Решение по делу № 12-159/2015 от 20.07.2015

Дело № 12-159/2015

Решение

24 августа 2015 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Дарьиной Т.В.,

при секретаре Кучевой Т.А.,

с участием представителя ТСЖ «Энергия-1» Никоновой М.Н.,

государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу товарищества собственников жилья «Энергия-1» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от <Дата><№> о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области от <Дата><№> товарищество собственников жилья «Энергия-1» (далее – ТСЖ «Энергия-1») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Из постановления следует, что ТСЖ «Энергия-1» ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности работодателя, а именно, ТСЖ не обеспечило работника средствами индивидуальной защиты.

В жалобе на указанное постановление ТСЖ «Энергия-1» просит постановление отменить. Автор жалобы полагает, что действия ТСЖ не образуют состав правонарушения. Непредставление личной карточки на ФИО не является подтверждением того, что ему средства индивидуальной защиты не выдавались. Непредставление в государственный орган сведений (информации) или представление их в неполном объеме влечет предупреждение или наложение административного штрафа в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ. Отсутствие состава правонарушения влечет прекращение производства по делу.

Также в жалобе указывает, что в протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения надлежащим образом не описано: не конкретизировано, в чем именно выражено нарушение, какие работники и чем не обеспечены.

Описательно-мотивировочная часть обжалуемого постановления в точности копирует содержание протокола без оценки данного обстоятельства в нарушение ч. 3 ст. 29.1 КоАП РФ. Доказательствами вины ТСЖ по мнению государственного органа являются акт проверки, платежные документы и другие документы, представленные работодателем, что к вменяемому нарушению не имеет никакого отношения. В ТСЖ имеются документы, свидетельствующие о приобретении средств индивидуальной защиты.

Автор жалобы полагает, что рассмотрение материала фактически не произошло, в нарушение ст. 29.7 КоАП РФ инспектор ФИО2 только предложила представителю расписаться в получении копии постановления, что является нарушением прав, предусмотренных ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ.

ФИО не привлечен в качестве потерпевшего по делу об административном правонарушении, что лишило его, как и ТСЖ, возможности реализации прав, предусмотренных КоАП РФ. Копия постановления ему не вручалась, о месте и времени рассмотрения дела он не извещался.

На протяжении деятельности ТСЖ «Энергия-1» не было ни разу допущено нарушений в рассматриваемой сфере, однако штраф назначен выше минимального, что считает нелогичным и несправедливым.

В рамках одной проверки по тем же безосновательным доводам вынесено постановление на должностное лицо с назначением штрафа в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании представитель ТСЖ «Энергия-1» поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление Государственной инспекции труда в Саратовской области.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 просила жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев административный материал в отношении ТСЖ «Энергия-1», суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В ст. 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с <Дата> по <Дата> в ТСЖ «Энергия-1», осуществляющего деятельность по адресу: город Саратов, <адрес>, установлено, что в нарушение ст. ст. 212, 221 ТК РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <Дата> <данные изъяты> «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» средства индивидуальной защиты ФИО не выдавались.

В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области <Дата> составлен протокол об административном правонарушении, ТСЖ «Энергия-1» постановлением Государственной инспекции труда в Саратовской области от <Дата> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Обстоятельства выявленного правонарушения и виновность ТСЖ «Энергия-1» в его совершении подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Доводы жалобы ТСЖ «Энергия-1» об отсутствии в его действия состава административного правонарушения, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену принятого постановления.

Согласно представленным суду материалам, ФИО приказом <№> от <Дата> был принят на работу в ТСЖ «Энергия-1» на должность электромонтера.

В соответствии с п. 6 трудового договора выполняемая работником работа имеет 2 класс по травмоопасности. Работник обеспечивается средствами охраны труда: комбинезон хлопчатобумажный, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, перчатки, галоши-диэлектрические, очки защитные.

В п. 1.13 «ТИ-128-2002. Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по обслуживанию электрооборудования», утвержденной Госстроем РФ 21.11.2002, предусматривающей основные требования по организации и проведению безопасной работы электромонтера по обслуживанию электрооборудования при эксплуатации электроустановок, установлено, что Администрация предприятия должна обеспечивать электромонтера средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

- костюм хлопчатобумажный - 1 комплект на год;

- ботинки кожаные - 1 пара на год;

- рукавицы комбинированные - 4 пары на год;

- перчатки диэлектрические - дежурные;

- каска защитная - 1 шт. на 2 года;

- респиратор - до износа;

- галоши диэлектрические - дежурные;

- очки защитные - до износа.

При наличии нескольких видов равноэффективных респираторов работники могут пользоваться правом выбора респиратора, наиболее приемлемого для них с точки зрения защиты и комфорта.

В примечании к ст. 5.27.1 КоАП РФ отмечено, что под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В силу п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Правила). Данные правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и распространяются на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 4 Правил Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется за счет средств работодателя.

Предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (п. 5 Правил).

В разделе II Правил установлен порядок выдачи и применения средств индивидуальной защиты.

Так, в силу п. 12 Правил средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

В соответствии с п. 13 Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

Сроки пользования средств индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам средств индивидуальной защиты с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении средств индивидуальной защиты, на котором имеется личная подпись работника.

Допускается ведение карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

Работодатель вправе организовать выдачу средств индивидуальной защиты и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных средствах индивидуальной защиты в электронную форму карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты.

Факт совершения вмененного ТСЖ «Энергия-1» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки органом государственного контроля юридического лица от <Дата>, протоколом об административном правонарушении № <№>, копией приказа <№> от <Дата> о принятии на работу ФИО на должность электромонтера, копией трудового договора <№> от <Дата>, должностной инструкцией электромонтера, копией приказа <№> от <Дата> об увольнении ФИО

В ходе проверки государственному инспектору труда ТСЖ «Энергия-1» не представлена личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты ФИО

При таких обстоятельствах оснований полагать, что ФИО, исполняющий обязанности электромонтера, был обеспечен средствами индивидуальной защиты, не имеется.

Доводы автора жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку непредставление в государственный орган сведений (информации) или представление их в неполном объеме влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права. Объектом правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ в отличие от объекта по ст. 5.27.1 КоАП РФ, является право государственных органов на информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям закона, не влечет отмену обжалуемого постановления.

В силу абз. 2 п. 4 постановления Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 настоящего Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, к его содержанию и порядку составления, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. Каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение допустимость и достоверность протокола об административном правонарушении, не установлено.

Не может повлечь отмену обжалуемого постановления и довод ТСЖ «Энергия-1» о непривлечении к участию в деле в качестве потерпевшего ФИО виду его необоснованности.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

По смыслу ст. 25.2 КоАП РФ физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.

При этом возможность влияния факта привлечения ТСЖ «Энергия-1» к административной ответственности на права и законные интересы ФИО отсутствует.

Рассмотрение данного дела по существу, без привлечения к участию в деле в качестве потерпевшего ФИО требованиям действующего законодательства не противоречит, прав и законных интересов указанного лица не нарушает, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Материалы дела свидетельствуют о том, что государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Саратовской области полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Саратовской области пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Энергия-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Доказательства объективной невозможности соблюдения юридическим лицом требований трудового законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении правонарушения, не установлены.

Наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 РФ в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Энергия-1» не допущено.

С учетом важности и социальной значимости охраняемых нормой, установленной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, общественных отношений, совершенное заявителем правонарушение не может быть признано малозначительным.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.1 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области № № <№> от <Дата> по делу об административном правонарушении в отношении товарищества собственников жилья «Энергия-1» о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без изменения, а жалобу товарищества собственников жилья «Энергия-1» – без удовлетворения.

Судья                                     

12-159/2015

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
ТСЖ "Энергия-1"
Суд
Заводской районный суд г. Саратов
Судья
Дарьина Татьяна Владимировна
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
zavodskoi.sar.sudrf.ru
21.07.2015Материалы переданы в производство судье
23.07.2015Истребованы материалы
10.08.2015Поступили истребованные материалы
24.08.2015Судебное заседание
25.08.2015Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015Вступило в законную силу
24.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее