Резолютивная часть решение оглашена 23 апреля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2019года
Дело № 2-1056/2019 23 апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Иванова в составе
председательствующего судьи Пластовой Т.В.
при секретаре Гарине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова гражданское дело по иску Козловой Анны Михайловны к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании незаконной установку дополнительного счетчика, возложении обязанности,
У с т а н о в и л :
Козлова А.М. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее ПАО «МРСК Центра и Приволья») о признании незаконной установку дополнительного счетчика, возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что Козлова А.М. является собственником земельного участка и жилого <адрес>. К дому проведено электричество, счетчик потребления электроэнергии находится внутри дома. За поставку электроэнергии истец исправно платит в ООО «ЭСК Гарант», дом используется под дачу и постоянно в нем никто не проживает.
05 февраля 2019 года в вечернее время истец в почтовом ящике обнаружила извещение, выданное представителем Тейковского РЭС ФИО5, в котором ФИО4 (прежний собственник дома) было предложено 07 февраля 2019 года 10 часов предоставить для проверки работу приборов учета, сверки расчетов за потребленную электроэнергию по показаниям электросчетчика. По телефону, указанному в извещении истец созвонилась с данным представителем и попросила перенести проверку на 13 часов.
07 февраля 2019 года в дневное время к дому прибыли электромонтеры и представитель Тейковского РЭС ФИО11 который, войдя в помещение, стал производить фотосъемку счетчика, затем пояснил, что в настоящее время истец будет платить по счетчику, который был установлен у дома на опоре ЛЭП. Также пояснил, что якобы истец потребляет больше энергии, чем платит. Через некоторое время истец обнаружила, что на опоре электропередач установлен счетчик, от которого тянулись провода вверх к электролинии.
На следующий день истец произвела фотосъемку счетчика и ею были выявлены следующие недостатки:
В соответствии с п. 1.5.9 Правил устройства электроустановок в 7 редакции (далее ПУЭ) счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах, на панелях, щитах, нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию. Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитах. Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8-1,7 метров. Допускается высота менее 0,8 метра, но не менее 0,4 метров. Конструкция была установлена на высоте 2,1 м.
В соответствии с п. 1.5.27 ПУЭ счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободной и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 С. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, не выше +20С. На опоре же был установлен замерший счетчик.
Степень защиты от проникновения жидкостей означает, что шкаф, короб или щиток для установки счетчика на столбе должен быть защищен от проникновения брызг жидкостей во всех направлениях. На установленном щитке доступ жидкости имеется.
В соответствии с п.2.1.47 ПУЭ в местах, где возможно повреждения электропроводки, открыто проложенные провода и кабели должны быть защищены от них своими защитными оболочками, а если такие оболочки отсутствуют или недостаточно стойки по отношению к механическим воздействиям,- трубами, коробами или ограждениями. На установленном счетчике провода не защищены никакими оболочками.
В соответствии с п.1.5.37 ПУЭ заземление счетчиков и трансформаторов тока должно выполняться в соответствии с требованиями гл.17 ПУЭ. При этом, заземляющие и нулевые защитные проводники от счетчиков и трансформаторов тока напряжением до 1 кВ до ближайшей сборки зажимов должны быть медными. В данном случае никакого заземления не было выполнено.
Кроме этого, указанный счетчик был установлен без ведома истца и его участия, так как извещение от 05 февраля 2019 года и акт контрольной проверки от 07 февраля 2019 года выписаны на гр. ФИО4, то есть фактически истец не имела законного права на участке в данной установки дополнительного счетчика на свой дом, а также лишена законного права представителем Тейковского РЭС ФИО5 на информацию об устанавливаемом счетчике, его номере, даты поверки, его показаний на момент установки.
Также, длина линии от верхней точки столба ЛЭП до счетчика в помещении истца и до счетчика на столбе разные, значит потери и сопротивление линии тоже разные. Любая нагрузка, включенная последовательно с основной увеличивает суммарное сопротивление нагрузки, что при неизменном напряжении должно уменьшать потребляемую мощность Данные в обоих счетчиках будут различные, при этом не в пользу потребителя.
Просит суд: признать незаконным установку дополнительного счетчика потребления электроэнергии на опоре электропередач (ЛЭП) возле <адрес> 07 февраля 2019 года, обязать работников Тейковского РЭС демонтировать данный дополнительный счетчик потребления электроэнергии на опоре ЛЭП возле <адрес>, обязать при расчете потребления электроэнергии использовать показания счетчика, установленного в помещении <адрес>.
В судебном заседании истица Козлова А.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что в каких- либо договорных отношениях с ответчиком не состоит, договор на поставку электроэнергии заключен с ООО «ЭСК Гарант». Обращение в суд с настоящим иском вызвано тем, что ей сотрудником Тейковского РЭС филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» было указано, что производить расчет за потребленную ею электроэнергию по адресу: <адрес> <адрес> она должна по показаниям установленного на уличной опоре счетчика. Ответчик истице никаких услуг не оказывает, договор на оказание услуг между истцом и ответчиком отсутствует, потребителем каких-либо услуг оказываемых ответчиком истица не является.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности Костерин И.С. с исковыми требованиями не согласился, сославшись на отзыв на иск и дополнительные возражения, в которых указывал, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> подключен от ВЛ 0,4 кВ ф. 610 Высоково, с опоры № 10.
23 сентября 2017 года производилась замена прибора учета, принадлежащего потребителю по данному адресу, акт замены составлялся на ФИО4, который по имеющейся информации являлся собственником домовладения, при замене прибора учета информации о том, что произошел переход прав владения при составлении акта от представителя потребителя не поступало, акт был подписан представителем потребителя ФИО7
В связи с небалансом электрической энергии у потребителей, подключенных от ВЛ 0,4 кВ ф. 610 д. Высоково, ответчиком осуществлялись замеры нагрузки. Замеры на воздушной линии на опоре 10 показали нагрузку 2,8 кВт., однако, по данным предоставленным ООО «ЭСК Гарант» оплата электроэнергии производилась нерегулярно. Последние показания, предоставленные ООО «ЭСК Гарант» 14 ноября 2018 года составили 568 кВт*ч.
07 февраля 2019 года представители филиала «Ивэнерго» на опоре 10 ВЛ 0,4 кВ ф. 610 Высоково установили щит и прибор учета электрической энергии СЭО-1.15.402, заводской номер № 04007880, на прибор учета нанесен спецзнак (марка) № 370188311. Данный счетчик СЭО-1.15.402 согласно паспорта может эксплуатироваться при температуре от -40°С до +60°С (п.1.11 Паспорта). Шкаф учета, в который помещен прибор учета с классом защиты IP55 (защиты от пыли и дождя). Нормы Правил устройства электроустановок носят рекомендательный характер.
Акт от 07 февраля 2019 года о допуске прибора в качестве расчетного потребителем подписан не был, в связи с чем, прибор учета электрической энергии не принят в качестве расчетного и используется сетевой организацией для целей контроля расхода электрической энергии, что подтверждается справкой ответчика.
Нарушений прав истца установкой данного прибора учета нет. Просил суд в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Николаева Т.Н. в обоснование своей позиции представила отзыв, в котором указала, что ООО «ЭСК Гарант» с 01 июля 2014 года является гарантирующим поставщиком электрической энергии в административных границах Ивановской области, подтвердила наличие фактических договорных отношений между ООО «ЭСК Гарант» и Козловой А.В. как потребителем энергоресурсов, учет которых осуществляется исходя из показаний индивидуального прибора учета, установленного внутри принадлежащего истице домовладения, спорный счетчик, установленный на опоре ЛЭП, в эксплуатацию не принимался, для расчетов за поставленную и потребленную энергию по домовладению <адрес>, расположенному по адресу: <адрес> не используется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В соответствии с частью 9 статьи 13 этого же Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные предписания по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктами 5, 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" закреплены особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, заключаются в простой письменной форме.
Для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю соответствующую письменную заявку.
На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.
О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра. В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра (п. 10 Приказа).
При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета.
При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора (п. 11 Приказа).
Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в Правилах используются следующие понятия: "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 33 Правил потребитель имеет право, в том числе: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета и распределителей в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 34 правил потребитель обязан, в том числе: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время; допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 81 Правил - оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230).
В силу п. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в. п. 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из перечисленных критериев, в том числе при невозможности установки прибора учета без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истица Козлова А.М. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>.
Право собственности на указанный объект недвижимости возникло у Козловой А.М. на основании договора купли – продажи земельного участка с жилым домом, заключенного 26 марта 2013 года между ФИО4, как продавцом, и Козловой А.М., как покупателем.
В абзаце пятнадцатым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 указано, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Таким образом, Козлова А.М., пользующаяся на праве собственности домовладением № 16 по указанному адресу является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, в том числе электрической энергии.
Материалами дела подтверждено, что учет поставляемой в домовладение по адресу <адрес>, <адрес> потребленной электрической энергии ведется по прибору учета «Меркурий 201.1», заводской № 31551780, который установлен полномочным представителем филиала «Ивэнерго «МРСК Центра и Приволжья» 23 сентября 2017 года внутри домовладения, о чем составлен соответствующий акт снятия, установки, замены, приемки приборов учета, наличие задолженности по оплате электрической энергии не имеется.
С момента приемки данного прибора учета, установленного внутри домовладения <адрес> <адрес>, и по настоящее время данный прибор учета является расчетным, расчеты с потребителем осуществляются на основании показаний данного прибора учета. В связи с чем, возлагать на ответчика обязанность при расчете потребления электроэнергии использовать показания счетчика, установленного в помещении <адрес>. <адрес> <адрес>, оснований не имеется, поскольку как уже указывалось выше расчет потребления ведется по установленному в домовладении № прибору учета.
Материалами дела подтверждено, что 07 февраля 2019 года представителями филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» произведена проверка указанного прибора учета, о чем составлен соответствующий акт контрольной проверки потребителя – гражданина. Претензий к работе прибора учета, целостности пломб не имеется.
Согласно абз. 28 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 28 Основных положений по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Таким образом, гарантирующий поставщик, действующий в интересах потребителя, урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В соответствии с Приказом от 24 января 2013 года № 27 Министерства энергетики Российской Федерации ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Привольжья» присвоен статус гарантирующего поставщика с 01 февраля 2013 года и до даты вступления в силу решения о присвоении статуса гарантирующего поставщика победителю конкурса в отношении указанной зоны деятельности гарантирующего поставщика, но не более чем на 12 месяцев. Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика являются административные границы Ивановской области, за исключением границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии ООО «Электросетевая компания», ОАО «Оборонэнергосбыт».
В соответствии с Приказом от 20 июня 2014 года № 357 Министерства энергетики Российской Федерации статус гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Привольжья» присвоен ООО «ЭСК Гарант».
В соответствии с пунктом 30 Основных положений, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
При этом, гарантирующий поставщик в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации имеет право обратного требования (регресса) к лицам, за действия (бездействия) которых он несет ответственность перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что подача электрической энергии к домовладению <адрес> <адрес> осуществляется посредством воздушной линии ВЛ-0,4 кВ от фид-1 КТП № 129 ВЛ-6 кВ № 610 от ПС «Тейковский ЦРП» в районе д. Высоково. Возле домовладения № как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами установлена опора линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, при этом, земельные участки, на которых расположены ВЛ (воздушные линии) находятся на балансе ПАО «МРСК Центра и Приволья», о чем так же в материалы дела представлено землеустроительное дело по установлению границ земельного участка под опорами ВЛ (ЛЭП).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что жилой <адрес> собственником которого является Козлова А.М. подключен от ВЛ 0,4 кВ фид. 610 Высоково с опоры № 10.
Материалами дела подтверждено, что 07 февраля 2019 года на столбе - опоре ЛЭП ВЛ-0,4 кВ № 1 КТП № 129 Высоково ВЛ-610 Тейковский ЦРП представителем филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» произведена установка прибора учета, находящегося в выносных шкафах учета (опора № 10 на дом № и на опоре № 14 на дом №).
Согласно «служебной записке» от 12 февраля 2019 года № МР7-Ивэ/Р18/2, составленной на имя руководителя Тейковского офиса продажи обслуживания клиентов, заместитель начальника Тейковского РЭС просит: «…перевести… потребителя ФИО4, лицевой счёт № 1200013055, проживающего по адресу: <адрес> <адрес>, на расчёт по приборам учёта, установленным в выносных шкафах учёта. Выносные шкафы учёта установлены на границе балансового разграничения согласно программе снижения потерь электроэнергии. Расчётные узлы электроэнергии находятся на балансе Тейковсго РЭС. Акты установки приборов учёта оформлены в одностороннем порядке, показания установленных приборов учёта потребителей указаны в актах. Работы по установке ВШУ проведены 07 февраля 2019 года».
Согласно представленному акту снятия, установки, замены, приемки приборов учета от 07 февраля 2019 года на опоре РЭС произведена установка электросчетчика Тип СЭО – 1.15.402, заводской № 04007880, расчетный электросчетчик является собственностью Тейковского РЭС, акт подписан со стороны представителя филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», подпись потребителя электрической энергии отсутствует.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что письмом от 15 февраля 2019 года на основании п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг руководящим лицом ООО «ЭСК Гарант» отказано в приеме данного прибора учета, акт снятия, установки, замены, приемки приборов учета от 07 февраля 2019 года возращен в Тейковский РЭС для оформления в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг и заявки от потребителя.
Согласно информационной справке за подписью начальника управления учета электроэнергии ПАО «МРСК Центра и Приволжья», представленной в материалы дела, прибор учета СЭО – 1.15.402, заводской № 04007880 в настоящее время не является расчетным и не используется для определения обязательств в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. То есть, данный прибор учета, установленный на опоре ЛЭП расчетным для нужд потребления <адрес> не является.
Согласно статье 2 ГПК РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Из части 1 статьи 3 ГПК РФ, статьи 11 ГК РФ следует, что обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.
Вместе тем, судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
Анализируя требования указанных выше норм права, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, суд приходит к выводу о том, что установленный сетевой организацией филиал «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» 07 февраля 2019 года прибор учета СЭО – 1.15.402, заводской № 04007880 не может использоваться и не используется для определения платы за электроэнергию на нужды потребителей <адрес> по адресу: <адрес>, поскольку прибор в эксплуатацию не принимался, не является расчетным и не используется для начисления платы за потребленную электрическую с истца.
В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждено, что начисление платы за потребленную электрическую энергию истцу производилось исходя из показаний прибора учета «Меркурий 201.1», заводской № 31551780, установленного и принятого в эксплуатацию в 2017 году в помещении домовладения № по адресу: <адрес>, принадлежащего Козловой А.М.
Факт использования спорного прибора учета в целях определения количества потребленной энергии собственниками домовладения № по указанному адресу в ходе рассмотрения дела не подтвержден.
Более того, статья 209 ГК РФ (пункты 1 и 2) предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог, обременять его другим способом, распоряжаться иным образом.
Материалы дела не содержат, и истицей суду в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, что установка прибора учета электрической энергии филиалом «Ивэнерго» на принадлежащем сетевой организации оборудовании, нарушает права истица.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд может сделать вывод, что установка прибора учета СЭО – 1.15.402, заводской № 04007880 на опоре ЛЭП не затрагивает права и законные интересы истца.
Доводы истца о том, что установка прибора учета осуществлена без соблюдения правил устройств электроустановок не могут быть приняты во внимание в качестве основания для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Требования Правил устройства электроустановок (ПУЭ), шестое издание, утвержденых Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, в редакции от 20 июня 2003 года (далее – ПУЭ) являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок.
Согласно п. 1.5.1. глава 1.5 ПУЭ «Учёт электроэнергии» содержит требования к учету электроэнергии в электроустановках. Дополнительные требования к учету электроэнергии в жилых и общественных зданиях приведены в гл. 7.1.
Согласно п. 1.5.2 ПУЭ расчетным учетом электроэнергии называется учет выработанной, а также отпущенной потребителям электроэнергии для денежного расчета за нее. Счетчики, устанавливаемые для расчетного учета, называются расчетными счетчиками.
Согласно п. 1.5.3 ПУЭ техническим (контрольным) учетом электроэнергии называется учет для контроля расхода электроэнергии внутри электростанций, подстанций, предприятий, в зданиях, квартирах и т.<адрес>, устанавливаемые для технического учета, называются счетчиками технического учета.
Поскольку спорный электросчетчик не принят в эксплуатацию, учет электроэнергии по спорному счетчику не осуществляется, в расчетах за отпущенную и потребленную электрическую энергию не учитывается, то нормы ПУЭ не подлежат применению в данном случае.
Истцом же указанные в исковом заявлении основания для применения Правил не подтверждены доказательствами, как и не представлены доказательства и того, что установка указанного оборудования может, так или иначе повлечь причинение вреда жизни и здоровью истца либо нанести вред его имуществу.
Учитывая изложенное, суд, установив конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами дела объема доказательств, представленных сторонами, фактических обстоятельств дела, приходит к выводу, что исковые требования истца о признании незаконной установку дополнительного счетчика потребления электроэнергии на опоре электропередач (ЛЭП) возле <адрес> 07 февраля 2019 года и возложении обязанности на работников Тейковского РЭС демонтировать данный дополнительный счетчик потребления электроэнергии на опоре ЛЭП возле <адрес> так же являются необоснованными, неподтвержденными документально и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Отказать Козловой Анне Михайловне в удовлетворении исковых требований к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании незаконной установку дополнительного счетчика, возложении обязанности,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пластова Т.В.
Дело № 2-1056/2019 23 апреля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
Ленинский районный суд города Иванова в составе
председательствующего судьи Пластовой Т.В.
при секретаре Гарине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова гражданское дело по иску Козловой Анны Михайловны к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании незаконной установку дополнительного счетчика, возложении обязанности,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Отказать Козловой Анне Михайловне в удовлетворении исковых требований к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании незаконной установку дополнительного счетчика, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пластова Т.В.