ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без рассмотрения
28 февраля 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Болочагина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства гражданское дело №а-425/17 по иску Инспекции ФНС России по <адрес> к А. Г. А. о взыскании задолженности по земельному налогу,
установил:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к А. Г. А. о взыскании задолженности по земельному налогу. В обоснование иска указывает, что ответчица является собственницей земельных участков по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровыми номерами № и 63:01:206001:672. В адрес ответчицы направлено требование об уплате налога №, которое до настоящего времени не исполнено. Просит взыскать задолженность по уплате земельного налога за 2012 год в размере 3082 рублей 17 копеек, за 2013 год в размере 3 427 рублей 79 копеек и за 2014 год в размере 3 427 рублей 79 копеек.
Ответчица отзыва по делу не представила, извещение о рассмотрении дела получила.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектами налогообложения являются расположенные в пределах муниципального образования земельные участки (ст.389 НК РФ). Плательщиками налога являются лица, обладающие этими земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (ст.390 НК РФ). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).
Постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» на территории городского округа Самара введен земельный налог.
Согласно данным налогового учета (л.д. 4), ответчице в течение 2012-2014 гг. принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами № (площадью 819,80 м2) и № (площадью 600,00 м2) по одному и тому же адресу: <адрес>, №, которые в силу ст.389 НК РФ признается объектом налогообложения.
Согласно сведениям из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 38), ответчица с ДД.ММ.ГГГГ является собственницей земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, №», <адрес>, участок 35, площадью 819,8 м2, предназначенного для садоводства.
Согласно сведениям из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 41), права на земельный участок с кадастровым номером № не зарегистрированы.
По данным публичной кадастровой карты (pkk5.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером № является ранее учтенным земельным участком, сведений его координатах характерных точек его границ в едином государственном реестре недвижимости не имеется, площадь носит декларированный характер.
Из материалов приказного производства мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> №а-689/16 усматривается, что в своих возражениях против судебного приказа, вынесенного по требованию налогового органа, идентичному рассматриваемому в настоящем деле, А. Г.А. признавал наличие в её собственности дачного участка по указанному адресу, но отрицала факт принадлежности ей 2 земельных участков.
Совпадение адресов земельных участков с кадастровыми номерами № при несовпадении номеров кадастровых кварталов, отсутствие сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером № «круглое» значение его декларированной площади являются признаками кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №
Для проверки данного предположения судом были запрошены реестровое дело на земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 55-73) и все материалы государственного фонда данных землеустройства по земельному участку с кадастровым номером № (л.д. 76-108).
Сопоставление полученных судом документов привело к следующим выводам.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № А. Г.А. был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок площадью 600 м2 по адресу: <адрес>, Мязин угол, <адрес>, в подтверждение чего выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 108). При проведении геодезических измерений ООО «Землемер» ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что фактически А. Г.А.занимает участок № площадью 819,8 м2 (л.д. 94). Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставленные ранее группе заявителей на праве пожизненного наследуемого владения земельные участки были предоставлены им в собственность в фактически занимаемых границах в пределах норм предоставления (л.д. 87-90). В частности, А. Г.А. был предоставлен в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 819,8 м2. На основании того же постановления у А. Г.А. было изъято свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ № и выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 819,8 м2 серии РФV-сам-01-02-00 № (л.д. 56-57).
Таким образом, на основании постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № у ответчицы прекратилось право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 600 м2 по адресу: <адрес>, Мязин угол, <адрес>, и возникло право собственности на земельный участок площадью 819,8 м2 по тому же адресу.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 819,8 м2 был поставлен ответчицей на кадастровый учет (л.д. 55), с присвоением кадастрового номера №, а ДД.ММ.ГГГГ ответчица зарегистрировала на него право собственности на основании свидетельства о праве собственности на земельный участок площадью 819,8 м2 серии РФV-сам-01-02-00 №. Само право собственности возникло до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ДД.ММ.ГГГГ.
Однако сведения в государственном фонде данных об объектах землеустройства о земельном участке площадью 600 м2 по адресу: <адрес>, Мязин угол, <адрес>, принадлежавшем ответчице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве пожизненного наследуемого владения, несмотря на прекращение этого права, сохранили статус актуальных, что являлось очевидной ошибкой. ДД.ММ.ГГГГ, при проведении инвентаризации ранее учтенных земельных участков был присвоен кадастровый № земельному участку площадью 600 м2 по адресу: <адрес>, Мязин угол, <адрес>, принадлежащему на праве пожизненного наследуемого владения А. Г.А. (л.д. 108), несмотря на то, что в действительности к тому времени право было прекращено, а земельный участок сформирован в фактически занимаемых границах и поставлен на кадастровый учет с уточненной площадью 819,8 м2 и кадастровым номером 63:01:0207001:82. Тем самым была допущена кадастровая ошибка, выразившаяся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о несуществующем земельном участке.
Следовательно, в действительности земельный участок с кадастровым номером 63:01:206001:672 не существует как объект недвижимости, а стало быть, и как объект налогообложения. У ответчицы существует налоговая обязанность по уплате земельного налога только в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно п.6 постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» пенсионеры освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении одного земельного участка площадью не более 600 м2. <адрес> земельного участка с кадастровым номером № превышает указанное значение, ответчица освобождается от обязанности по уплате налога в части, соответствующей кадастровой стоимости земельного участка площадью 600 м2 с тем же удельным показателем кадастровой стоимости, что и земельный участок с кадастровым номером 63:01:0207001:82. То обстоятельство, что льгота была ответчице предоставлена, указывает на соблюдение ею заявительного порядка получения льготы.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 47), кадастровая стоимость земельного участка земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 142 596 рублей 25 копеек, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1 027 389 рублей 76 копеек.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу в 2012 и 2013 гг. составляла для ответчицы с учетом льготы 306 346 рублей 25 копеек (1 142 596, 25 рубля * (1 – 600 м2/819,8 м2)), в 2014 г. – 275 457 рублей 76 копеек (1 027 389, 76 рубля * (1 – 600 м2/819,8 м2)).
Согласно п.5 постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» в 2012-2014 гг. ставка налога в отношении земельных участков для садоводства составляла 0,3%.
Сумма земельного налога за 2012 и 2013 годы, подлежавшая уплате по принадлежащему ответчице земельному участку, составляла 919 рублей 04 копейки в год (306 346, 25 рубля * 0,003), за 2014 год – 826 рублей 37 копеек (275 457, 76 рубля * 0,003).
Согласно п.4 ст.397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Истцом были направлены ответчице налоговые уведомления № на уплату земельного налога за 2012-2013 годы (л.д. 5) и № на уплату земельного налога за 2014 год (л.д. 6).
Согласно п.8 постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» в редакции, действовавшей в 2012 г., налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, у А. Г.А. имелась обязанность по уплате земельного налога за 2012 г. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом календаря выходных дней).
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Инспекцией ФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлялось требование № об уплате земельного налога за 2012 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Налоговое законодательство не содержит определения термина «выявление недоимки», следовательно, данный термин должен пониматься в общепринятом его значении, в котором понятие «выявление» имеет значение обнаружения существования некоего явления, получения сведений о некоем факте, а никак не составления какого-либо документа. Поэтому выявление недоимки налоговым органом имеет место незамедлительно по истечении установленного законодательством срока уплаты налога. Акт о выявлении недоимки является средством документальной фиксации данного обстоятельства (выявления недоимки). Составление этого акта является в силу п.1 ст.70 НК РФ обязанностью налогового органа и, по смыслу указанной нормы, оно должно производиться незамедлительно.
Таким образом, срок направления ответчику требования об уплате земельного налога за 2012 год, установленный ст.70 НК РФ, истцом пропущен. Требование об уплате земельного налога за 2012 год должно было быть направлено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст.70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Срок на добровольное исполнение требования об уплате налога, в соответствии с п.6 ст.6.1, п.4 ст.69 НК РФ, составлял 8 рабочих дней со дня его получения. При этом направленное по почте заказным письмом требование считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.6.1, п.6 ст.69 НК РФ). Таким образом, при определении даты истечения срока на обращение в суд следует просуммировать срок направления требования об уплате налога, срок, по истечении которого оно считается полученным налогоплательщиком, срок для добровольного исполнения этого требования и установленный ст.48 НК РФ срок на обращение в суд.
Следовательно, срок на добровольное исполнение требования об уплате земельного налога за 2012 год истек ДД.ММ.ГГГГ (срок, установленный ст.70 НК РФ для направления требования об уплате налога, – ДД.ММ.ГГГГ + 6 рабочих дней на получение требования + 8 рабочих дней на добровольное исполнение требования).
В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога сумма налогов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку действительная сумма земельного налога за 2012 г. не превысила 3 000 рублей, срок на обращение в суд с заявлением о его взыскании не начал течь после истечения указанного выше срока на добровольное исполнение требования об уплате земельного налога за 2012 г.
Согласно п.8 постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» в редакции, действовавшей в 2013 г., налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, у А. Г.А. имелась обязанность по уплате земельного налога за 2013 г. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Инспекцией ФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлялось требование № об уплате земельного налога за 2013 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Налоговое законодательство не содержит определения термина «выявление недоимки», следовательно, данный термин должен пониматься в общепринятом его значении, в котором понятие «выявление» имеет значение обнаружения существования некоего явления, получения сведений о некоем факте, а никак не составления какого-либо документа. Поэтому выявление недоимки налоговым органом имеет место незамедлительно по истечении установленного законодательством срока уплаты налога. Акт о выявлении недоимки является средством документальной фиксации данного обстоятельства (выявления недоимки). Составление этого акта является в силу п.1 ст.70 НК РФ обязанностью налогового органа и, по смыслу указанной нормы, оно должно производиться незамедлительно.
Таким образом, срок направления ответчику требования об уплате земельного налога за 2013 год, установленный ст.70 НК РФ, истцом пропущен. Требование об уплате земельного налога за 2013 год должно было быть направлено не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом календаря входных дней).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст.70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Срок на добровольное исполнение требования об уплате налога, в соответствии с п.6 ст.6.1, п.4 ст.69 НК РФ, составлял 8 рабочих дней со дня его получения. При этом направленное по почте заказным письмом требование считается полученным по истечении 6 рабочих дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.6.1, п.6 ст.69 НК РФ). Таким образом, при определении даты истечения срока на обращение в суд следует просуммировать срок направления требования об уплате налога, срок, по истечении которого оно считается полученным налогоплательщиком, срок для добровольного исполнения этого требования и установленный ст.48 НК РФ срок на обращение в суд.
Следовательно, срок на добровольное исполнение требования об уплате земельного налога за 2013 год истек ДД.ММ.ГГГГ (срок, установленный ст.70 НК РФ для направления требования об уплате налога, – ДД.ММ.ГГГГ + 6 рабочих дней на получение требования + 8 рабочих дней на добровольное исполнение требования).
В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога сумма налогов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку действительная сумма земельного налога за 2012 г. и 2013 г. в общей сложности не превысила 3 000 рублей, срок на обращение в суд с заявлением о его взыскании не начал течь и после истечения указанного выше срока на добровольное исполнение требования об уплате земельного налога за 2013 г.
Согласно п.8 постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога» в редакции, действовавшей в 2014 г., налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако в силу п.1 ст.397 НК РФ земельный налог в 2014 г. полежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, у А. Г.А. имелась обязанность по уплате земельного налога за 2014 г. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Инспекцией ФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлялось требование № об уплате земельного налога за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
Таким образом, срок направления ответчику требования об уплате земельного налога за 2014 год, установленный ст.70 НК РФ, истцом соблюден.
Следовательно, срок на добровольное исполнение требования об уплате земельного налога за 2014 год истек ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога сумма налогов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Поскольку действительная сумма земельного налога за 2012-2014 гг. в общей сложности не превысила 3 000 рублей, срок на обращение в суд с заявлением о его взыскании начинает течь спустя 3 года после истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате земельного налога за 2012 г. (ДД.ММ.ГГГГ), т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ни на день обращения истца в суд с настоящим иском, ни на день рассмотрения настоящего дела, срок для обращения истца в суд с настоящим иском ещё не начал течь, т.е. установленные законодателем досудебные процедуры ещё не завершены, в связи с чем исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного досудебного порядка разрешения спора.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Следовательно, рассматриваемый иск подлежит оставлению без рассмотрения. Административный истец вправе обратиться с требованием о взыскании земельного налога за 2012-2014 гг. в размере, установленном настоящим определением, в течение 6 месяцев после ДД.ММ.ГГГГ в порядке приказного производства. Выводы о сроках на обращение в суд, изложенные в настоящем определении, будут носить обязательный для мирового судьи характер при разрешении вопроса о вынесении судебного приказа. В случае отмены судебного приказа или отказа в его вынесении истец будет вправе обратиться с требованием о взыскании земельного налога за 2012-2014 гг. в размере, установленном настоящим определением, в порядке искового производства.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.196, 293 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции ФНС России по <адрес> к А. Г. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012-2014 гг. оставить без рассмотрения.
Предложить Инспекции ФНС России по <адрес> принять необходимые меры, в том числе, с использованием процедур межведомственного взаимодействия, к исключению из используемых в налоговом учете информационных ресурсов сведений о несуществующем объекте налогообложения – земельном участке с кадастровым номером 63:01:206001:672, поставленном на кадастровый учет вследствие кадастровой ошибки, а также сообщить о принятых мерах налогоплательщице.
На настоящее определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии определения.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья