РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2015 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шиловой Э.Р.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Н.Тагил М.В.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2- 2118/2015 по иску Администрации города Нижний Тагил к С.С.Г. о признании права муниципальной собственности на жилое помещение выселении из жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Нижний Тагил в лице представителя Б.А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к С.С.Г., в котором просит: признать право муниципальной собственности на жилое помещение - комнату площадью <...> кв. метра в трехкомнатной <адрес> общей площадью <...> кв. метра, жилой площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес>; признать право собственности за С.С.Г. на жилое помещение – однокомнатную квартиру общей площадью <...>. метра, жилой площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес>; выселить С.С.Г. из жилого помещения – комнаты площадью <...> кв. метра в трехкомнатной <адрес> общей площадью <...> кв. метра, жилой площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес> в связи с предоставлением им жилого помещения в рамках подпрограммы «Повышение качества условий проживания населения Свердловской области» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.13 № 1330-ПП).
В обоснование исковых требований представитель истца в исковом заявлении указал, что ответчик является собственником комнаты площадью <...> кв. метров в трехкомнатной <адрес> общей площадью <...> кв. метра, жилой площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес> Право собственности ответчика возникло на основании договора купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности ответчика зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик зарегистрирован в жилом помещении по месту жительства. Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № дом по улице улица <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственников было направлено требование о сносе принадлежащих им жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ ответчики уведомили Администрацию города о невозможности самостоятельно осуществить снос, принадлежащих им жилых помещений. Администрацией города на основании части 10 статьи 32 ЖК РФ было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № № об изъятии у ответчика комнаты площадью <...> кв. метров в трехкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>. В рамках реализации подпрограммы «Повышение качества условий проживания населения <адрес>» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020» (утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №), на основании постановления Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № № (пункт 37 раздела 6) ответчику было предоставлено жилое помещение - однокомнатная квартира общей площадью <...> кв. метра, жилой площадью <...> кв. метра по адресу: <адрес> с заключением соглашения о переходе права собственности. В соответствии с пунктом 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47) жилой дом, имеющий деформации фундамента, стен и несущих конструкций, влечет опасность обрушения, в связи с чем проживание в таком доме невозможно и представляет угрозу жизни и здоровью ответчиков. Целью фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и целью Региональных программ является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, оказание финансовой поддержки субъектам РФ для переселения граждан из аварийного жилья. Продолжая проживать в аварийном жилье, ответчики своими действиями, выразившимися в отказе от переселения, препятствуют реализации данной федеральной и региональной программы, полностью опровергая ее смысл и задачи. Фактически они препятствуют государству исполнить свои обязательства по ликвидации в России аварийного жилья. В соответствии со статьей 32 ЖК РФ и нормами Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, либо находящихся в жилых домах, подлежащих сносу, на территории города» (утвержден постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № №), переселение собственников в случае принятия решения об изъятии жилого помещения происходит путем предоставления другого равнозначного по общей площади благоустроенного жилого помещения муниципального жилищного фонда взамен изымаемого жилого помещения (в случае, если собственник (семья собственника) может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Переход права собственности на изымаемое жилое помещение и предоставляемое взамен жилое помещение муниципального жилищного фонда коммерческого использования осуществляется на основании заключаемого между сторонами соглашения (договора мены). От заключения соглашения о переходе права собственности на жилые помещения ответчик отказался, так как не получил по месту жительства подписанный со стороны Администрации города проект договора мены жилых помещений, не представил также письменный отказ от заключения договора. Отказываясь от заключения соглашения о переходе права собственности на жилые помещения и от переселения в предоставленное жилье, собственник злоупотребляет своими правами, препятствует истцу исполнить обязательные требования федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству» и адресной программы <адрес>.
В судебном заседании установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: С.С.Г., Х.А.А., ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетний Х.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Х.А.А..
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что на иске настаивает, просил иск удовлетворить.
Ответчик С.С.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо Х.А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, высказавшего мнение о том, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:
Судом установлено, что постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. Управлению учета и распределения жилья Администрации города в срок до ДД.ММ.ГГГГ указано произвести расселение жителей дома в соответствии с законодательством.
В комнате площадью <...> кв. метров в трехкомнатной <адрес> этого дома зарегистрированы С.С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ., Х.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. по месту пребывания, Х.А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. по месту пребывания.
Комната общей площадью <...> кв.метров в <адрес> принадлежит С.С.Г. на основании договора купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 этой же статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 данной статьи, допускается только с согласия собственника.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Часть 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе ст. 32 данного Кодекса.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 этого же Постановления судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Таким образом, из содержания указанных норм и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе, исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии, применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика Администрацией города Нижний Тагил направлено требование о сносе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил № № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено изъять для муниципальных нужд жилые помещения, в том числе комната площадью <...> кв.метров в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> С.С.Г..
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес собственника комнаты направлено соглашение о переходе права на жилые помещения в аварийном доме, которое предложено подписать.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № решено предоставить С.С.Г. взамен изымаемой комнаты площадью <...>. метров в трехкомнатной квартире общей площадью <...> кв.метров, в том числе жилой площадью <...> кв.метров по адресу: <адрес> стоимостью <...> согласно постановлению Администрации г.Н.Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О заселении жилых помещений» однокомнатную квартиру общей площадью <...> кв. метров, в том числе жилой площадью <...> кв. метров по адресу <адрес> стоимостью <...>, без дополнительной оплаты. Квартиру по адресу: <адрес> включить в фонд коммерческого использования, заключить с С.С.Г. соглашение о переходе права собственности на жилые помещения по указанным адресам на вышеперечисленных условиях.
Право муниципальной собственности на квартиру по <адрес> подтверждается свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности на это жилое помещение на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, соглашение между сторонами о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего сносу, другого жилого помещения и переселении достигнуто не было.
Поскольку предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого может быть осуществлено только на основе соглашения между органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, и собственником изымаемого жилого помещения, сторонами такого соглашения не достигнуто, что свидетельствует о нарушении процедуры изъятия жилого помещения, установленной статьей 32 Жилищного кодекса РФ, суд полагает, что прекращение права собственности ответчика на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выселение ответчика из спорной квартиры приведет к нарушению жилищных прав собственника этого жилого помещения и зарегистрированных в нем лиц.
На этом основании суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Администрации города Нижний Тагил следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации г.Нижнего Тагила Свердловской области к С.С.Г. о признании права муниципальной собственности на жилое помещение – комнату площадью <...> кв. метров в трехкомнатной <адрес> общей площадью <...> кв.м., жилой площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>; признании права собственности за С.С.Г. на жилое помещение – однокомнатную квартиру общей площадью <...> кв.метров, жилой площадью <...> кв.метров по адресу: <адрес>; выселении С.С.Г. из жилого помещения – комнаты площадью <...> кв. метров в трехкомнатной <адрес> общей площадью <...> кв.м., по адресу: <адрес> с предоставлением в собственность С.С.Г. жилого помещения в рамках подпрограммы «Повышение качества условий проживания населения Свердловской области» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1330-ПП, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагила в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18 сентября 2015 года.
Председательствующий – подпись.
Копия верна.
Председательствующий – Т.А.Орлова