Судья: Екимова Т.А. Дело <данные изъяты>а-22378/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Курлаевой И.АВ., Цыцаркиной С.И.,
при секретаре - помощнике судьи Харламове К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2020 года апелляционную жалобу Меротинцева Р.А. на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Меротинцева Р. А. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «<данные изъяты>» от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Меротинцеву Р. А., выдвинутому в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>», обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск, назначенных на <данные изъяты>, по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Меротинцева Р.А., его представителя – адвоката Грибова Е.Е., представителя ИК городского округа Подольск Московской области - Миндиярова Р.А.,
заключение прокурора Ищенко Е.И., полагающей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты>.
Меротинцев Р.А. <данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований – л.д. 117-124) о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования «<данные изъяты>» (далее – ИК городского округа Подольск) от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об отказе в регистрации Меротинцеву Р. А., выдвинутому в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>». В качестве способа восстановления нарушенного права просил суд обязать административного ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск, назначенных на <данные изъяты>, по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>.
В обоснование иска указал, что предоставил в избирательную комиссию все необходимые документы в целях выдвижения и регистрации его кандидатом в депутаты на предстоящих выборах, в том числе необходимое количество действительных и достоверных подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения. Достоверность подписей подтверждается справкой об исследовании от <данные изъяты> <данные изъяты>, подготовленной ГУ МВД РФ по <данные изъяты>. Все подписи проставлены лично избирателями, удостоверены подписью сборщика подписей. Неуказание сборщиком подписей в ряде подписных листов своего года рождения является технической ошибкой, отказ в регистрации по данному основанию носит формальный характер. В нарушение положений пункта 2.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13.06.2012 N 128/986-6, членом ИК городского округа Подольск не было сообщено административному истцу о том, что в 8 из 28 подписных листов по невнимательности лица, осуществляющего сбор подписей, в подписных листах не указан год рождения сборщика подписей.
Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск оставлен без удовлетворения.
Не соглашаясь с данным решением, Меротинцев Р.А. обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, указывая, что суд дал ошибочную оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц и заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений истца, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно, либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей.
Из материалов дела усматривается, что решением ИК городского округа Подольск <данные изъяты> от <данные изъяты> определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск, в том числе по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>, максимальное количество подписей, представляемых кандидатом в ИК по данному округу, - 84.
В целях регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Подольск по одномандатному избирательному округу <данные изъяты> Меротинцев Р.А. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться, другие документы, предусмотренные статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также подписные листы с 83 подписями избирателей в поддержку самовыдвижения.
Решением ИК городского округа Подольск от <данные изъяты> <данные изъяты> административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с недостаточным количеством действительных и(или) достоверных подписей избирателей, собранных кандидатом в поддержку самовыдвижения, - из 83 представленных подписей 83 признаны избирательной комиссией недействительными.
Основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Так, согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности; в соответствии с подпунктом «г» - подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Аналогичные положения содержат пункты 8 и 4 части 14 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты> N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в <данные изъяты>".
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно пункту 12 указанной выше статьи каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что в подписных листах 1, 2, 3, 17, 19, 21, 22, 27 полностью не указаны сведения о дате рождения (число, месяц, год рождения) сборщика подписей, в остальных подписных листах данные сведения указаны частично (только год рождения, без числа и месяца).
Кроме того, в подписном листе 5 (всего 5 подписей) и подписном листе 19 (1 подпись) избиратели не указали дату внесения подписи, - проставлены только день и месяц, без указания года.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
При этом в силу пп. «д» п. 24 ст. 38 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Из системного толкования пунктов 1, 6.1, 6.3 и 6.4, подпунктов "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. Поскольку все 83 подписи избирателей в поддержку выдвижения Меротинцева Р.А. кандидатом на выборную должность обоснованно признаны ИК недействительными, следовательно, необходимое для регистрации количество достоверных подписей отсутствовало.
При таких данных избирательная комиссия правомерно вынесла решение об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты на предстоящих <данные изъяты> выборах.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска основано на материалах дела и не противоречит требованиям закона. Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не допустил.
В этой связи судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Довод апелляционной жалобы Меротинцева Р.А. о том, что допущенная сборщиком подписей техническая ошибка не могла послужить основанием для признания подписей недействительными и, как следствие, для отказа в регистрации кандидатом, основана на ошибочном истолковании действующего избирательного законодательства.
Довод апеллянта о том, что в нарушение положений пункта 2.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК РФ от <данные изъяты> N 128/986-6, член ИК городского округа Подольск не указал административному истцу на недостатки в оформлении представленных подписных листов, является несостоятельным: согласно данному пункту в отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, а также правильность нумерации подписных листов; при этом в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Меротинцева Р.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи