Дело № ...г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года ........
Судья Кондопожского городского суда Республики Карелия Сысоева О.В., при секретаре Авлас М.О., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Михалева Ю. Ю.ча,
у с т а н о в и л:
Начальником отдела контроля в сфере охраны объектов культурного наследия Управления по охране объектов культурного наследия РК Мелеевой А.А. составлен протокол об административном правонарушении № ... от ХХ.ХХ.ХХ по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Михалева Ю.Ю. по следующим основаниям.
В собственности Михалева Ю.Ю. находится объект культурного наследия «<...> в.» по адресу: ........ (Постановление Совета М. К. от ХХ.ХХ.ХХ № ...).
ХХ.ХХ.ХХ в ходе проверки Управления культурного наследия РК по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), установлено несоблюдение со стороны Михалева Ю.Ю. ряда требований Федерального закона № 73-ФЗ, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Михалев Ю.Ю. и его защитник Устинов И.А. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признали, возражали против привлечения к административной ответственности. При этом пояснили, что Михалев Ю.Ю. предпринимал попытки для сохранения объекта культурного наследия, однако поскольку до настоящего времени у него не оформлены права на земельный участок. Он лишен возможности выполнить все необходимые мероприятия по реставрации объекта, проект работ для этого не может быть разработан и утвержден ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на землю, а выполнять до решения вопросов с землей какие-то временные работы он считает нецелесообразным. Проведение консервационных работ при сохранении проблем с фундаментом из-за подземных вод будет являться бесполезным. Для полного комплекса восстановительных работ необходимо урегулирование земельных отношений.
Представители Управления по охране объектов культурного наследия РК Мелеева А.А. и Корехина А.С. в судебном заседании поддержали протокол и материалы дела об административном правонарушении, поскольку они основаны на нормах закона, подтверждаются фотоматериалами и показаниями свидетелей. Доводы о том, что неоформленные права на землю препятствуют выполнению предусмотренных законом мероприятий не основаны на законе, не освобождают собственника объекта от исполнения обязанностей, предписанных охранным обязательством. С учетом характера правонарушения, длительного непринятия собственником мер по сохранению объекта культурного наследия, что может привести к его разрушению и утрате, просили назначить административный штраф в размере 50 000 рублей.
Судья, заслушав участника процесса, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. За данное правонарушение установлено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, в собственности Михалева Ю.Ю. находится объект культурного наследия «<...> адресу: ........ (Постановление Совета М. К. от ХХ.ХХ.ХХ № ...). Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности ........ от ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ Михалевым Ю.Ю. подписано охранное обязательство в отношении принадлежащего ему на праве собственности объекта «Чугуноплавильный завод (доменный корпус и медеплавильный корпус), ........», в соответствии с которым он принял на себя обязательства: содержать и использовать здание в режиме, обеспечивающем его сохранность в соответствии с рекомендациями государственного органа охраны объектов культурного наследия – ГУ «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» (п. 1); своевременно проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы (п. 2); производить ремонт и реставрацию только на основании согласованной с Госорганом научно-проектной документации при наличии специального разрешения Госоргана и под его контролем (п. 3); содержать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 4); содержать объект культурного наследия и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии, а также содержать необходимое для обслуживания объекта и его территории охранное и противопожарное оборудование (п. 5). Мероприятия по обеспечению сохранности осуществляются за счет средств собственника объекта культурного наследия.
ХХ.ХХ.ХХ в ходе проверки Управления культурного наследия РК по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), установлено несоблюдение со стороны Михалева Ю.Ю. требований Федерального закона № 73-ФЗ:
- неудовлетворительное техническое, санитарное и противопожарное состояние объекта, охрана объекта не организована;
- территория используется под складирование материалов и конструкций, оставшихся от разборки поздних пристроек, состояние территории неудовлетворительное;
- сохранность объекта должным образом не обеспечивается, состояние объекта по сравнению с обследованием ХХ.ХХ.ХХ ухудшилось;
- собственником длительное время не проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия;
- информационные надписи и обозначения на проверяемом объекте согласно требованиям, установленным Федеральным законом № 73-ФЗ, постановлением Правительства РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П «Об отдельных вопросах установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения» отсутствуют.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Согласно п.1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Как следует из положений п. 1 ст. 47.3 закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (п. 1);
- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (п. 6);
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 8).
Вина Михалева Ю.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении; актом проверки по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-н/р; актом проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от ХХ.ХХ.ХХ № ...-с/р; актом проверки состояния объекта культурного наследия от ХХ.ХХ.ХХ; охранным обязательством по использованию объекта культурного наследия, находящегося в собственности граждан от ХХ.ХХ.ХХ.
В судебном заседании были приведены доводы Михалева Ю.Ю. и его защитника Устинова И.А. об отсутствии вины Михалева Ю.Ю, в совершении указанных нарушений ввиду отсутствия оформленных прав на землю и невозможности в силу этого провести в полном объеме установку дренажной системы и реставрационные работы. Проведение консервационных работ при сохранении проблем с фундаментом из-за подземных вод будет являться бесполезным. Для полного комплекса восстановительных работ необходимо урегулирование земельных отношений.
Данные доводы проверялись в ходе рассмотрения дела, их следует признать не основанными на правильном толковании норм права, они опровергаются представленными по делу как письменными доказательствами, так и показаниями свидетелей. Неурегулированность земельных отношений не является объективным обстоятельством, которое бы освобождало Михалева Ю.Ю. от исполнения требований охранного обязательства от ХХ.ХХ.ХХ, связанного с иным объектом недвижимости и имеющим иную правовую природу. В течение длительного времени с момента возникновения права собственности Михалев Ю.Ю. не был лишен права защищать свои права в отношении земельного участка, которые считает нарушенными, предусмотренными законом способами. Доказательств принятия всех необходимых мер по исполнению охранного обязательства в суд представлено не было.
Как следует из показаний Федоровой И.В. - директора Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия заместителя директора Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Федорова И.В., она с 1993 года работает в Центре, когда узнала об объекте культурного наследия под названием «Чугунно-плавильный завод» он уже находился в неудовлетворительном состоянии. В 2008, 2010 и в 2018 годах Центром составлялись акты технического состояния объекта. Для сохранения технического состояния объекта в первую очередь требуются консервационные работы, чтобы предотвратить процесс дальнейшего разрушения объекта (закрыть крышу рубероидом для предотвращения попадания влаги внутрь, закрыть доступ на объект третьим лицам), а в целом необходима реставрация в полном объеме, ею можно заниматься поэтапно. Для проведения реставрационных работ необходимы обращение в Центр, получение задания на проведение работ, получение разрешения на проведение работ. Подтверждение наличия подземных вод и установка в случае необходимости дренажной системы невозможны без обследования. Для проведения комплексных работ Михалеву Ю.Ю, не потребуются правоустанавливающие документы на земельный участок, если это будет реставрационные работы. Правоустанавливающие документы на земельный участок будут необходимы для установки дренажной системы. Для проведения восстановительных работ, которые не затрагивают земельный участок, правоустанавливающие документы на землю не нужны. Также на объекты культурного наследия не распространяется понятие «реконструкция», не него распространяется понятие «реставрация».
Главный специалист отдела обеспечения сохранности объектов культурного наследия Управления по охране объектов культурного наследия РК Куспак С.О. дала в качестве свидетеля следующие показания. Она по образованию архитектор – реставратор и как специалист делает вывод о том, что в настоящее время состояние объекта крайне неудовлетворительное, на ухудшение состояния влияет воздействие окружающей среды. С 2008 года произошло ухудшение состояния объекта, что четко видно на сравнительной фототаблице. В ее должностные полномочия входит выдача заданий и разрешений на проведение работ. Состав документов, необходимых для получения задания, утвержден на федеральном уровне и зависит от того, какие работы собирается выполнять собственник. При совершении консервационных работ не требуются правоустанавливающие документы на земельный участок, так как они не влияют на выдачу задания. В первую очередь для данного объекта необходимо выполнение консервационных работ для защиты от воздействия внешней окружающей среды. В случаях, когда речь идет о сохранении объектов культурного наследия существует особый порядок, который не регламентируется Градостроительным кодексом РФ. В зоне нахождения объекта культурного наследия устанавливается особый режим и особые условия использования земельного участка. Рекомендации и пояснения по поводу установки дренажной системы должна давать специализированная организация. Не исключает, что впоследствии может возникнуть вопрос с правом распоряжения земельным участком, так как дренажная система, если в ней возникнет необходимость, может затронуть разные земельные участки. Усиливающими мероприятиями для данного объекта могли бы являться выполнение непромокаемого настила на кровле, укрепление несущих конструкций здания, усиление кирпичной кладки (например, страховочной сеткой). Работы по усилению подкровельных конструкций не связаны с конструктивными характеристиками надежности и безопасности. Здание – это определенная конструктивная схема и не разделяется на несколько частей, при совершении реставрационных работ делаются все необходимые работы для восстановления объекта. Собственник обязан содержать свое здание в надлежащем состоянии и выполнять весь комплекс работ, направленный на его сохранение. В задание может быть включен весь перечень работ, которые заявляет собственник, но консервационные работы рекомендуется выделять отдельным заданием.
При составлении протокола нарушений законодательства допущено не было. Протокол составлен компетентным лицом, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
При назначении наказания Михалеву Ю.Ю. суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение Михалева Ю.Ю., пояснившего о ежемесячном доходе в размере 25 000 рублей. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, в данном случае не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, считаю необходимым определить Михалеву Ю.Ю., ранее не привлекавшемуся к административной ответственности, административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 7.13 ч. 2, 29.9, 29.10, 30.3 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 7.13 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░