Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-949/2018 ~ М-655/2018 от 06.03.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2018 года

Советский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Топтуновой Е.В., при секретаре судебного заседания Шароватовой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС России по Советскому району г. Самары к Рузанову Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России по Советскому району г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к Рузанову Д.А., в котором просил взыскать с Рузанова Д.А. в доход бюджета на общую сумму рублей: задолженность за ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физ.лиц в сумме рублей и пени по данному налогу в размере рублей.

Впоследствии административный истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с Рузанова Д.А., ИНН , в доход бюджета рублей задолженность по налогу на имущество физических лиц, в том числе:

за ДД.ММ.ГГГГ. налог в размере рублей;

за ДД.ММ.ГГГГ налог в размере рублей;

пени по данному налогу в размере рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующий на основании служебного удостоверения и доверенности поддержал уточненные исковые требования, а также поддержал ранее данные пояснения по делу.

Пояснил, что задолженность по налогу на имущество физических лиц ответчиком погашена частично. Расчет налога производился МИФНС по Самарской области, где ранее состоял на учете ответчик, в связи с переменой ответчиком места жительства сведения о задолженности были переданы в ИФНС Советского района г. Самары.

Административный ответчик Рузанов Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указывал на то, что МИФНС РФ по Самарской области неоднократно производился перерасчет сумм налога в сторону уменьшения, данные суммы налога он оплачивал. Неоплата налога вызвана исключительно наличием разногласий в его исчислении. Административным истцом пропущен срок на обращение с заявленными требованиями.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России по Самаркой области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил суду письменный отзыв на иск, в котором поддержал заявленные истцом требования.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьями 57 Конституции РФ, 3 НК РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Федеральным законом от 02.12.2013 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что имущественные налоги (транспортный налог, земельный налог и налог на имущество) должны быть уплачены не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст. 52 НК установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В силу положений ст.48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно представленным суду сведениям, Рузанов Д.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ. являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества: здание фермы , здание фермы , здание фермы с перехо<адрес>, расположенных по адресу: <адрес>.

В связи с наличием данных объектов налогообложения у Рузанова Д.А. возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ.г.

Судом установлено также, что начисление налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.г. в отношении ответчика производилось МИФНС России по Самарской области.

Так, из отзыва МИФНС России по Самарской области на иск следует, что впервые МИФНС России по Самарской области в адрес Рузанова Д.А. было выставлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.г. в общем размере руб., в том числе за ДД.ММ.ГГГГ в сумме руб.

При этом налоговой инспекцией учитывалась следующая инвентаризационная стоимость объектов налогообложения:

- здание фермы руб.,

- здание фермы с переходом (корпус ) – руб.,

Здание фермы – инвентаризационная стоимость не установлена.

По заявлению Рузанова Д.А. МИФНС России по Самарской области был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. с суммой налога к уплате – руб.

После этого, инспекцией в адрес налогоплательщика Рузанова Д.А. направлялись налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ год, с суммой налога к уплате ( с учетом переплаты руб. ) руб.

Согласно пояснениям МИФНС России по Самарской области, в связи с отсутствием у налогового органа сведений об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - фермы , начисление налога за ДД.ММ.ГГГГ на данный объект не производилось. После поступления в налоговый орган в порядке информационного обмена поступили уточненные данные об инвентаризационной стоимости данного объекта налогообложения, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ год, с суммой налога к уплате (с учетом переплаты руб.) – руб.

ДД.ММ.ГГГГ. МИФНС России по Самарской области направила в адрес ответчика требование об уплате налога , согласно которого по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. за Рузановым Д.А. числилась задолженность по уплате налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджеты поселений (срок уплаты -ДД.ММ.ГГГГ.)- руб., пени руб.

После обращения налогоплательщика по вопросу правомерности начисления налога на имущество, налоговым органом в целях уточнения инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего Рузанову Д.А. был направлен запрос в центр технической инвентаризации.

В Межрайонную ИФНС России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. поступили сведения об уточненной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ответчику.

На основании уточненной инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно которого сумма налога к уплате ДД.ММ.ГГГГ. составила руб.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика МИФНС России по Самарской области выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), согласно которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. за Рузановым Д.А. числится общая задолженность в сумме руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам ) руб.(налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений). Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.

В качестве основания взыскания налога указано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. .(л.д.

В соответствии с данным налоговым уведомлением, произведён расчет налога на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ., общая сумма налога составила рублей, также произведен перерасчет налога ДД.ММ.ГГГГ., общая сумма налога ДД.ММ.ГГГГ. составила руб.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. (до 1 января 2020 г. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта. До этого момента для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость, что отражено в п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации.)

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Судом установлено, что по заявлению Рузанова Д.А. налоговым органом неоднократно производился перерасчет налогов за спорный период.

Вместе с тем, судом установлено, что сведения об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения – фермы № ДД.ММ.ГГГГг. поступили в налоговую инспекцию уже ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ).

Ссылка заинтересованного лица на получение сведений об инвентаризационной стоимости имущества ответчика лишь ДД.ММ.ГГГГ. не принимается судом, поскольку в данном случае предоставлялись уточненные сведения за ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. )

Согласно статье 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен специальный порядок взыскания налога по уточненному требованию, поэтому налоговый орган обязан руководствоваться положениями ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установившей срок для обращения за принудительным взысканием задолженности.

Направление налогоплательщику уточненного требования об уплате налога не освобождает налоговый орган от соблюдения сроков направления требований об уплате налога, предусмотренных ст. 70 НК РФ (не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки).

Поскольку в налоговом законодательстве не указаны сроки направления налогоплательщикам уточненного требования, то такое требование не может быть направлено позднее чем в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, а обращение в суд - следовать позднее срока, исчисленного по совокупности сроков, определенных в ст. ст. 48 и 70 НК РФ.

Датой     выявления недоимки за период ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению суда, следует считать ДД.ММ.ГГГГ. – дата поступления сведений об инвентаризационной стоимости объектов в МИФНС России по Самарской области ( л.д.

Таким образом, срок выставления уточненного требования за ДД.ММ.ГГГГ. истек ДД.ММ.ГГГГ.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, соответствующий налог за ДД.ММ.ГГГГ подлежал уплате до ДД.ММ.ГГГГ

С указанной даты начинает течь трёхмесячный срок, с которого подлежало направлению в адрес ответчика требование по уплате налога, однако до ДД.ММ.ГГГГ. требование по уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ в адрес Рузанова Д.А. не было направлено и направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ. (л.д

Вместе с тем, истцом и 3 лицом на стороне истца – МИФНС России по Самарской области не доказаны основания перерасчета налога за ДД.ММ.ГГГГ., произведенные в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. поскольку не имеется доказательств, подтверждающих отсутствие у налоговой инспекции сведений о кадастровой стоимости объектов налогообложения до указанной даты.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Налоговый орган не доказал соблюдения процедуры взыскания задолженности налогов, установленной действующим налоговым законодательством, в связи с чем суд полагает требования ИФНС России по Советскому району г. Самары к Рузанову Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ИФНС России по Советскому району г. Самары к Рузанову Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2018 года.

Судья:                  подпись                Е.В.Топтунова

2а-949/2018 ~ М-655/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары
Ответчики
Рузанов Д.А.
Другие
ИФНС 17
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Топтунова Е. В.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
06.03.2018Регистрация административного искового заявления
06.03.2018Передача материалов судье
12.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2018Судебное заседание
09.04.2018Судебное заседание
10.04.2018Судебное заседание
14.05.2018Судебное заседание
22.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2018Дело оформлено
02.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее