копия
№ 12-105/2018
РЕШЕНИЕ
27 апреля 2018 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда г. Красноярска Черных А.В., при секретаре Серобян И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» В.В. Позднякова на постановление мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 21.12.2017 года о привлечении ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 21.12.2017 года ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением защитник ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» В.В. Поздняков обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, в обоснование жалобы указав о ненадлежащем извещении, о времени и месте проведения плановой проверки, отсутствии оснований для проведения плановой проверки.
В судебном заседании защитник ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Поздняков В.В. доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном обьеме.
Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю Муллагулов Р.Р. возражал против удовлетворения жалобы.
Ответственность по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности»), который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской
Статьей 6 указанного Закона установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В силу пункта 5 Положения органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в частности:
- организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;
- ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 Положения государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право:
- проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования. Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярск ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю является уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора,
Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску УНД и ПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю проведены плановые проверки в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет». По результатам проведения проверок выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, вынесены предписания № 559/1/1-24 от 06.06.2017, № 570/1/1-16 от 09.06.2017, № 571/1/1-11 от 09.06.2017, № 572/1/1-7 от 09.06.2017, № 573/1/1-5 от 09.06.2017, № 569/1/1-17 от 09.06.2017, № 562/1/1-16 от 09.06.2017, № 568/1/1-28 от 09.06.2017, № 567/1/1-16 от 09.06.2017, № 566/1/1-15 от 09.06.2017, № 565/1/1-20 от 09.06.2017, № 563/1/1-73 от 09.06.2017, № 553/1/1-158 от 09.06.2017, № 558/1/1-30 от 09.06.2017, № 557/1/1-22 от 09.06.2017, № 556/1/1-29 от 09.06.2017, № 555/1/1-26 от 09.06.2017, № 554/1/1-40 от 09.06.2017, № 582/1/1-28 от 09.06.2017, № 574/1/1-40 от 09.06.2017, № 575/1/1-39 от 09.06.2017, № 577/1/1-36 от 09.06.2017, № 576/1/1-20 от 09.06.2017, № 578/1/1-11 от 09.06.2017, № 579/1/1-16 от 09.06.2017, № 580/1/1-23 от 09.06.2017, № 581/1/1-32 от 09.06.2017, № 560/1/1-20 от 09.06.2017, № 552/1/1-19 от 09.06.2017 об устранении нарушений.
Заявитель полагает, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску плановые проверки проведены с нарушением установленной действующим законодательством периодичности их проведения, а также на то, что с учетом риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) проверки должны быть проведены не ранее 2018 года.
Указанный довод заявителя судом отклоняется по следующим основаниями.
Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), установлен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении видов государственного контроля (надзора), в частности федерального государственного пожарного надзора.
По смыслу данной нормы при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о пожарной безопасности, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения Федерального закона № 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора не подлежат применению.
В силу статьи 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона № 294 -ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Абзацем 4 статьи 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ в редакции от 23.06.2016, действующей в период проведения проверок, предусматривалось, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
На основании изложенного, доводы заявителя о том, что в рассматриваемом случае необходимо учитывать изменения законодательства, внесенные в Федеральный закон № 294-ФЗ, в части применения риск-ориентированного подхода, судом отклоняются.
Как указано выше, приоритет в рассматриваемом случае имеют нормы Федерального закона № 69-ФЗ, которые в момент проведения проверки предусматривали проведение плановой проверки по истечении 3 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного Контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Как следует из материалов дела, с учетом вышеприведенных требований Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю до 1 сентября 2016 года был подготовлен проект плана проведения плановых проверок на 2017 год.
Подготовка проекта плана проведения плановых проверок осуществлялась в соответствии с требованиями действовавших на тот момент нормативных правовых актов, а именно:
- в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции от 23.06.2016;
- в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ в редакции от 03.07.2016;
- в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее - Административный регламент МЧС РФ) в редакции от 21.04.2014.
В 2016 году, в актуальной на момент подготовки и утверждения плана проведения плановых проверок на 2017 год редакции Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, риск-ориентированный подход при организации федерального государственного пожарного надзора предусмотрен не был.
Соответствующие изменения в ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, касающиеся утвержденного постановлением Правительства РФ от № 806 порядка организации и проведения проверок с применением риск-ориентированного подхода, были внесены Федеральным законом от № 100-ФЗ и вступили в действие только 09 июня 2017 года (после начала проведения проверок).
На основании изложенного, проверяемые объекты заявителя были правомерно включены в план проведения плановых проверок на 2017 год с учетом того, что периодичность проведения плановых проверок для объектов защиты высших учебных заведений, в том числе объектов СФУ, составляла не чаще одного раза в три года (в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 в редакции от 23.06.2016).
Разработанный и утвержденный в установленном порядке план проведения проверок на 2017 год был проверен органами прокуратуры на предмет законности включения в них объектов государственного надзора и направлен в генеральную прокуратуру для обобщения и опубликования на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети интернет.
Из абзаца второго статьи 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ следует, что предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является не соблюдение юридическим лицом обязательных требований, а соблюдение на объекте защиты требований пожарной безопасности.
В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателей.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжениям о проведении плановой проверки предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности.
В этой связи является необоснованным довод заявителя о неправомерном проведении нескольких проверок в отношении объектов защиты, а не одной проверки в отношении юридического лица.
Оспаривая предписания, заявитель также указывает на то, что учреждение не было уведомлено о предстоящих плановых проверках.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
Распоряжениями от 03.05.2017 №№ 552-582 установлен срок проведения проверок с 15 мая по 09 июня 2017 г. Соответственно, о проведении проверок ОНД и ПР по г. Красноярску должен был уведомить СФУ не позднее 05 мая 2017 г - не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения проверок.
Уведомление (исх. от 04.05.2017 № 2-5-17-1714) о проведении плановых проверок с копиями указанных выше распоряжений доставлено нарочным в СФУ (вх.№ 3175 от 04.05.2017).
Судом установлено, что при подготовке данного уведомления ответчиком была допущена техническая ошибка в части, касающейся наименования адресата: вместо «ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в уведомлении было указано «ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный закон».
При этом в приложенных к уведомлению копиях распоряжений были указаны наряду с наименованием и реквизитами субъекта проверок (СФУ) адреса объектов проверок и сроки проведения каждой из них.
Указанная опечатка не могла повлиять на уяснение содержания данного уведомления, опечатка не являлась существенной, искажающей содержание уведомления о проведении проверок.
Таким образом, предписания № 559/1/1-24 от 06.06.2017, № 570/1/1-16 от 09.06.2017, № 571/1/1-11 от 09.06.2017, № 572/1/1-7 от 09.06.2017, № 573/1/1-5 от 09.06.2017, № 569/1/1-17 от 09.06.2017, № 562/1/1-16 от 09.06.2017, № 568/1/1-28 от 09.06.2017, № 567/1/1-16 от 09.06.2017, № 566/1/1-15 от 09.06.2017, № 565/1/1-20 от 09.06.2017, № 563/1/1-73 от 09.06.2017, № 553/1/1-158 от 09.06.2017, № 558/1/1-30 от 09.06.2017, № 557/1/1-22 от 09.06.2017, № 556/1/1-29 от 09.06.2017, № 555/1/1-26 от 09.06.2017, № 554/1/1-40 от 09.06.2017, № 582/1/1-28 от 09.06.2017, № 574/1/1-40 от 09.06.2017, № 575/1/1-39 от 09.06.2017, № 577/1/1-36 от 09.06.2017, № 576/1/1-20 от 09.06.2017, № 578/1/1-11 от 09.06.2017, № 579/1/1-16 от 09.06.2017, № 580/1/1-23 от 09.06.2017, № 581/1/1-32 от 09.06.2017, № 560/1/1-20 от 09.06.2017, № 552/1/1-19 от 09.06.2017 являются законными и обоснованными.
Согласно вышеуказанным предписаниям ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» должно было устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 02.10.2017 года. В установленный срок предписания не были исполнены, что стороной защиты не оспаривалось, вследствие чего в бездействии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ
Мировым судьей полно и объективно исследованы и верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 рублей назначено ФГАО ВО «Сибирский федеральный университет» в соответствии с санкцией, установленной частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 21 декабря 2017 года о привлечении ФГАО ВО «Сибирский федеральный университет» к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 69 в Октябрьском районе г. Красноярска от 21.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФГАО ВО «Сибирский федеральный университет» оставить без изменения, жалобу его защитника Позднякова В.В. – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Копия верна.
Судья А.В. Черных