РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 ноября 2017 года г.Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Трух Е.В.
при секретаре Зайдуллиной Ю.И.
с участием представителя административного истца Головачева Е.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску Демиденко Наталии Юрьевны к Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Демиденко Н.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары № №... от дата об отказе в предварительном согласовании предоставления ей в собственность земельного участка по договору купли-продажи; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара утвердить представленную Демиденко Н.Ю. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м, в следующих координатах: 1 (***), 2 (***), 3 (***), 4 (***), 1 (***); обязать Департамент градостроительства г.о. Самары возобновить рассмотрение заявления Демиденко Наталии Юрьевны от дата о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес; обязать Департамент градостроительства г.о. Самары опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для садоводства по адресу: адрес, площадью *** кв.м. В обоснование заявленных требований указала, что она является членом Дачного некоммерческого товарищества «Березовая грива», где ей на праве собственности принадлежит земельный участок №..., кадастровый №.... К границе принадлежащего ей земельного участка прилегает пустырь. В целях приобретения за выкуп под садоводство никем не занятого земельного участка она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением от дата. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес, на что получила отказ № №... от дата Основанием отказа послужило то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. С данным решением уполномоченного органа она не согласна, поскольку установленные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствуют.
Решением суда от дата исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным и отменил оспариваемое распоряжение, а также обязал административного ответчика возобновить рассмотрение заявления Демиденко Н.Ю. от дата, в остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда вышеуказанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
При новом рассмотрении дела определением суда от дата, вынесенным в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица по делу привлечено ДНТ «Березовая Грива».
В судебном заседании представитель административного истца- Головачев Е.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в открытое судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, ранее на подготовке дела к рассмотрению возражал против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица ДНТ «Березовая Грива» в суд не явился, представил отзыв, в котором указал, что в документах ДНТ отсутствуют сведения о владельце испрашиваемого истцом участка, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, не возражал против удовлетворения требований административного истца.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое решение уполномоченного органа вынесено 15.05.2017г. С данным административным иском истец обратилась в суд 16.06.2017г., т.е. в пределах установленного законом срока.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области, предусмотренными частью 1 статьи 3 настоящего Закона, в том числе по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, дата. Демиденко Н.Ю. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в собственность по договору купли-продажи земельного участка, площадью 503 кв.м, расположенного по адресу: адрес на основании подп.10 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самары от дата. №... заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (подп. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ). Согласно представленным документам и сведениям, содержащимся в ИСОГСД, образуемый земельный участок расположен на территории ДНТ «Березова Грива», план-схема которого представлена на согласование в рамках ст. 10.4 Закона Самарской области о земле. Документы, подтверждающие пользование земельным участком по адресу: адрес, заявителем не представлены.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указывалось административным ответчиком, основанием для отказа Демиденко Н.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужило несоблюдение заявителем требований к оформлению схемы расположения земельного участка, в частности, подпункта 2 п. 2 ст. 10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД, согласно которому к заявлению о предоставлении земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в собственность граждан прилагается заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Между тем, положения данной статьи Закона регулируют правоотношения по предоставлению в собственность земельных участков садоводам без проведения торгов бесплатно (п.1 ст. 10.4 Закона).
В рассматриваемом случае заявитель, являющийся членом ДНТ «Березовая грива», обратился в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка в собственность под садоводство по договору купли-продажи, в связи с чем, правила о бесплатном предоставлении земельного участка не применимы.
Дополнительные основания для принятия до 1 января 2020 года уполномоченным органом решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории перечислены в ст. 10.8 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
Согласно п.8 ст. 10.8 Закона одним из таких оснований является предоставление земельного участка полностью или частично в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определенной в плане-схеме, указанном в части 1 статьи 10.4 настоящего Закона и представленном в установленные частью 1 статьи 10.4 настоящего Закона сроки на согласование или согласованном уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, за исключением случаев обращения с заявлением садоводов, огородников или дачников, являющихся членами указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (в том числе в случаях перераспределения земельных участков внутри указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).
Поскольку административный истец является членом садоводческого некоммерческого объединения и обратился за предоставлением земельного участка в границах территории дачного некоммерческого объединения, установленные ст. 10.8 Закона основания для отказа в утверждении представленной им схемы расположения земельного участка также отсутствуют.
Из представленных на межведомственные запросы Департаменту градостроительства г.о. Самары сведений относительно наличия ограничений пользования испрашиваемого земельного участка, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес следует, что спорный земельный участок никому не предоставлялся, в реестре федерального имущества не числится, не отнесен к землям лесного фонда, не находится в зоне береговой полосы либо водоохраной зоны водных объектов, отсутствуют сведения о планировочных ограничениях, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, у уполномоченного органа не имелось оснований для отказа Демиденко Н.Ю. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по договору купли-продажи, расположенного по адресу: адрес площадью *** кв.м.
На основании изложенного, распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары №... от дата. об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по договору купли-продажи следует признать незаконным и подлежащим отмене с обязанием уполномоченного органа с учетом установленных настоящим решением обстоятельств возобновить рассмотрение заявления Демиденко Н.Ю. от дата. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес
В части заявленных административным истцом требований об обязании Департамента градостроительства г.о. Самара утвердить представленную Демиденко Н.Ю. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м, и опубликовать извещение о предоставлении земельного участка для садоводства по адресу: адрес, площадью *** кв.м, суд оставляет их без удовлетворения, поскольку решение данных вопросов отнесено к исключительной компетенции административного ответчика, в связи с чем, суд не может подменять решение уполномоченного органа.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Демиденко Наталии Юрьевны - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары №... от дата об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самары с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств возобновить рассмотрение заявления Демиденко Наталии Юрьевны от дата о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 503 кв.м, расположенного по адресу: адрес.
В остальной части административные исковые требования Демиденко Наталии Юрьевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21.11.2017.
Судья (подпись) Е.В. Трух
Копия верна. Судья
Секретарь