суд находит правильным, поскольку истец работала в должности и в учреждении, поименованных действовавшим в спорный период законодательством, предусматривавшим, что педагогическая деятельность в должности воспитателя, являющаяся основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах, наименование которых соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», в связи с чем, представителя ответчика, изложенные в письменном возражении на исковое заявление, являются несостоятельными.
Кроме того, ответчиком не оспаривалось, что после переименования детского комбината в детский сад характер и условия работы истца не изменились, она продолжала работать в должности заведующей в детском дошкольном учреждении с 1990 года по 1996 год, то есть осуществляла педагогическую деятельность, непосредственно связанную с развитием, воспитанием и обучением детей дошкольного возраста.
Сроки назначения пенсии определены статьей 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
В ходе разбирательства дела суд установил, что <дата> истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Срок назначения трудовой пенсии истцу определяется судом со дня возникновения права на нее, обращения истца с соответствующим заявлением к ответчику, то есть с <дата> года.
Таким образом, суд полагает необходимым и законным включить в педагогический стаж истицы по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» период ее работы с <дата> по <дата> год в должности воспитателя детского комбината в совхозе <данные изъяты>, возложить на ответчика обязанность назначить истице пенсию с момента обращения, т.е. с <дата> года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Олеховой Л. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о возложении на ответчика обязанности о включении в трудовой стаж периодов работы, назначении пенсии с <дата> удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от <дата> незаконным в части отказа во включении в специальный трудовой стаж истицы периода работы с <дата> по <дата> год в должности воспитателя детского комбината совхоза <данные изъяты>.
Возложить на Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамск и Соликамском районе Пермского края обязанность включить в специальный стаж, дающий Олеховой Л. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы в должности воспитателя детского комбината в совхозе <данные изъяты> с <дата> по <дата> год.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамск и Соликамском районе Пермского края назначить Олеховой Л. В. пенсию с момента обращения, т.е. с <дата> года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца.
Судья Т.В. Крымских.