Дело № 2-1129/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-001791-24)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 25 августа 2021 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего – судьи Жигаревой Е.А.,
при секретаре Усуровой С.Н.,
с участием истца Бырка В., представителя ответчика администрации Городского округа Шатура по доверенности Федоровой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бырка Василе к администрации Городского округа Шатура, Комитету по управлению имуществом, Министерству имущественных отношений Московской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка, признании недействительным постановления органа местного самоуправления и исключении сведений о границах земельного участка,
установил:
Бырка В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Городского округа Шатура, Комитету по управлению имуществом о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 28 мая 2021 г. обратился в администрацию городского округа Шатура Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство, приложив к нему схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с к/н №. 16 июня 2021 г. на свое заявление № получил отказ, мотивированный тем, что у заявителя отсутствуют права на объект капитального строительства, расположенный на испрашиваемом земельном участке. Указано, что на испрашиваемом земельном участке расположены элементы, характерные для детских игровых площадок. Считает, что доводы, указанные в решении об отказе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. К испрашиваемому земельному участку с трех сторон вплотную прилегает асфальтированная проезжая часть, его использование в качестве детской площадки является невозможным. Просит с учетом принятых судом дополнений признать решение органа местного самоуправления и Министерства имущественных отношений Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, признать недействительным постановление администрации от 06 июля 2021 г. №, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, обязать администрацию, Комитет по управлению имуществом городского округа Шатура, Министерство имущественных отношений Московской области согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением суда от 11 августа 2021 г., отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
В силу ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ суд, установив, что административный истец обратился с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, разделение требований невозможно, перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец Бырка В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, с учетом их дополнения.
Представитель ответчика администрации Городского округа Шатура по доверенности Федорова В.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что наличие на испрашиваемом земельном участке детской площадки было установлено в ходе его осмотра. Ранее этот же земельный участок испрашивали в собственность ФИО9, им также было отказано в связи с наличием детской игровой площадки. В администрации имеется коллективное обращение жителей прилегающих домов относительно судьбы детской площадки. В настоящее время органом местного самоуправления земельный участок поставлен на кадастровый учет как общественно-деловая зона.
Представители ответчиков Комитета по управлению имуществом, Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Своей позиции по иску не представили.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», вступившего в силу 01.01.2015, установлено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, за исключением направления уведомлений о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории городского округа Московской области и направления уведомлений о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2).
В силу подп. 2 п. 3 постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 № 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области определено уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления городских округов Московской области по:
1) принятию решения об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков;
2) принятию решения о выборе основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из предусмотренных документами градостроительного зонирования;
3) предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
4) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального образования Московской области, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов;
5) установлению сервитута, публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) установлению публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений местного значения, определенных подпунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;
7) выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
28 мая 2021 г. Бырка В. обратился в администрацию Городского округа Шатура Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приложив к нему схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>.
Из акта осмотра земельного участка от 07 июня 2021 г., проведенного главным инспектором отдела земельного контроля и надзорной деятельности комитета по управлению имуществом администрации городского округа Шатура Московской области ФИО3 и ведущим экспертом ФИО4, следует, что испрашиваемый земельный участок не огорожен, благоустроен, на испрашиваемом земельном участке расположена детская площадка.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области» Распоряжением Минмособлимущества от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую (далее - Порядок).
Указанный Порядок применяется в отношении проектов решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при поступлении от граждан заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком.
При изложенном выше нормативном регулировании орган местного самоуправления лишен возможности распорядиться земельными участками неразграниченной госсобственности в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Министерства имущественных отношений Московской области.
Таким образом, в силу названных выше норм закона администрация Городского округа Шатура Московской области не обладает самостоятельными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
15 мая 2020 г. в администрации городского округа Шатура Московской области было зарегистрировано коллективное обращение жителей домов <адрес> <адрес> с просьбой воспрепятствовать попыткам приобретения в частную собственность детской игровой площадки при указанных домах, существующей с 1928 г. и придать ей соответствующий статус.
С учетом установленных обстоятельств в Минмособлимущество направлен на согласование проект решения органа местного самоуправления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Бырка В.
Сводным заключением (п. 12) Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 15 июня 2021 г. № 103-О согласован отказ в предоставлении услуги.
Решением администрации Городского округа Шатура Московской области от 16 июня 2021 г. № № истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» ввиду отсутствия у заявителя прав на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, в результате осмотра земельного участка установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены элементы, характерные для детских игровых площадок.
Постановлением администрации Городского округа Шатура Московской области от 06 июля 2021 г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 774 кв. м, местоположением: Российская Федерация, <адрес>, из земель категории – «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования – «земельные участки (территории) общего пользования».
29 июля 2021 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании решения органа местного самоуправления и Министерства имущественных отношений Московской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка, поскольку истцом не представлено доказательств принадлежности ему расположенных на испрашиваемом земельном участке элементов детской игровой площадки. Испрашиваемый земельный участок, несмотря на отсутствие установленного статуса общественной территории (на момент рассмотрения заявления Бырка В.) является таковой, используется в качестве детской игровой площадки несколько десятилетий жителями прилегающих к нему домов, в т.ч. многоквартирных.
Исходя из отказа в удовлетворении заявленных требований о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка, принятое администрацией Городского округа Шатура Московской области постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 06 июля 2021 г. и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № прав Бырка В. не нарушает. Указанное решение принято и совершены действия по постановке земельного участка на кадастровый учет в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления. Иных оснований для оспаривания постановления истцом не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Бырка Василе к администрации Городского округа Шатура, Комитету по управлению имуществом, Министерству имущественных отношений Московской области о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка, признании недействительным постановления органа местного самоуправления и исключении сведений о границах земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 26.08.2021
Председательствующий Е.А. Жигарева