Дело № 2-1057/2018
Изготовлено 28.05.2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 23 апреля 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при секретаре Гордеевой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Марины Олеговны к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области о признании незаконным приказа и его отмене, возложении обязанности по восстановлению сведений в территориальном реестре экспертов,
у с т а н о в и л:
Соколова М.О. обратилась в суд с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области о признании незаконным приказа и его отмене, возложении обязанности по восстановлению сведений в территориальном реестре экспертов.
В обоснование иска указала, что приказом ТФОМС ЯО от 04.05.2017 года №67/02 Соколова М.О. включена в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Ярославской области. Основанием для включения послужило ходатайство ООО «Страховая компания «Ингосстрах». После включения в реестр Соколовой М.О. было выполнено несколько экспертиз качества. Письмом от 23.08.2017 года истица уведомлена об исключении из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Из приказа от 22.08.2017 года №126/03 следует, что Соколова М.О. исключена из реестра в соответствии с п. 9 п.п. «д» приказа ФФОМС №230 от 13.12.2011 года «Об утверждении порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом ОМС и размещения его на официальном сайте территориального фонда ОМС в сети интернет. Истица полагает указанный приказ незаконным. Ссылается на Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи, Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи, указывает, что оснований, по которым истица была исключена из реестра, не имелось. Претензии относительно работы эксперта в адрес истца от организатора и/или субъекта контроля не поступало; сама истица с заявлением об исключении и реестра не обращалась.
В редакции уточненного иска истица просит признать незаконным и отменить приказ ТФОМС ЯО от 22.08.2017 года №126/03 об исключении Соколовой М.О. из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи Ярославской области; обязать ТФОМС ЯО восстановить сведения о Соколовой М.О. в территориальном реестре экспертов качества медицинской помощи.
В судебном заседании представители истца по доверенностям Власова Н.Н. и Потемкин В.А. доводы уточненного иска поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные его тексту. Указали, что решение об исключении из реестра должно содержать основания такого исключения.
Представители ответчика ТФОМС ЯО по доверенностям Сазонова Г.А. и Синькина Е.С. в судебном заседании доводы иска не признали. Дали пояснения аналогичные тексту письменных возражений на иск (л.д. 22-24). Пояснили, что в адрес Фонда поступило обращение органа исполнительной власти субъекта в сфере здравоохранения, в данном случае - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области о рассмотрении вопроса об исключении из реестра Соколовой М.О., что является самостоятельным основанием для вынесения решения об исключении из реестра. Причина исключения из реестра в данном случае не важна, поскольку такой обязанности Закон не устанавливает. Также указали на нарушения со стороны эксперта Соколовой М.О., допущенные ею при проведении экспертизы, что установлено и подтверждается проверкой по фактам, изложенным в письме ОРГАНИЗАЦИЯ, а также повторной экспертизой качества медицинской помощи.
Представители ГУЗ ЯО Станция скорой медицинской помощи по доверенностям Чернятина Г.А. и Хамицкая М.В. в судебном заседании доводы иска считали необоснованными, представили письменные возражения (л.д.19-20, т. 2) и дополнения к ним, дали пояснения аналогичные их тексту.
От Департамента здравоохранения и фармация Ярославской области в суд поступил письменный отзыв на иск (л.д.89-91) с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента. Указано, что Департаментом в установленном в Указе Губернатора Ярославской области от 23.09.2015 года №541 порядке, 22.08.2017 года посредством Единой системы электронного документооборота направлено письмо в адрес ТФОМС ЯО о рассмотрении вопроса об исключении Соколовой М.О. из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи, письмо подписано электронной подписью директора Департамента. Основанием для исключения послужило письмо <данные изъяты> от 18.08.2017 год №1072.
Директор филиала ООО СК «Ингосстрах-М» Осипенко Ю.В. в судебном заседании полагала исковые требования мотивированными и обоснованными, пояснила, что <данные изъяты> скрывает допущенные нарушения при оказании медицинской помощи и в дальнейшем препятствует объективной проверке качества оказываемых услуг. Экспертом Соколовой М.О. были выявлены нарушения со стороны ССМП, которая, в свою очередь, обратилась с жалобой на действия эксперта в Департамент здравоохранения и фармации ЯО и по результатам ее рассмотрения была исключена из реестра.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца Соколовой М.О. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 26.04.2017 года Фондом было получено ходатайство от филиала ООО «СК «Ингосстрах-М» г.Ярославль о рассмотрении кандидатуры Соколовой М.О. врача-специалиста по специальности «скорая медицинская помощь» для включения в территориальный регистр экспертов качества по соответствующей специальности.
04.05.2017 года Фондом принято решение о включении специалиста по скорой медицинской помощи Соколовой М.О. в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи по Ярославской области с присвоением персонального идентификационного номера 7800167 (приказ Фонда №67/02 от 04.05.2017 года).
22.08.2017 года в Фонд из Департамента здравоохранения и фармации №19-4045/17 посредством Единой системы электронного документооборота, установленного Указом Губернатора Ярославской области от 23.09.2015 года №541, поступило обращение о рассмотрении вопроса об исключении из территориального реестра Соколовой М.О. Основанием данного обращения послужили факты, изложенные в письме <данные изъяты> №1072 от 18.08.2017 года.
В силу п.7.1.ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, в том числе фамилию, имя, отчество, специальность, стаж работы по специальности, и иные сведения, предусмотренные порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи. Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом, в том числе размещение указанного реестра на официальном сайте территориального фонда в сети "Интернет", устанавливается Федеральным фондом.
Приказом ФФОМС от 13.12.2011 N 230 утвержден Порядок ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети "Интернет" (Зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2012 N 23086).
Пункт 9 Порядка предусматривает основания исключения эксперта качества медицинской помощи из реестра. Так, исключение эксперта качества медицинской помощи из реестра осуществляется решением директора территориального фонда обязательного медицинского страхования или уполномоченным им должностным лицом из числа заместителей директора территориального фонда обязательного медицинского страхования, оформленного приказом территориального фонда обязательного медицинского страхования на основании:
а) прекращения (истечения срока) действия одного или нескольких документов, являвшихся основанием для включения врача-специалиста в реестр;
б) двух и более претензий к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, в том числе по результатам реэкспертизы (реэкспертиз) качества медицинской помощи, предъявленных организаторами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
в) заявления эксперта качества медицинской помощи;
г) смерти эксперта качества медицинской помощи;
д) на основании заявления одного (одной) из нижеперечисленных органов или организаций:
- органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации;
- профессиональной медицинской ассоциации;
- общественного объединения специалистов медицинского профиля;
- страховой медицинской организации;
(пп. "д" введен Приказом ФФОМС от 24.12.2015 N 272)
е) в случае изменения места жительства (переезда) в другой субъект Российской Федерации.
Указанный в Порядке перечень закрытый.
Врачи-специалисты, исключенные из реестра по основаниям, указанным в подпунктах "б", "д" пункта не подлежат повторному включению в реестры.
Приказом Фонда от 22.08.2017 года №126/03 Соколова М.О. исключена с 22.08.2017 года из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи Ярославской области, о чем ей было сообщено письмом от 23.08.2017 года.
Истица ссылается на Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования (Письмо ФФОМС от 17.02.2011 N 822/30-5/и), указывает, что в приказе об исключении из территориального реестра экспертов не содержится основания такого исключения.
В силу п. 18 Методических указаний основаниями для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра являются:
а) истечение срока (прекращение) действия документа (документов), являющегося (являющихся) основанием для включения эксперта качества медицинской помощи в территориальный реестр;
б) обоснованные неоднократные претензии к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, поступающие от организаторов и/или субъектов контроля;
в) заявление эксперта качества медицинской помощи об исключении из территориального реестра.
Вместе с тем, суд отмечает, что Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования, были разработаны в целях реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
В данном случае Фонд руководствовался приказом ФФОМС от 13.12.2011 N 230 "Об утверждении Порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 01.02.2012 N 23086, то есть специальным актом, изданным более поздней датой, в котором в качестве основания исключения из реестра указано на заявление одного (одной) из нижеперечисленных органов или организаций:
- органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации;
- профессиональной медицинской ассоциации;
- общественного объединения специалистов медицинского профиля;
- страховой медицинской организации.
Таким образом, Порядком ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети "Интернет" предусмотрен закрытый перечень оснований, по которым эксперт может быть исключен из территориального реестра экспертов.
Указанным Порядком не предусмотрено иных условий и подлежащих выяснению обстоятельств при рассмотрении Фондом вопроса об исключении эксперта из реестра.
Обращение Департамента в ТФОМС ЯО явилось законным основанием для исключения Соколовой М.О. из реестра.
Факты допущенных Соколовой М.О. нарушений при проведении экспертизы качества оказания медицинской помощи, установленные <данные изъяты> и Департаментом здравоохранения и фармации ЯО, послужившие обращению с заявлением об исключении из территориального реестра экспертов, а также ТФОМС ЯО, истицей не оспорены и не опровергнуты, требования к указанным лицам не предъявлены.
В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для признания незаконным и отмене приказа ТФОМС Ярославской области от 22.08.2017 года №126/03 и включения Соколовой М.О. в реестр.
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соколовой Марины Олеговны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Т.А.Фокина