Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-526/2020 ~ М-353/2020 от 02.12.2020

УИД 67RS0017-01-2020-000578-24

Дело № 2-526/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Монастырщина «28» декабря 2020г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 31 декабря 2020 года.

    Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Земцовой Т.В.,

при секретаре Езоповой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4 ФИО5 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица сектора опеки и попечительства отдела образования Администрации муниципального образования ФИО6

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «ФИО7 и ФИО8 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований указано, что она относится к категории из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. она признана нуждающейся в государственной защите и определена на полное государственное обеспечение и направлена в <данные изъяты>. Потом воспитывалась в приёмной семье, училась в <адрес>. За ней было закреплено жилое помещение в д.<адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., в котором она проживала до лишения родителей родительских прав. В ДД.ММ.ГГГГ она решила проверить закреплённое за нею жильё на его пригодность, чтобы определить, имеет ли она право на получение благоустроенного жилого помещения как ребёнок-сирота.

Комиссией при <адрес> было проведено обследования жилого помещения, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому обследуемое жилое помещение – <адрес> д.<адрес> не пригодно для проживания.

С учётом того, что закреплённое за нею жильё в ДД.ММ.ГГГГ году на основании акта обследования комиссией <адрес> было признано непригодным для проживания, считала, что Администрация, заведомо зная, что закреплённое за нею жильё непригодно для проживания, поставила её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и стала ожидать положенного ей жилья.

В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в <адрес> по вопросу продвижения очереди в предоставлении жилого помещения, однако ей пояснили, что на очереди она не стоит. На письменное обращение о постановке на очередь и предоставлении жилого помещения получила отказ в связи с тем, что постановка на очередь осуществляется до достижения сиротой возраста 23 лет, по достижении 23 лет право на получение жилья имеют лица, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до 23 лет. До исполнения возраста 23 лет с заявлением о постановке на очередь на получение жилья не обращалась. Зная о непригодности закреплённого за ней жилого помещения, <адрес> не поставила её на учёт в качестве нуждающейся до достижения ею возраста 23 лет, а ответом от ДД.ММ.ГГГГ. отказала в постановке на учёт из-за пропущенного срока обращения (старше 23 лет).

Просит суд обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм за счёт субвенций, предоставляемых <адрес> по образованию и науке, обязать <адрес> по образованию и науке осуществить за счёт средств областного бюджета финансирование исполнения <адрес> исполнение государственных полномочий по обеспечению её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в <адрес>.

Истица ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит их удовлетворить. Указала, что не знала о том, что обратиться с заявлением о постановке на очередь нужно до 23 лет.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в судебном заседании указал, что заявленные ФИО1 требования являются неправомерными и удовлетворению не подлежат, так как она с заявлением в орган опеки и попечительства о включении в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения возраста 23 лет не обращалась и утратила право на указанную меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. Указывает, что в 2016 году ФИО1 приходила в Администрацию с братом, который привозил документы для постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья и включения его в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Сотрудники ФИО1 говорили, чтобы она тоже собирала документы, так как «годы идут», она ответила, что знает и ушла.

Данные показания представителя ответчика ФИО1 подтвердила, указав, что ей в 2016 году предлагали собрать документы для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Представитель ответчика <адрес> по образованию и науке в судебное заседание не явился, обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что из искового заявления ФИО1 невозможно определить, обращалась ли она с заявлением в уполномоченный орган для постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Также указано, что дополнительные гарантии прав на жилое помещение распространяются на детей-сирот до достижения ими возраста 23 лет. Быть обеспеченным жилым помещением граждане старше 23 лет могут только в случае, если они обратились по вопросу реализации, но не реализовали имеющееся право до наступления этого возраста. Законом не предусмотрено приобретение права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения гражданами старше 23 лет. В настоящее время ФИО1 достигла возраста <данные изъяты> лет и к категории детей-сирот не относится.

Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> указала, что ФИО1 на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, в орган опеки и попечительства для включения её в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не обращалась.

В силу ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть данное гражданское дело при указанной явке.

Заслушав истицу ФИО1, представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, представителя сектора опеки и попечительства отдела образования Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся по делу доказательства каждое в отдельности на предмет относимости, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам и убеждениям.

Исходя из положений ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституции) каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту -_Федеральный закон № 159-ФЗ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из преамбулы Федерального закона № 159-ФЗ, действующего в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г., а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены данным лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По правилам ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратил силу с 1 января 2013 года пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу положений статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на ФИО1 лишь при наличии доказательств её обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, то есть до исполнения 23 лет.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 до достижения возраста 23 лет не заявила о своём праве на обеспечение жилым помещением путем письменного обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данный факт не оспаривался ею в ходе судебного разбирательства.

ФИО1 обратилась в сектор опеки и попечительства Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, в <данные изъяты> 2020 года, то есть, в возрасте <данные изъяты> лет.

Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин столь длительного пропуска срока обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, истцом суду не представлено.

Доводы ФИО1 о том, что <адрес>, зная о непригодности закреплённого за ней жилого помещения, не поставила её на учёт в качестве нуждающейся до достижения ею возраста 23 лет, являются несостоятельными.

На дату установления непригодности закреплённого за ФИО1 жилого помещения – на ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 не была несовершеннолетней, ей исполнился 21 год. Кроме того, как пояснил представитель ответчика – Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, ФИО1 сообщалось при её обращении в Администрацию о необходимости представить документы для включения в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Сама ФИО1 в судебном заседании подтвердила, что ей в ДД.ММ.ГГГГ году предлагали собрать документы для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению ФИО1 в компетентный орган по вопросу постановки её на учет, в период с 18 до 23 лет, суду не представлено.

При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования «ФИО9» Смоленской области, ФИО10 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд Смоленской области в течение месяца.

Судья Т.В.Земцова

2-526/2020 ~ М-353/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тесленко Анастасия Руслановна
Ответчики
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация МО "Монастырщинский район"
Другие
Органы опеки и попечительства Администрации МО "Монастырщинский район"
Суд
Монастырщинский районный суд Смоленской области
Судья
Земцова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
monastyrschina--sml.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.12.2020Предварительное судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.02.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее