Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-295/2015 ~ М-47/2015 от 28.01.2015

Дело 2-295/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Канск Красноярского края     19 мая 2015 года

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Гришаниной Н.В.,

при секретаре - Рыковой Е.В.,

с участием истца - Ершова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова ФИО6 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании кадастровой ошибки и установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ершов В.Н. обратился в суд с иском, в котором просит признать наличие кадастровой ошибки при определении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес> принадлежащего ему на праве собственности, и установить границу земельного участка, соответствующей границе земельного участка с кадастровым номером , расположенного относительно адресного ориентира <адрес> снятого с кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ года.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему на основании Постановления Администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право общей долевой собственности на землю по адресу: <адрес>, <адрес> На основании данного свидетельства ему был предоставлен земельный участок, соответствующий координатам земельного участка с кадастровым номером 24:18:1000001:141, расположенный относительно адресного ориентира: <адрес>, между <адрес> и линией ЛЭП.Указанным земельным участком он пользовался для сенокошения. Однако, согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположенный относительно адресного ориентира: <адрес>, снят с кадастрового учёта 27 июля 2010 года.ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал свое право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:18:1000001:140, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>.Фактически земельный участок с кадастровым номером , на который истцом зарегистрировано право собственности, должен был соответствовать земельному участку с кадастровым номером , снятому с кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ.Во время межевания именно на этом земельном участке присутствовал истец, именно его границы определялись, площади земельных участков фактически совпадают.Однако, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границе земельного участка с кадастровым номером , на который зарегистрировано право собственности истца, со значительным отклонением от первоначальных границ земельного участка, выделяемого ему при передаче земли. Истец считает, что при проведении постановки на учёт земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности допущена ошибка, повлекшая формальное смещение границ земельного участка.

В судебном заседании истец Ершов В.Н. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, пояснил, что от АО «Рассвет» получил долю в праве общей собственности на землю. В счет земельной доли произвели выделение земельного участка, провели межевание. При проведении межевания в 2007 году он лично присутствовал, границы участка были согласованы с соседями. Выделенный земельный участок имел границы и расположение, соответствующее участку с кадастровым номером 141. На регистрационный учет поставил участок в 2013 году. Границы и расположение зарегистрированного участка не совпадают с границами и расположением выделенного в 2007 году участка. Просит обязать ответчика устранить кадастровую ошибку и установить границы его участка, чтобы они совпадали с границами ранее отмежеванного. Участок с кадастровым номером не пригоден для сенокошения.

Представитель ответчика - директор ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кацер Л.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд возражения по иску, согласно которым Учреждение осуществляет функции, возложенные на Роерсестр по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, т.е. осуществляет публичные полномочия. Вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости регулирует Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и принятые на его основе иные нормативные акты. Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрен состав необходимых для кадастрового учета документов. Одним из таких документов является межевой план - при кадастровом учете изменений уникальных характеристик земельного участка, к которым согласно ст.7 Закона о кадастре относятся сведения о границах. В случае, если имеет место кадастровая ошибка ( т.е. ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН) в сведениях о границах спорного участка, она подлежит исправлению в порядке учета изменений, т.е. в заявительном порядке (ст.28 Закона о кадастре). Из искового заявления не следует, что истец обращался с таким заявлением в Учреждение. В п.п.4, 18, 47 Порядка ведения ГКН, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010т. №42, на которые имеется ссылка в иске, применительно к вопросу о кадастровой ошибке установлено, что при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет в связи с исправлением кадастровой ошибки). Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения:об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки). Основаниемдля исправления кадастровой ошибки являются представленные документы, необходимые для кадастрового учета измененийобъекта недвижимости.Таким образом, для исправления кадастровой ошибки в определении границы земельного участка в Учреждение вместе с заявлением должен быть представлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером в соответствии с существующими требованиями с целью кадастрового учета изменения сведений о земельном участке.Из изложенного следует, что данный вопрос разрешается не в судебном, а в заявительном порядке путем обращения в орган кадастрового учета. Из искового заявления не следует, что такое обращение осуществлялось в Учреждение, и было получено решение об отказе в кадастровом учете.Установление границ земельного участка также осуществляется путем подготовки межевого плана.Согласно ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.Спор о праве на недвижимость (к которым относятся, в том числе, споры о границах земельных участков) не подлежит разрешению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Следовательно, такое требование не может быть предъявлено органу кадастрового учета. Позиция Учреждения по данному вопросу подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ №10\22 от 29.04.2010г.Полагают, что спор о границах земельного участка должен быть разрешен между заинтересованными лицами. В связи с изложенным иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в лице Учреждения и подлежит оставлению без рассмотрения. В удовлетворении иска просят отказать.

Представитель третьего лица - Администрации Канского района в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации установление границ земельных участков осуществляется при проведении мероприятий по землеустройству.

В силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 8 апреля 1996 г., определяет комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1), а также составление чертежа границ земельного участка (п. 2).

Положениями ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей (ст. 40 указанного Закона).

При этом собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения в силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В силу части 3 статьи 1 указанного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии со статьей 28 вышеназванного Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В силу требований части 5 указанной статьи орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Указанное требование также закреплено в пункте 51 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ, в соответствии с которым орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, подготовленного с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, направляет его заверенную копию с сопроводительным письмом по почтовому адресу правообладателя объекта недвижимости или по адресу соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления для представления (направления) необходимых для исправления такой ошибки документов.

В соответствии с п. 4 данной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно ст. 38 ч. 7 указанного закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Анализируя вышеприведенные положения закона, суд полагает необходимым отметить, что орган кадастрового учета исправляет обнаруженную кадастровую ошибку только при наличии документов, подтверждающих такую кадастровую ошибку, а также с соблюдением требований закона и прав третьих лиц.

По смыслу законодательства о государственном кадастре недвижимости лицо, заявляющее требование об исправлении кадастровой ошибки, должно доказать ее наличие, при этом, единственным доказательством наличия кадастровой ошибки являются документы межевания (землеустроительная экспертиза).

Как установлено материалами дела Ершову В.Н. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право общей долевой собственности на землю по адресу: <адрес> На основании данного свидетельства ему был предоставлен земельный участок, в 2008 году проведено межевание, земельному участку присвоен кадастровый номер но регистрация права собственности Ершовым на данный земельный участок не была произведена. Смежные земельные участки имеют :161 и . Границы земельного участка на местности не закреплена. 27.07.2010 года земельный участок с кадастровым номером N перестал существовать как объект гражданского оборота в связи с его снятием с кадастрового учета решением Росреестра, так как по истечении двух лет со дня постановки его на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.

ДД.ММ.ГГГГ года Ершов зарегистрировал право собственности на земельный участок, истцом получено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок общей площадью 70084 кв.м. с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Почтовый адрес ориентир: <адрес>, границы земельного участка определены. Смежные земельные участки имеют кадастровые номера и .

В силу статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 года внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Положениями ч. 4 ст. 24 названного Закона (в редакции, закона от 21.07.2011 года), было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие допущенной кадастровым органом в сведениях государственного кадастрового учета кадастровой ошибки, суд считает требования Ершова не подлежащими удовлетворению.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) исчерпывающе определен перечень случаев, когда сведения, содержащиеся государственном кадастре недвижимости, могут быть изменены в порядке исправления выявленных ошибок.

Исследовав собранные по делу доказательства с учетом характера заявленного по настоящему делу требования, суд приходит к выводу о том, что Ершов в ходе рассмотрения дела не пояснил, в чем именно заключается допущенная ошибка и могут ли быть устранены выявленные при осуществлении государственного кадастра противоречия в рамках процедуры, установленной положениями статьи 29 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

В этой связи внесение требуемых заявителем изменений предполагает изменение существующих границ и площади этого участка.

Исходя из того, что по существу имеется спор о праве, который не может быть разрешен в порядке исправления ошибки в государственном кадастре недвижимости в соответствии с требованиями статьи 29 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного по делу требования. Спор о границах земельного участка разрешается судом с участием владельцев (собственников) смежных земельных участков, то есть надлежащим ответчиком по данному иску не может являться ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Оценивая представленные по делу доказательства, суд полагает, что наличие кадастровой ошибки не подтверждено надлежащими доказательствами, заключения о том, что при установлении координат земельного участка, принадлежащего истцу, была допущена кадастровая ошибка, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Ершову ФИО7 в удовлетворении иска к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании кадастровой ошибки и установлении границ земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

               Судья-                                           Н.В. Гришанина

2-295/2015 ~ М-47/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ершов Владимир Николаевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Другие
Администрация Канского района
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Гришанина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kanskray--krk.sudrf.ru
28.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2015Передача материалов судье
02.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2015Предварительное судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
19.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2015Дело оформлено
23.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее