Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1781/2020 от 15.09.2020

Дело № 2а-1781/2020

УИД 13RS0023-01-2020-003475-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2020 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Парамонова С.П.,

при секретаре судебного заседания – Рогудяевой О.Е.,

с участием в деле:

административного истца – Демеува Т. Б.,

представителя административного ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Назаровой Н. В., действующей на основании доверенности, имеющей высшее юридическое образование,

представителя второго административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Ерцкиной О. А., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,

третьего административного ответчика - Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации,

четвертого административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан,

пятого административного ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда г. Саранска административное дело по административному иску Демеува Т. Б. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, Федеральном у казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан об обжаловании действий должностных лиц исправительных учреждений и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия и в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан,

УСТАНОВИЛ:

Демеув Т.Б. обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, Федеральном у казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан об обжаловании действий должностных лиц исправительных учреждений и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия и в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан.

В обоснование исковых требований указал, что в период отбытия им наказания ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия с 23.08.2013 по 06.03.2015 и в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан с 24.03.2015 по 16.10.2018 административные ответчики и его должностные лица (ИК) проявили бездействие, выразившееся в необеспечении в его отношении минимальных норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых, норм питания, осужденного к лишению свободы, уклонялись от обязанностей, возложенных на них в установленном законом порядке. Административный истец испытывал нравственные страдания из-за: содержания в условиях «перенаселенности», нехватки умывальников, унитазов, неудовлетворительной организации питания, отсутствие нательного белья и обуви по сезону.

Вышеуказанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.

В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями, им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен№,10168/19 но решение по существу дела пока не вынесено. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепивший порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд:

- взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия с 23.08.2013 по 06.03.2015 и в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан с 24.03.2015 по 16.10.2018 в размере один миллион рублей.

Административный истец Демеув Т.Б. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть административное дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония№5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Ерцкина О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, просила суд применить срок исковой давности.

Представитель административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России Абанина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, просила суд применить срок исковой давности, предусмотренный ст.219 КАС РФ.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Назарова Н.В. административные исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, представил возражение на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

На основании ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с положениями статьи 12.1. УИК РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ).

Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Демеув Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области за совершение уголовного преступления.

В период с 23.08.2013 по 06.03.2015 отбывал наказание по в ФКУ ИК-№5УФСИН России по Республике Мордовия в отряде№6.

В период с 24.03.2015 по 16.10.2018 отбывал наказание по в ФКУ ИК-№8УФСИН России по Республике Башкортостан в отряде№1.

Освобожден из мест лишения свободы 16.10.2018.

Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено следующее.

Жилая площадь отряда № 6 ФКУ ИК-№5УФСИН России по Республике Мордовия - 266.52 м2, в здании общежития отряда №6 имеется две спальных секции, в которых установлены двухъярусные кровати. Секция №1- 39 шт., секция №2 - 42 шт. За период отбывания наказания численность осужденных содержащихся в отряде №6 изменялась от 123 до 131 осужденных, лимит наполнения 133 человека, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 м2, что соответствует предъявляемым требованиям. Площадь комнаты воспитательной работы с осужденными составляет - 36,58 м2, комната приема пищи - 27,19 м2, умывальное помещение 11,49 м2.

В спальных помещениях общежития отряда №6 установлено 18 окон, размером 185x146 см. 6 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха.

В умывальной комнате установлено 11 умывальников. 2 раковины для мытья ног, имеется электрический водонагреватель, который позволяет нагревать воду в умывальниках. Туалет внутри помещения отряда. Установлено 9 унитазов, 2 писсуара, нормы приватности соблюдаются, количество соответствует установленным нормам. Здание общежития отряда №6 оборудовано естественной системой вентиляции.

В здании общежития отряда №6 установлено 35 светильников дневного освещения мощностью 100 вт., а так же 4 светильника ночного освещения мощностью 40 вт. Период работы дневного и ночного освещения по мере необходимости в зависимости от светового дня.

В жилых секциях общежития ежедневно проводится влажная уборка осужденными с применением дезинфицирующих средств. Ежемесячно проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация в помещениях отрядов, согласно заключенных договоров с ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России.

В каждом локальном секторе имеется уличная сушилка, сушка белья производится в специально оборудованной сушилке отапливаемой печью в здании банно-прачечного комплекса, так же имеется уличная сушилка при банно-прачечном комплексе.

Условия для соблюдения личной гигиены осужденных ФКУ ИК-5 У ФСИН России по Республике Мордовия в обжалуемый период были созданы в соответствии с Приказом Минюста России от 03.11.2005 №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

В ФКУ ИК-5 оборудован и функционирует банно-прачечный комплекс, располагающий помывочным залом, оборудованном 17 душевыми лейками и 10 парами кранов с подводкой горячей и холодной воды, начальником колонии утвержден график помывки осужденных по отрядно из расчета помывки 2 раза в неделю.

Продовольственное обеспечение осужденных в обжалуемый период осуществлялось согласно требованиям Инструкции по организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательно-трудовых профилакториях МВД СССР, утвержденной первым заместителем министра внутренних дел 06.11.88г. дсп. Контроль за качеством приготовленной пищи осуществлялся и осуществляется заведующим столовой, медицинским работником филиала «Медицинская часть №5» ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, разрешение на выдачу приготовленной пищи дается оперативным дежурным после снятия пробы, о чем делается запись в книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Медицинским работником ежедневно осуществляется контроль за санитарным состоянием помещений столовой и обеденного зала. Ежедневно после каждого приема пищи производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Меню раскладки составляется на неделю, утверждается начальником ИК-5. Продукты питания для осужденных получаются централизованно с центральной базы УФСИН России по Республике Мордовия в поселке Явас.

На складе учреждения имеется необходимый запас продовольствия в ассортименте: свежие овощи (лук, морковь, свекла, капуста), свежий картофель, соления (соленые огурцы, томаты), маринованная продукция, не менее семи наименований круп, мясная, молочная и рыбная продукция. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Питание осуществлялось на основании Приказа Минюста РФ от 02.08.2005 N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".

Рацион питания и калорийность составлялась с учетом полученных продуктов питания с центральной базы и соответствовала предъявляемым требованиям.

Приказом Минюста России от 03.12.2013 №216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (вместе с "Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях»). Согласно лицевого счета Демеув Т.Б. был обеспечен вещевым довольствием в полном объеме.

Согласно техническому паспорту здания и строения отряда №1 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, построены 1980 году, то есть до вступления в законную силу Инструкции. Данная Инструкция утверждена взамен «Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), утвержденные Министерством внутренних дел СССР 20.12.1973 г., в п.12.04 которых указано, что в составе бытовых помещений производственных зданий предусматриваются умывальные, уборные. Расчетное количество санитарных приборов (умывальников и унитазов) принимается по главе СНиП П-М.3-68. Эксплуатируемые здания и помещения ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю в полной мере соответствуют требованиям, указанных в СНиП П-М.3-68.

Общая площадь отряда № 1 составляет 634,40 м2. Спальные помещения -16 шт., Умывальник (рукомойник) -15 шт., влажная уборка - ежедневно, с применением дезинфицирующего средства - 2 раза в день; генеральная уборка - воскресенье, с применением дезинфицирующего средства, комната приема пищи — 2 шт., душевая кабина – 1 шт., унитаз - 10 шт.

Согласно приложению № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» спальные помещения отрядов оборудованы: спальными местами, в виде металлических панцирных кроватей, расположенных в два яруса, прикроватными отдельно стоящими тумбами, табуретами, деревянными окнами, которые имеют функцию открывания для проветривания, занавесками, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде светильников головного света и светильников ночного освещения. Расстояние между соседними кроватями составляет 85 см., между рядами кроватей 100 см.

Каждый осужденный имеет свое индивидуальное спальное место. Располагаются осужденные на железных 2-х ярусных кроватях, на каждого осужденного имеется прикроватная тумбочка, табурет. Хранение личных вещей осуществляется в отдельном, проветриваемом помещении на стеллажах. Выдача личных вещей производится ежедневно на основании графика.

Комната для умывания отряда № 1 имеет площадь 28,7 м2, оборудована умывальниками (рукомойниками) в количестве 15 штук, что соответствует нормам Приказа № 512 от 27.07.2006г.

Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации № 130-дсп от 02.06.2003г. «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» установлена норма положенности из расчета1 унитаз (писсуар) на 15 человек. Отряд № 1 имеет две туалетные комнаты, площадью 14,8 м2, 13,6 м2, оборудованные унитазами в количестве 10 штук, которые находятся в исправном рабочем состоянии, писсуарами в количестве 4 шт., которые находятся в исправном рабочем состоянии, что соответствует нормам. Приватность соблюдается путем наличия индивидуальных кабинок в количестве 10 штук, оборудована двумя деревянными окнами, которые имеет функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией, имеется искусственное освещение в виде 2 шт. светильников которые находятся в рабочем состоянии. Туалетная комната имеет центральное холодное водоснабжение и центральную канализацию. Ежеквартально проводится дератизация помещений отрядов, столовой для осужденных.

Освещение в помещении отряда № 1 осуществляется как естественным путем через оконные проемы, так и с помощью искусственного освещения. В качестве искусственного дневного освещения применяется светильник в соответствии с требованиями Свода правил. Оконные блоки в деревянном исполнении с двойным остеклением. Зазоры между оконными блоками и стеной, а также в оконных рамах отсутствуют.

Вентиляция в помещении отряда № 1 осуществляется как естественным путем проветривания через оконные блоки с форточками, так и с помощью приточно - вытяжной вентиляции шахтного типа. Курение в туалете запрещено. В каждом локальном участи имеется место для курения.

Согласно Минимальной норме питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, на мирное время, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 205 от 11.04.2005г. «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» свежие фрукты не положены. Меню раскладка составляется с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации № 205 от 11.04.2005г, имеющихся на складе продуктов. Продукты питания поставляются централизованно.

Согласно пункта 21 ПВР не менее двух раз в семь дней в ФКУ ИК-8 У ФСИН России по Республике Башкортостан обеспечивается помывка осужденных. Посещение осужденными банно - прачечного комплекса осуществляется согласно утвержденного начальником учреждения графика, горячая вода поступает централизовано.

Приложением № 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлен минимальный перечень предметов, которыми должна быть оборудована комната для хранения личных вещей. Комната для хранения личных вещей осужденных отряда № 1 соответствует данной норме.

Осужденные обеспечиваются индивидуальными гигиеническими наборами, мылом ежемесячно согласно Минимальной норме материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205. В наличии имеются ведомости выдачи данных средств, в которых осужденные оставляют личную роспись.

Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, которые согласуются между собой и не вызывают сомнений у суда. Доводы административного истца, напротив, материалами дела не подтверждаются.

Таким образом, доводы иска о том, что условия содержания в ФКУ ИК-№5УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, являются бесчеловечными, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.

Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 480-О-О).

Таким образом, в ФКУ ИК-№5УФСИН России по Республике Мордовия и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.

Условия отбывания наказания административным истцом суд не признает как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку они не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.

Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом настоящего разбирательства, согласно административному иску, является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении.

При этом доказательств обращения истца в период его содержания в ФКУ ИК-№5УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в колонии, истцом в материалы дела не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Как следует из административного иска, Демеув Т.Б. оспаривает действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в нарушении условий его содержания в период с 23.08.2013 по 06.03.2015 и с 24.03.2015 по 16.10.2018г.

Статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, в связи с чем, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Исключение по вопросу исчисления данного срока содержится в части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

Кроме того, согласно разъяснениям п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Как усматривает административный истец, он обжалует бездействие, имевшее место в период с 23.08.2013 по 16.10.2018 года.

С настоящим административным иском Демеув Т.Б. обратился в суд 16 июля 2020 (направив его почтой), то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с указанным административным иском Демеувом Т.Б. не представлено и судом не установлено. Нахождение последнего в местах лишения свободы никоим образом не лишало его возможности своевременно обратиться в суд, в том числе Европейский суд по правам человека, с жалобой либо названным административным иском, иском о компенсации морального вреда и т.д.

Согласно п. 7 ст. 6 и ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд Демеувом Т.Б. не представлено, срок на обращение пропущен им значительно, исходя из приведенных норм прав, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.

руководствуясь статьями 174-180, 227, 227.1 КАС Российской Федерации

РЕШИЛ:

Административный иск Демеува Т. Б. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, Федеральном у казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан об обжаловании действий должностных лиц исправительных учреждений и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия и в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года

Председательствующий С.П. Парамонов

1версия для печати

2а-1781/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Демеув Талгат Балтабаевич
Ответчики
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия
Управление Федерального казначейства по Републике Башкортостан
Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия
Федеральная служба исполнения наказаний России
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Парамонов Сергей Петрович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
15.09.2020Передача материалов судье
15.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2021Дело оформлено
01.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее